Международное право, как особая система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, реферат

Описание работы

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Наиболее значимые нормы международного права называются принципами Международного права. Можно даже сказать, что конституцию международного права образуют его основные принципы.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и функции международного права 4
2 Соотношение международного и внутригосударственного права 10
3 Понятие нормы международного права 13
4 Источники международного права 16
5 Основные международно-правовые принципы 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Правоведение готово.docx

— 61.62 Кб (Скачать файл)

Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного принципа принято большое количество международных документов, среди которых выделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и об экономических, социальных и культурных правах); конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.) и т.д.

Анализ международных актов позволяет выбелить основные положения принципа уважения прав человека:

* признание  достоинства, присущего всем членам  человеческой семьи, а также их  равных и неотъемлемых прав  является основой свободы, справедливости  и всеобщего мира;

* каждое  государство обязано содействовать  путем совместных и самостоятельных  действий всеобщему уважению  прав человека и основных свобод  в соответствии с Уставом ООН;

* право  человека должны охраняться властью  закона, что обеспечит мир и  правопорядок, человек не будет  вынужден прибегать в качестве  последнего средства к восстанию  против тирании и угнетения;

* Государство  обязано уважать и обеспечивать  всем находящимся в пределах  его юрисдикции лицам права  и свободы без какого-либо различия  по какому-либо признаку;

* каждый  человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

* государство  обязано принять законодательные  и иные меры, необходимые для  обеспечения международно признанных прав человека;

* государство  обязано гарантировать любому  лицу, права которого нарушены, эффективные  средства правовой защиты;

* государство  обязано обеспечить право человека  знать свои права и поступать  в соответствии с ними.

Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:

* государства  юридически равны;

* каждое  государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

* каждое  государство обязано уважать  правосубъектность других государств;

* Территориальная  целостность и политическая независимость  государства неприкосновенны;

* каждое  государство имеет право свободно  выбирать и развивать свои  политические, социальные, экономически  и культурные системы;

* каждое  государство обязано полностью  и добросовестно выполнять свои  международные обязательства и  жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого великие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция государства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. 
Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ  1975  г. 
Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновенность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения территориальной целостности. Он означает:

* признание  существующих границ в качестве  юридически установленных в соответствии  с международным правом;

* отказ  от каких-либо территориальных  претензий на данный момент  или в будущем;

* отказ  от каких-либо посягательств на  эти границы, включая угрозу силой  или ее применение.

Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.

Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязанность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим государством, а также право контролировать движение через границу.Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше региональный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе.

 

Заключение

 

Основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права. Эти принципы регулируют наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана с тем, что основные принципы обязательны для всех субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях; наконец, в целях обеспечения соблюдения принципов применяются меры ответственности, вязанные с ограничением суверенитета государства и дополнительной ответственностью возглавляющих государство руководителей. Сегодня любое сколько-нибудь значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует наличия этих принципов во всех значимых международных актах. Важность данного положения подчеркивается в международной практике. Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права. С другой стороны, их существование и реализация возможны в данных исторических условиях. Принципы отражают коренные интересы государств и международного сообщества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания государствами закономерностей системы международных отношений, своих национальных и общих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Колосов Ю.М Международное право[Текст]: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Международные отношения, 2005. 347 с.
  1. Колосов Ю.М., Международное право [Электронный ресурс] / Колосов Ю.М., Кузнецов В.И.-2009.- Режим доступа : http://sbiblio.com/biblio/archive/kolosov_megd/00.aspx
  2. Вирко Н.А., Особенности международного права[Электронный ресурс] / Вирко Н.А // Бесплатная техническая библиотека.-2011.-  Режим доступа http://www.diagram.com.ua/info/konspekti-shpargalki/konspekti-shpargalki150.shtml
   

 

 

 


Информация о работе Международное право, как особая система права