Международное морское право в борьбе с морским терроризмом и морским пиратством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Файлы: 1 файл

Реферат по праву по теме.docx

— 33.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Реферат по праву по теме: «Международное морское право в борьбе с морским терроризмом и морским пиратством»

 

 

 

 

                                                                            

 

Международное морское  право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.

Длительное время единственным источником международного морского права  являлись обычаи. В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.[1] Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:


Женевские конвенции 1958 года;

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров  государства заключают также  локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской  деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принцип свободы  открытого моря

Этот принцип — один из старейших в международном  морском праве. Описание ему дал  ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море

Статья 92 Конвенции по морскому праву гласит: торговое судно в  открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага  и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме  случаев, когда:

  • судно занимается пиратством;
  • судно занимается работорговлей;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного  использования мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

Принцип защиты морской  среды

По иному — принцип  предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит — военные  и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственностьгосударство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо. В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года. В настоящее время Конвенция ратифицирована 155 государствами.


Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное  регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;
  • проливы, используемые для международного судоходства;
  • архипелажные воды;
  • исключительная экономическая зона
  • континентальный шельф;
  • открытое море;
  • международный район морского дна.

Права государств, не имеющих выхода к морю

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих  выхода к морю, т. е. государств, которые  не имеют морского побережья:

  • Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением.
  • Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении.
  • Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам.

Ассамблея Межправительственной организации по борьбе с морским  пиратством— его «верховный орган», уполномоченный формировать общую  политику, — состоит из всех членов Органа. В состав же Органа входят те страны, которые занимаются транспортировкой грузов в экваториальных водах Африки, Южной Америки и Средней Азии, а также страны и судоходные компании, которые имеют прямой интерес  в обеспечении безопасности своих  суден. Ассамблея имеет, в частности, следующие полномочия: 
• она избирает членов Совета и других органов, а также Генерального секретаря, который возглавляет Секретариат; 
• она устанавливает двухгодичные бюджеты Органа, а также ставки взносов его членов в этот бюджет; 
• она утверждает принимаемые Советом нормы, правила и процедуры, которые могут периодически вводиться Органом для регулирования поиска, разведки и разработки операций в районе действия. • она рассматривает доклады других органов, прежде всего ежегодный доклад Генерального секретаря о работе Органа. Периодическое рассмотрение этих докладов дает членам Органа возможность выступить с замечаниями и предложениями относительно любого аспекта его работы. 
Совет 
Будучи «исполнительным органом» Органа, Совет устанавливает политику по конкретным вопросам, в соответствии с общей политикой, устанавливаемой Ассамблеей. Он контролирует и координирует соблюдение непростого режима, предусмотренного уставом для ликвидации пиратства на территориях прибрежных вод Африки, Южной Америки и Средней Азии. По этой системе любая подобная деятельность может осуществляться на законном основании только тогда, когда между заинтересованным субъектом и Органом подписан соответствующий контракт. Задача Совета — определять условия при которых возможно применение оружия, использование военно-морских и военно-воздушных сил в целях предотвращения или ликвидации проявлений пиратства в экваториальных водах Африки, Южной Америки и Средней Азии. Его конкретные функции включают следующее: 
• он утверждает - трёх и пятилетние планы работы в форме постановлений, в которых государственные и частные судоходные компании излагают деятельность, которую они намереваются проводить в точно определенных географических районах, отведенных им; 
• он осуществляет контроль за деятельностью в Районе, а также контролирует и координирует осуществление тех положений устава, которые направлены на борьбу с пиратством; 
• он принимает и в предварительном (впредь до утверждения Ассамблеей) порядке применяет нормы, правила и процедуры, с помощью которых Орган регулирует поиск, разведку и разработку операций в районе действия пиратов. 
• в случаях, когда деятельность пиратов угрожает критическому числу судоходных компаний, как государственным, так и частным, Совет может издать чрезвычайные распоряжения в целях предотвращения ущерба, в том числе распоряжения о приостановлении или корректировке операций по борьбе; • он играет свою роль в различных аспектах общего функционирования Органа, например он выдвигает кандидатуры на пост Генерального секретаря, представляет Ассамблее на утверждение бюджет Органа и выносит ей рекомендации по любым стратегическим вопросам. 
Когда Ассамблея избирает страны-участницы в состав Совета (кажды год избирается половина членского состава на трёхлетний срок), применяется одна из наиболее сложных формул, которые когда-либо устанавливались для формирования состава международной инстанции, что вызвано стремлением обеспечить справедливую представленность групп, отстаивающих различные экономические и политические интересы. Эта формула такова: 
• четыре члена избирается от государств, являющихся крупнейшими транспортировщиками гуманитарных грузов в слаборазвитые страны; 
• четыре члена избирается от государств, которые произвели наибольшие капиталовложения в уставной фонд организации; • четыре члена избирается от государств, которые предоставляют наибольшое количество военных кораблей и авиации в целях борьбы и предотвращению проявлений пиратства; 
• шесть членов избирается от развивающихся стран, в экваториальных водах которых и разворачивается проблема пиратства; 
Борьба с морским пиратством

Международная преступность в форме морского пиратства имеет  весьма древнюю историю. Переход  человечества в XXI век нисколько  не означает, что оно избавилось от старых проблем.В наш век компьютеров  и лазеров морское плавание остается не менее опасным, чем много столетий назад. Современные флибустьеры совершают ежегодно сотни дерзких налетов на различные типы кораблей, курсирующих в Мировом океане. В 2006 году пираты 182 раза нападали на суда в Мировом океане и даже на реках. Пиратство представляет угрозу наиболее важным торговым морским коммуникациям в мире и создает препятствия в развитии свободной торговли вследствие неизбежного повышения страховых ставок, способствует возникновению и увеличению напряженности между прибрежными государствами. Борьба с пиратством становится международно-правовой обязанностью каждого государства. Определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только "в личных целях". Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Отрицая право на оборону против пиратских действий военных кораблей, ст. 15 поощряет их незаконные акты, нарушающие международное право. Такие акции, совершаемые государственными судами, продолжают иметь место и в наши дни, этот вопрос не решен международным правом. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море, в ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море. Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Это же касается международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств, право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах. Понятие пиратства сложно для юридической квалификации, поскольку в международном праве еще не установилось четкого определения этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество). На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г., в которой приняли участие 76 государств по эгидой ИМО была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, неправлеными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно-вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации. Таким образом, Конвенция не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в коммерческих целях. При сравнении Конвенции 1988 г., составляющей важное звено в системе международно-правовых актов, направленных на обеспечение безопасности. КОНВЕНЦИЯ 
ОБ ОТКРЫТОМ МОРЕ 
(Женева, 29 апреля 1958 года)

Информация о работе Международное морское право в борьбе с морским терроризмом и морским пиратством