Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:22, реферат
Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.
Реферат по праву по теме: «Международное морское право в борьбе с морским терроризмом и морским пиратством»
Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.
Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.
Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи. В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.[1] Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:
Женевские конвенции 1958 года;
и многими другими.
Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:
Принцип свободы открытого моря
Этот принцип — один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:
Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.
Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море
Статья 92 Конвенции по морскому праву гласит: торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:
Принцип мирного использования мирового океана
Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем
Принцип защиты морской среды
По иному — принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.
Принцип иммунитета военных кораблей
Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственностьгосударство флага.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо. В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года. В настоящее время Конвенция ратифицирована 155 государствами.
Конвеция ООН по морскому
праву предусматривает
Права государств, не имеющих выхода к морю
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:
Ассамблея Межправительственной
организации по борьбе с морским
пиратством— его «верховный орган»,
уполномоченный формировать общую
политику, — состоит из всех членов
Органа. В состав же Органа входят те
страны, которые занимаются транспортировкой
грузов в экваториальных водах Африки,
Южной Америки и Средней Азии,
а также страны и судоходные компании,
которые имеют прямой интерес
в обеспечении безопасности своих
суден. Ассамблея имеет, в частности,
следующие полномочия:
• она избирает членов Совета и других
органов, а также Генерального секретаря,
который возглавляет Секретариат;
• она устанавливает двухгодичные бюджеты
Органа, а также ставки взносов его членов
в этот бюджет;
• она утверждает принимаемые Советом
нормы, правила и процедуры, которые могут
периодически вводиться Органом для регулирования
поиска, разведки и разработки операций
в районе действия. • она рассматривает
доклады других органов, прежде всего
ежегодный доклад Генерального секретаря
о работе Органа. Периодическое рассмотрение
этих докладов дает членам Органа возможность
выступить с замечаниями и предложениями
относительно любого аспекта его работы.
Совет
Будучи «исполнительным органом» Органа,
Совет устанавливает политику по конкретным
вопросам, в соответствии с общей политикой,
устанавливаемой Ассамблеей. Он контролирует
и координирует соблюдение непростого
режима, предусмотренного уставом для
ликвидации пиратства на территориях
прибрежных вод Африки, Южной Америки
и Средней Азии. По этой системе любая
подобная деятельность может осуществляться
на законном основании только тогда, когда
между заинтересованным субъектом и Органом
подписан соответствующий контракт. Задача
Совета — определять условия при которых
возможно применение оружия, использование
военно-морских и военно-воздушных сил
в целях предотвращения или ликвидации
проявлений пиратства в экваториальных
водах Африки, Южной Америки и Средней
Азии. Его конкретные функции включают
следующее:
• он утверждает - трёх и пятилетние планы
работы в форме постановлений, в которых
государственные и частные судоходные
компании излагают деятельность, которую
они намереваются проводить в точно определенных
географических районах, отведенных им;
• он осуществляет контроль за деятельностью
в Районе, а также контролирует и координирует
осуществление тех положений устава, которые
направлены на борьбу с пиратством;
• он принимает и в предварительном (впредь
до утверждения Ассамблеей) порядке применяет
нормы, правила и процедуры, с помощью
которых Орган регулирует поиск, разведку
и разработку операций в районе действия
пиратов.
• в случаях, когда деятельность пиратов
угрожает критическому числу судоходных
компаний, как государственным, так и частным,
Совет может издать чрезвычайные распоряжения
в целях предотвращения ущерба, в том числе
распоряжения о приостановлении или корректировке
операций по борьбе; • он играет свою роль
в различных аспектах общего функционирования
Органа, например он выдвигает кандидатуры
на пост Генерального секретаря, представляет
Ассамблее на утверждение бюджет Органа
и выносит ей рекомендации по любым стратегическим
вопросам.
Когда Ассамблея избирает страны-участницы
в состав Совета (кажды год избирается
половина членского состава на трёхлетний
срок), применяется одна из наиболее сложных
формул, которые когда-либо устанавливались
для формирования состава международной
инстанции, что вызвано стремлением обеспечить
справедливую представленность групп,
отстаивающих различные экономические
и политические интересы. Эта формула
такова:
• четыре члена избирается от государств,
являющихся крупнейшими транспортировщиками
гуманитарных грузов в слаборазвитые
страны;
• четыре члена избирается от государств,
которые произвели наибольшие капиталовложения
в уставной фонд организации; • четыре
члена избирается от государств, которые
предоставляют наибольшое количество
военных кораблей и авиации в целях борьбы
и предотвращению проявлений пиратства;
• шесть членов избирается от развивающихся
стран, в экваториальных водах которых
и разворачивается проблема пиратства;
Борьба с морским
пиратством
Международная преступность
в форме морского пиратства имеет
весьма древнюю историю. Переход
человечества в XXI век нисколько
не означает, что оно избавилось
от старых проблем.В наш век компьютеров
и лазеров морское плавание остается не
менее опасным, чем много столетий назад.
Современные флибустьеры совершают ежегодно
сотни дерзких налетов на различные типы
кораблей, курсирующих в Мировом океане.
В 2006 году пираты 182 раза нападали на суда
в Мировом океане и даже на реках. Пиратство
представляет угрозу наиболее важным
торговым морским коммуникациям в мире
и создает препятствия в развитии свободной
торговли вследствие неизбежного повышения
страховых ставок, способствует возникновению
и увеличению напряженности между прибрежными
государствами. Борьба с пиратством становится
международно-правовой обязанностью каждого
государства. Определение пиратства, содержащееся
в статье 15 Конвенции об открытом море
1958 года, отличается очевидной узостью.
Действия пиратов определяются как "неправомерный
акт насилия, задержания или грабежа, …
совершаемый в личных целях, … в открытом
море, …против какого-либо судна или летательного
аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся
за пределами юрисдикции какого бы то
ни было государства". За последние
10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений
пиратов происходили в пределах территориальных
вод, в гаванях и на якорных стоянках, а
не в открытом море, что не позволяло ООН
и другим международным юридическим институтам
вмешиваться в развитие событий. В соответствии
с данным определением пиратство есть
действие, предпринимаемое только "в
личных целях". Тем самым игнорируются
групповые действия по захвату контроля
над судами с политическими целями. Отрицая
право на оборону против пиратских действий
военных кораблей, ст. 15 поощряет их незаконные
акты, нарушающие международное право.
Такие акции, совершаемые государственными
судами, продолжают иметь место и в наши
дни, этот вопрос не решен международным
правом. Конвенция ООН по морскому праву
1982 г. подтвердила фундаментальные принципы
и нормы Конвенции об открытом море, в
ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится
содержание норм Конвенции об открытом
море ст. 15-23. Морское право дает военному
кораблю любого государства возможность
противодействовать пиратству в открытом
море. Если акт пиратства осуществлен
в пределах района, на который распространяется
суверенитет государства, например в архипелажных
водах, то другие государства не могут
принять какие-либо меры против пиратов.
Это же касается международных проливов,
если они находятся в зоне территориальных
вод государств, право мирного прохода
не дает возможности вести борьбу с пиратством,
не предполагается возможности оказания
помощи судам, подвергающимся нападению
пиратов, и задержания пиратов с использованием
оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать
власти прибрежного государства о происшествии.
Пираты пользуются данным обстоятельством,
часто меняя районы своей деятельности
и прибрежные воды государств, зачастую
даже скрываясь от преследования в чужих
территориальных водах. Понятие пиратства
сложно для юридической квалификации,
поскольку в международном праве еще не
установилось четкого определения этого
преступления в разных формах его проявления
и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное
пиратство, морское мошенничество). На
дипломатической конференции, проходившей
в Риме с 1 по 10 марта 1988 г., в которой приняли
участие 76 государств по эгидой ИМО была
принята Конвенция о борьбе с незаконными
актами, неправлеными против безопасности
морского судоходства. Она применяется
ко всем судам, за исключением военных
кораблей; судов, которые принадлежат
государству или эксплуатируются им в
качестве военно-вспомогательных судов,
в таможенных или полицейских целях; или
выведенные из эксплуатации. Таким образом,
Конвенция не затрагивает иммунитета
военных кораблей и других государственных
судов, эксплуатируемых в коммерческих
целях. При сравнении Конвенции 1988 г., составляющей
важное звено в системе международно-правовых
актов, направленных на обеспечение безопасности.
КОНВЕНЦИЯ
ОБ ОТКРЫТОМ МОРЕ
(Женева, 29 апреля 1958 года)
Информация о работе Международное морское право в борьбе с морским терроризмом и морским пиратством