Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:39, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа состоит из двух теоретических заданий и теста

Файлы: 1 файл

Контр. Международное право.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я       Р А Б О Т А

 

По предмету: Международное право

Вариант I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Известный ученый-цивилист Г.Ф. Шершеневич ещё в 1907 году, размышляя о делении права на публичное и частное, отмечал, что «…это различие, установившееся исторически и упорно поддерживаемое, скорее сознаётся инстинктивно, чем основывается на точных признаках»1.

Применимо ли данное высказывание к вопросу о разграничении  международного публичного и международного частного права? Какие особенности современного международно-правового регулирования Вы могли бы отметить?

Ответ:

Высказывание  учёного-цивилиста Г.Ф. Шершеневича о делении права на публичное и частное применимо к международному праву, так как четкого разграничения между международным частным правом и международным публичным правом не существует.

Термину «международное право» присуща определённая степень  условности. В действительности в  прямом смысле слова оно таковым  не является, так как не только народы могут быть его субъектами. Данное наименование сложилось исторически. Ещё в средние века с возникновением идеи создания права, регулирующего отношения между государствами, юристы в поисках нужного термина обратились к римскому праву, в котором имелось такое понятие как jus gentium («право народов»), к нему относили нормы, регулировавшие взаимоотношения римских граждан с иностранцами на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. В последствии название было модифицировано в jus inter gentes («право между народами» или «международное право»). С тех пор, несмотря на некоторую условность, термин «международное право» утвердился в теории и широко используется на практике.

Отграничивая  от международного частного права, рассматриваемое  право нередко именуют «международным публичным правом», что представляется небесспорным по ряду оснований.  Во-первых, «международным публичным правом» не охватывается регулирование всех существующих разнообразных правоотношений, подпадающих под сферу воздействия современного международного права. Во-вторых, реалии правового регулирования международных отношений свидетельствуют о том, что необходимость жёсткого деления на международное публичное и международное частное право всё более ослабляется, поскольку сейчас сильнее всего проявляются формы их взаимодействия, взаимопроникновения. Поэтому следует более предметно говорить о публичных и частных аспектах и того, и другого, о сочетании публичных и частных начал в международно-правовом регулировании. Соответственно, изложение многих вопросов международного права неотделимо от привлечения положений международного частного права, ибо существует их реальное сближение или даже совмещение предмета регулирования, участников правоотношений, методов и форм регламентации.

Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения, а также определённые внутригосударственные отношения.

Современное международное  право регулирует три основные группы отношений:

    • Межгосударственные отношения, к которым относятся следующие разновидности: отношения между государствами; отношения между государствами и международными межправительственными организациями; отношения между международными межправительственными; отношения между государствами и государствоподобными образованиями; отношения между государствами и нациями, борющимися за независимость.
    • Международные отношения негосударственного характера – отношения между физическими и юридическими лицами различных государств, а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.
    • Определённые внутригосударственные отношения, совместно регулируемые внутригосударственным законодательством и нормами международного права. К объектам совместной регламентации относятся такие вопросы, как создание и функционирование органов внешних сношений; режим государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны; вопросы гражданства, статус лиц без гражданства; оказание международной правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам и предоставление в связи с этим правовой защиты; охрана окружающей среды и др. сферы деятельности.

Представленная  выше классификация может включать и иные отношения, регулируемые современным международным правом. Особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с  международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями2.

Также выделяют международные процессуальные отношения, к которым, в частности, относятся  отношения между юридическими и  физическими лицами, с одной стороны, и международными судебными учреждениями, с другой (к примеру, обращение гражданина РФ в Европейский суд по правам человека).

Фактором, сближающим международное право и международное  частное право, является возрастание  количества международных договоров, в нормах которых переплетаются публичные (межгосударственные) и частноправовые аспекты. Другими словами, в одном и том же договоре могут содержаться нормы, посвященные отношениям между государствами, государствами и юридическими и физическими лицами, а также между самими юридическими лицами и между индивидами различных государств.

Подтверждением  сказанного может служить также  тот факт,  что в ч.4  ст.15 Конституции  РФ не проводится какого-либо разграничения  норм международного права, а суды и  иные правоприменительные органы вряд ли задумываются над вопросом, нормы международного публичного права или международного частного права они применяют.

 

Вопрос 2. В Арбитражный суд Тюменской области поступили судебные документы и ходатайство Хозяйственного суда Могилёвской области (Республика Беларусь) о признании и разрешении принудительного исполнения на территории России решения данного суда о взыскании денежных сумм в доход бюджета Республики Беларусь с ЗАО, находящегося в г. Тюмени. Среди документов, направленных  российскому арбитражному суду, был представлен исполнительный лист иностранного суда, вынесшего соответствующее решение.

В каком порядке  будет исполнено решение хозяйственного суда Республики Беларусь на территории Российской Федерации?

Необходимо  ли в данном случае вынесение российским арбитражным судом определения о признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации иностранного судебного решения? Ответы обоснуйте со ссылками на нормы международного договора и российского законодательства.

Ответ:

Признание иностранного судебного решения является необходимой  предпосылкой для его исполнения. Поскольку в данном случае речь идёт о принудительном исполнении, то устанавливаются  дополнительные требования сверх тех, которые обязательны для признания иностранного решения3.

Нормы законодательства РФ о признании и исполнении иностранных  судебных решений содержатся в гл.31 АПК «Производство по делам о  признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и  иностранных арбитражных решений» и в гл.45 ГПК «Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей).

Процедура признания  и приведения в исполнение иностранного судебного решения следующая. Согласно нормам АПК РФ заявление о признании  и приведении в исполнение решения иностранного суда подается стороной в споре, в пользу которой вынесено решение (взыскателем), в арбитражный суд субъекта РФ (в данном случае в арбитражный суд Тюменской области) по месту нахождения или месту жительства должника.

Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем. В заявлении указываются: 1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление; 2) наименование и место нахождения иностранного суда; 3) наименование взыскателя, его место нахождения или жительства; 4) наименование должника, его место нахождения или жительства; 5) сведения о решении иностранного суда, о признании и приведении в исполнение которого ходатайствует взыскатель; 6) ходатайство взыскателя о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда; 7) перечень прилагаемых документов (удостоверенная надлежащим образом копия решения иностранного суда, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует взыскатель; документ, удостоверенный надлежащим образом и подтверждающий вступление решения иностранного суда в законную силу, если это не указано в тексте самого решения; документ, удостоверяющий надлежащим образом и подтверждающий, что должник был своевременно и в надлежащей форме извещён о разбирательстве дела в иностранном суде, о признании и приведении в исполнение решения которого ходатайствует взыскатель; доверенность или иной документ, удостоверенные надлежащим образом и подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление в арбитражный суд; документ, подтверждающий направление должнику копии заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда; заверенный надлежащим образом перевод указанных документов на русский язык).

В Соглашении «О порядке взаимного исполнения решений  арбитражных, хозяйственных и экономических  судов на территориях государств-участников Содружества» 1998 г., Соглашении между  Российской Федерацией и Республикой  Беларусь «О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь» 2001 г. непосредственно предусмотрено, что судебные акты договаривающихся сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Однако, в данном случае речь идёт о принудительном исполнении.

Принудительное  исполнение решения иностранного суда производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, вынесшим определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, в порядке предусмотренным АПК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ГПК  РФ ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается областным судом  в открытом судебном заседании с извещением должника о времени месте рассмотрения ходатайства. Неявка без уважительной причины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему вручена, не является препятствием к рассмотрению ходатайства. В случае если должник обратился в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения ходатайства и эта просьба признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом должника.

Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные доказательства, суд выносит определение  о принудительном исполнении решения  иностранного суда или об отказе в  этом.

На основании  решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения о принудительном исполнении этого решения выдаётся исполнительный лист, который направляется в службу судебных приставов по месту нахождения должника.

 

Вопрос 3. Составьте тестовое задание (не менее 50 вопросов), включающих все темы курса «Международное право». В качестве приложений представьте правильные варианты ответов к вашим тестам.

Ответ:  

Тестовое задание

  1.  Назовите принципы международного права, которые находятся в стадии становления:

а) принцип всеобщего  и полного разоружения и принцип международной защиты окружающей среды;

б) принцип неприменения силы или угрозы силой и принцип  всеобщего и полного разоружения;

в) принцип нерушимости  границ и принцип невмешательства  во внутренние дела государств.

2. Когда возникла идея создания права, регулирующего отношения между государствами?

А) в античные века;

б) в средние  века;

в) во времена  развития капитализма.

3. Сотрудничество  ООН с Международной организацией  труда (МОТ)  относится:

а) к межгосударственным отношениям;

б) к международным  отношениям негосударственного характера;

в) к определенным внутригосударственным отношениям.

4. К основным (первичным) субъектам относятся:

а) особые исторически  сложившиеся политико-религиозные  или политико-территориальные единицы  с относительно самостоятельным статусом;

б) государства, обладающие государственным суверенитетом  и приобретающие в силу своего возникновения международную правосубъектность;

в) преимущественно международные  межправительственные организации, обладающие производной и специальной правосубъектностью.

5. С понятием субъекта  международного права связана  характеристика международной правосубъектности  как обобщающей категории, включающей:

а) правоспособность и дееспособность;

б) дееспособность и деликтоспособность;

в) правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

6. Впервые международное  сообщество столкнулось с проблемой  признания вновь образованных  государств:

а) в XYII веке;

б) в XYI веке;

в) в XYIII веке.

7. В современных международных  отношениях имеет место:

а) конститутивная теория, базирующаяся на том, что возникновение государства  не равнозначно возникновению субъекта международного права;

б) декларативная  теория, когда государство обретает международную правосубъектность  в силу самого факта своего образования, независимо от признания;

в) смешанная  теория, согласно которой признание  констатирует наличие юридического факта, связанного с появлением нового государства, и позволяет вышеназванному государству наиболее полно пользоваться своими правами и нести обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм.

8. Вариантом  фактического признания считается  признание:

а) ad hoc;

б) de-jure;

в) de-facto.

9. В трудах  Г.Гроция («О праве войны и мира»)  ярко проявилась теория:

а) частичного правопреемства;

б) универсального правопреемства;

в) континуитета.

10.Общие правила  правопреемства государств в  отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов предусматривает:

а) Венская конвенция 1983 г.;

б) Венская конвенция 1978 г.;

в) Вестфальский трактат 1648 г.

11. Нормы международного  права - …

а) нормы, признаваемые всеми или подавляющим большинством государств в качестве обязательного правила поведения в связи с определенным видом правоотношений;

Информация о работе Международное право