Международное морское право, его источники и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:41, реферат

Описание работы

Международное морское право является органической частью общего междунородного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве межд. договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (межд. воздушное, право, космическое право и т. д.).

Содержание работы

Понятие международного морского права…………………………….…..3
Источники международного морского права………………………….…..3
Принципы международного морского права…………………………….…5
3.1 Принцип свободы открытого моря………………………………….….5
3.2 Принцип использования открытого моря в мирных целях……….…..9
3.3 Принцип рационального использования морских ресурсов…………10
3.4 Принцип предотвращения загрязнения морской среды………………11
3.5 Принцип свободы научных исследований……………………………..12
Список литературы………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

     

Институт  _ ГТБ и Таможенный менеджмент _________


 

Кафедра   _Таможенный менеджмент_______________


 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине Международное право

 

на тему: «Международное морское право, его источники и принципы».

 

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности _ менеджмент организации

специализации _ гост. и тур. бизнес _____

__IV__ курса ___ ГТБ-6-10/1 ____ группы

№ студенческого билета

(зачетной книжки) _10-0127_____      _______________  ____ Тимакова Т.Ю.


 

 

 

Руководитель

 

_________________________                ________________   ___________________


 

 

 

 

 

Москва – 2014г.

 

Реферат

Международное морское право, его источники и принципы.

Содержание.

  1. Понятие международного морского права…………………………….…..3
  2. Источники международного морского права………………………….…..3
  3. Принципы международного морского права…………………………….…5

           3.1 Принцип свободы открытого моря………………………………….….5

           3.2 Принцип использования открытого моря в мирных целях……….…..9

           3.3 Принцип рационального использования морских ресурсов…………10

           3.4 Принцип предотвращения загрязнения  морской среды………………11

           3.5 Принцип свободы научных исследований……………………………..12

Список литературы………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

  1. Понятие международного морского права.

Международное морское право - совокупность норм международных правел, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего междунородного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве межд. договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (межд. воздушное, право, космическое право и т. д.).

2. Источники международного  морского права.

Среди специальных источников выделяются две группы международных соглашений :

1) универсальные:  Конвенция  о международных правилах предупреждении  столкновения судов (1972 г.)[1], Международная конвенция по поиску и спасанию на море (1979 г.)[2], Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г .)[3] и др .;

2) локальные: Конвенция о  рыболовстве и сохранении живых  ресурсов в Балтийском море  и Бельтских проливах (1973 г.)[4]. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.)[5], Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана (1992 г.)[6]  и др. Общими источниками международного морского права являются Женевские конвенции по морскому праву (1958 г.)[7] и Конвенция ООН по морскому праву (1982 г .) [8].

В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Женевские конвенции 1958 г.[7]  кодифицировали общепризнанные принципы и нормы морского права: принципы свободы судоходства, рыболовства,  прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем,  право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В Конвенциях сформулированы и новые нормы морского права: режим континентального шельфа, виды прилежащих зон, обязанности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами.

Конвенция по морскому праву[8] – самая масштабная кодификация в истории международного права вообще. В 1982 г. ее подписали 159 государств мира, однако самые крупные морские государства отказались от участия в Конвенции (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды и др.).  Япония подписала, но не ратифицировала; СССР подписал , но ратификация была произведена уже Россией в 1997 г.

Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 г. одновременно с Соглашением об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, одобренном ГА ООН в 1994 г. Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения Конвенции, что дало возможность развитым государствам к ней присоединиться. [8]

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, международный район морского дна, континентальный шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью водной территории прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус. Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона,  континентальный шельф и исключительная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным правовым статусом, обусловленным их значением для международного судоходства. [8]

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т. д.

3.Принципы международного  морского права.

Основными принципами международного морского права являются:

1) принцип свободы открытого моря:

а) свобода судоходства;

б) свобода полетов;

в) свобода прокладывания трубопроводных кабелей;

г) свобода рыболовства;

д) свобода научных исследований;

2) принцип использования открытого моря в мирных целях;

3) принцип рационального использования морских ресурсов;

4) принцип предотвращения загрязнения морской среды;

5) принцип свободы научных исследований.

3.1 Принцип свободы открытого моря.

Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., открытое море включает все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств. [8]

Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы открытого моря. Данный принцип имеет общий характер. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г.[8] этот принцип включает, в частности, следующие элементы: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Необходимо иметь в виду, что приведенный перечень не является исчерпывающим (схема 1).

Схема 1. Режим открытого моря

Указанные свободы не являются абсолютными. Государства, осуществляя их, должны учитывать интересы других государств.

Кроме принципа свободы открытого моря Конвенция ООН 1982 г. закрепила также такие принципы, как принцип резервирования открытого моря для мирных целей и принцип запрета подчинения любым государством какой-либо части открытого моря своему суверенитету. [8]

Открытое море с давних времен служит для судоходства. Правовой режим судоходства в открытом море определяется действием принципа свободы судоходства. Этот принцип подразумевает, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Из принципа свободы открытого моря и принципа неподчинения какой-либо части открытого моря национальному суверенитету следует, что ни одно государство не может вмешиваться в дела других государств в открытом море. Применительно к судоходству это означает, что какие-либо акты вмешательства в дела иностранных судов в открытом море недопустимы. Все суда в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства флага.

Принцип исключительной юрисдикции означает, что государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это предполагает, в частности, что государство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания. Государство само определяет условия предоставления судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации. Так, в России порядок предоставления судам права на флаг и их регистрацию установлен Кодексом торгового мореплавания РФ 1999 г. [13]

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.[8] предусматривает изъятия из исключительной юрисдикции государства флага. Другие государства могут осуществлять акты вмешательства в отношении иностранных судов в открытом море только в строго определенных международным правом случаях. Военные корабли либо специально уполномоченные государственные суда имеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, работорговлей либо несанкционированным вещанием.

Военный корабль может также подвергнуть осмотру судно, если оно не имеет национальности, либо на нем поднят иностранный флаг, либо судно отказывается поднять флаг, однако в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль. Если подозрения окажутся необоснованными, то судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Следует отметить, что осмотр военным кораблем судна, на котором поднят иностранный флаг, либо судна, которое отказывается поднять флаг, однако они имеют ту же национальность, что и военный корабль, не является исключением из юрисдикции государства флага. В данном случае государство флага, от имени которого действует военный корабль, осуществляет, в сущности, юрисдикцию в отношении своего судна.

Необходимо отметить, что военные корабли и государственные суда пользуются безусловным иммунитетом от актов вмешательства иностранных государств.

Международное право предусматривает необходимость сотрудничества государств в борьбе с перевозкой рабов, пиратством, несанкционированным вещанием из открытого моря, незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами.

Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту. Любое государство может захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат и подвергнуть судебному преследованию. Так, в частности, Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. редакция 2014 [14] предусматривает наказание за пиратство.

Изъятием из исключительной юрисдикции государства флага являются положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. [8] относительно сотрудничества государств в пресечении несанкционированного вещания. Кроме государства флага право на задержание и арест лица или судна, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено государству, гражданином которого является данное лицо, государству регистрации передающей установки, государству, на территории которого могут приниматься передачи, и государству, санкционированным радиопередачам которого чинятся помехи.

Существенным изъятием из исключительной юрисдикции государства флага является право преследования по горячим следам. Преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или третьего государства.

Право преследования может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, а также другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и имеющими четкие внешние опознавательные знаки.

Эти положения с соответствующей модификацией применяются и в случае нарушения законов и правил прибрежного государства, касающихся его прав в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Хотя Конвенция ООН 1982 г. закрепляет принцип свободы рыболовства в открытом море, тем не менее, при осуществлении этой свободы государства должны соблюдать договорные обязательства, а также права и интересы прибрежных государств. [8]

Запасы живых ресурсов Мирового океана не являются неисчерпаемыми. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед человечеством, является сохранение живых ресурсов, и она может быть решена только путем сотрудничества государств. Государства на основе научных данных определяют размер допустимого улова и принимают меры с целью поддержания или восстановления популяции вылавливаемых видов живых ресурсов открытого моря.

Информация о работе Международное морское право, его источники и принципы