Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 04:48, практическая работа

Описание работы

Международное право - это система юр норм, регулирующих межгос отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгос понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 16.22 Кб (Скачать файл)

Международное право - это система юр норм, регулирующих межгос отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгос понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Одно из важнейших направлений  государственной деятельности –  правотворчество. В его понимании  сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно  сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой  трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента  правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Современную правотворческую  практику характеризует небывалая  интенсивность в принятии нормативных  правовых актов: все социально значимые решения в государственном механизме  управления обществом, как правило требуют должного их нормативного обеспечения. К тому же высокая динамичность в возникновении новых сфер и отраслей, которые нуждаются в правовом нормировании, это требование актуализирует. В первую очередь в связи с потребностями государственного развития, проведения масштабных преобразований в сфере административных, судебных, налоговых отношений. Учитывая то, что заметна и общая тенденция к стабилизации социально-политической ситуации в стране, правовая база не только реформ и преобразований, но и повседневного государственного бытия постоянно нуждается в дополнении, корректировании, исключении устаревших и введении новых законодательных механизмов

Современное международное  право отличается от предшествовавшего  ему и по правотворческому процессу <*>. Темп развития международных  отношений непрерывно возрастает. Усложняются  международные отношения, а следовательно, и их регулирование. Существенные изменения внесены в правотворческий процесс в результате создания системы международных органов и организаций. Как следствие, правотворческий процесс был в значительной мере институционализирован и стал осуществляться на регулярной основе <**>. Процесс демократизирован, поскольку в нем принимают участие все желающие государства. Происходит выяснение взглядов и их согласование, что имеет важное значение как для формирования новых норм, так и для толкования существующих. Все это содействует адаптации правотворческого процесса к растущему динамизму международных отношений.

Следует отметить, что влияние  государств на правотворческий процесс  неодинаково. При этом оно зависит  не только от могущества государства, но и от его активности в этой области, от способности выдвигать  обоснованные предложения. Следует  также учитывать, что своевременное  получение согласия на новую норму  всех государств - дело нереальное. Поэтому  общие нормы принимаются большинством, представляющим основные политико-правовые системы. Для создания нормы и  обеспечения ее эффективности необходимо согласие тех, кто реально контролирует международные отношения в соответствующей  сфере. Нормы об использовании атомной  энергии не могут создаваться  без участия ядерных держав. Формально  государство вправе не принять любой  договор или обычай. Но практически  отказаться от того, что принято  большинством, непросто. 
 
Пересматриваются многосторонние договоры также по соглашению большинства участников. Даже Устав ООН, основополагающий правовой акт, может пересматриваться большинством от 2/3 членов, включая постоянных членов Совета Безопасности. 
 
Темпы и качество правотворческого процесса во многом зависят от наличия специального органа, который разрабатывает соответствующие проекты. Весьма показателен в этом плане опыт Комиссии международного права, Комитета по правам человека, Комитета по мирному использованию космического пространства. Благодаря участию в этом процессе экспертов высокого класса возросло качество норм.

В современном международном праве  существует два вида обычных норм. 
 
Первый, традиционный, представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила. 
 
Второй - новый вид, к которому относятся нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в том или ином акте. 
 
Нормы второго вида сначала формулируются либо в договорах, либо в таких неправовых актах, как резолюции международных совещаний и организаций, а в дальнейшем за ними признают статус норм общего международного права. Юридически они существуют как обычай, а соответствующие акты служат доказательствами их содержания. Так, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН может служить доказательством существования и содержания обычных норм международного права. Нормы второго вида быстро создаются и способны не только закреплять сложившуюся практику, но и формировать ее, что чрезвычайно важно в наш динамичный век. Не можем не заметить, что этот взгляд не разделяется многими юристами как за рубежом, так и у нас (Г.И. Тункин, Г.М. Даниленко). 
 
Международное обычное право создается и изменяется общими усилиями субъектов, международным сообществом в целом. Это не означает единогласия. Как уже говорилось, необходимо достаточно представительное большинство, представительное не только в количественном отношении. Оно должно представлять основные политические и правовые системы, а также все континенты. 
 
Общее международное право опирается на презумпцию универсальности действия его норм, поскольку является правом международного сообщества в целом. Поэтому любое государство, в том числе и вновь образованное, обязано уважать это право, что является необходимым условием членства в сообществе. В международном сообществе, как и в любой иной демократической социальной системе, обнаруживается тенденция к усилению роли представительного большинства.

Правотворческий процесс опирается на имеющийся  опыт. Все живое предпочитает идти испытанным путем. Опытным путем  отбираются наиболее целесообразные правила  поведения. Это упрощает принятие решения, экономит силы. В международных отношениях роль неформальных стандартов поведения  весьма значительна. В целом государства  предпочитают поступать так, как  принято. Привычное поведение встречает  меньше сопротивления, чем неожиданное. Так, отбираются оправдавшие себя правила, образуя нормы обыкновения (usage), международной вежливости (comitas gentium), т.е. правила, принятые в практике, но не обладающие юридической силой. Такие правила могут лечь в основу как обычных, так и договорных норм. Издавна известна истина - право создается опытом (leges experientia facit).

Задача 1

На  встрече  с делегацией Конгресса США, возглавляемой  спикером Палаты представителей н. Пилози, премьер-министр Израиля Э.Ольмерт предложил ввести морскую блокаду Ирана, чтобы заставить иранское руководство свернуть свою ядерную программу.

Израильский премьер предложил американским парламентариям два варианта. Первый – морская блокада с привлечение  флота США, чтобы ограничить плавание торговых иранских судов. Второй вариант  предусматривает воздушную блокаду, в которой должны принять участие  большинство международных аэропортов, таким образом, чтобы иранским официальным  лицам  и бизнесменам было просто негде приземлиться.

Оцените данную ситуацию с точки зрения соблюдения фундаментальных принципов международного права? Поясните насколько правомерно введение морской блокады в условиях мира.


Информация о работе Международное право