Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:00, реферат
В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
1.Введение:
а) рост значения космоса в жизни человечества,
б) почему требуется регулировать деятельность в космосе,
в) как такое регулирование возможно, г) как оно привело к образованию МКП.
2.Понятие и сущность:
а) международные правоотношения, возникающие в результате космической деятельности,
б) соотношение МП и МКП и основные принципы МКП,
3. Источники МКП.
4. Особенности МКП и космической деятельности.
5. Субьекты МКП:
а) государства и организации(первичные и вторичные) ,
б) права субъектов.
6. Объекты МКП:
а) общие положения,
б) понятие конкретных видов объектов.
7. Формы сотрудничества:
а) юридическое содержание принципа сотрудничества как основополагающего принципа МКП,
б) в рамках ООН,
в) в рамках межправительственных организаций,
г) в рамках неправительственных организаций.
8. Ответственность государств в МКП.
9. Перспективы развития МКП.
10. Вывод.
ПЛАН
1.Введение:
а) рост значения космоса в жизни человечества,
б) почему требуется регулировать деятельность в космосе,
в) как такое регулирование
2.Понятие и сущность:
а) международные правоотношения, возникающие в результате космической деятельности,
б) соотношение МП и МКП и основные принципы МКП,
3. Источники МКП.
4. Особенности МКП и космической деятельности.
5. Субьекты МКП:
а) государства и организации(первичные и вторичные) ,
б) права субъектов.
6. Объекты МКП:
а) общие положения,
б) понятие конкретных видов объектов.
7. Формы сотрудничества:
а) юридическое содержание принципа сотрудничества как основополагающего принципа МКП,
б) в рамках ООН,
в) в рамках межправительственных организаций,
г) в рамках неправительственных организаций.
8. Ответственность государств в МКП.
9. Перспективы развития МКП.
10. Вывод.
ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса. Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной - научно-технической деятельности.
Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права - международного космического права (МКП) .
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ.
С самого начала космической деятельности
оказалось, что любой из ее видов
может затрагивать интересы одного
или нескольких иностранных государств,
а большинство видов космическо
В этой резолюции "Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях" говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство только в мирных целях, необходимость международного сотрудничества в новой области) .
Поэтому Договор по космосу 1967 года устанавливает не только режим космического пространства, но и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и в других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса. Т. о. международное космическое право отрасль международного права, регулирующая правоотношения, возникающее в процессе деятельности мирового сообщества по освоению космоса, а также правоотношения во всех других средах, непосредственно связанные с деятельность по освоению космоса.
Не подлежит сомнению, что между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить общие международно-правовые принципы.
Особое значение такие принципы
имели для космической
С самого начала зарождения науки МКП большая часть юристов исходила из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. А что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.
Днем рождения МКП можно считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 года, когда была окончательно признана применимость принципов международного права к МКП.
Одним из основных принципов является
принцип равноправия государств
Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.
Итак, общность принципов МКП и международного права позволяет утверждать, что первое является составной частью второго как единого целого. Специфичность принципов и норм МКП не дает возможности отождествлять его с другими отраслями международного права. Этим и определяется роль и место МКП в общей системе международного права.
Цели, метод регулирования и
источники МКП и общего международного
права идентичны. Целью МКП является
обеспечение и поддержание
ИСТОЧНИКИ.
Метод правового регулирования един для МКП и международного права. Этим методом является согласование воль государств относительно содержания конкретного правила поведения и признания его юридически обязательным. Отсюда следует идентичность источников МКП и международного права. Ими являются международный договор и международный обычай.
Процесс нормообразования в МКП имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права.
Основная роль в процессе образования норм МКП принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы МКП. По м %ре развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами и в других.
Также к договорным источникам МКП относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для МКП принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.
Другой вид источников - обычай. Международный обычай - это правило поведения, которое в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным субъекта, и международного общения.
Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это 2 основополагающих принципа свободы исследования использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, т.к. они продолжают являться юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая.
Резолюции Генеральной Ассамблеи
ООН носят рекомендательный характер,
однако, принятые единогласно, они выражают
согласованные позиции
Статут Международного Суда ООН
относит к вспомогательным
Вторым вспомогательным
ОСОБЕННОСТИ.
Как отдельная отрасль
К группе особенностей, касающихся космической
деятельности относятся: 1) использование
космоса в военных целях
И, наконец, что касается особенностей непосредственно правовых норм. Две из них, касающиеся процесса нормообразования я уже упоминала, кроме того, четко просматривается тенденция к регулированию всех вопросов МКП в отдельных конвенциях и соглашениях, каждая из которых имеет свою область регулирования. Правовые вопросы решаются преимущественно через Комитет ООН по космосу, тогда как в морском праве - на конференциях. Несмотря на очень тесную связь космического права с экологией, правотворчество здесь значительно отстает от других отраслей международного права.
Подобная специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями (космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.
СУБЪЕКТЫ.
Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений и носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях субъекты международного права.
Итак, под субъектом МКП понимается участник, в т.ч. потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использовании космической технологии. В МКП существует 2 вида субъектов. Основными субъектами являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. При этом международная правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений.
Вторичными производными - субъектами являются созданные государствами и правомерно действующие международные организации. Объем правосубъектности таких международных организаций ограничен, и он определяется волей их государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого они учреждаются. При этом некоторые международные организации в силу св. ей правосубъектности могут являться субъектами международных космических правоотношений (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, ЕКА) , а другие - только субъектами международных правоотношений, ибо у них в Уставах отсутствует наделение их специальной компетенцией.
Итак, существенной разницей между субъектами является то, что суверенные государства ipso facto являются субъектами МКП, а международные организации являются лишь производными субъектами. Существуют 4 условия, которые должны соблюсти межправительственные организации, чтобы субъектом по основным Соглашениям и Конвенциям в области МКП: 1) организация должна официальна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению, 2) большинство государств-членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения, 3) большинство государств-членов этой организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 года, 4) организация должна осуществлять космическую деятельность. Однако и этого может быть недостаточно: по Конвенции об ответственности, по Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне права и обязанности организаций существенно (либо несущественно) ограничены.
Информация о работе Международное космическое право. Основные положения