Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Распространившееся в нашей науке понимание правовой системы как категории, воплощающей в себе и непосредственно право как совокупность юридических норм, и правосознание, и складывающиеся на основе норм правоотношения, и правоприменительный процесс в целом, ни в коей мере не препятствует "проникновению" международно-правовых принципов и норм в российскую правовую систему, как и в правовую систему любого другого государства. Иначе говоря, признаются возможность и реальное участие международно-правовых норм в регулировании определенных внутригосударственных отношений, во внутригосударственном правоприменении.

Файлы: 1 файл

Международное право 1.docx

— 23.82 Кб (Скачать файл)

Международное право

Понятие международного права

Международное право - это система юридических  принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или  отдельной социальной группы или  социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов  вызванных необходимостью налаживания  международного общения. Даже на самых  ранних этапах развития человечества первобытные племена поддерживали между собой межплеменные отношения  которые регулировались обычаями и  традициями которые явились прообразом международно-правовых норм, появившихся с возникновением государственности у народов мира.

Особенность международного права состоит в  том, что его нормы создаются  в результате соглашения между независимыми друг от друга  и равными субъектами международного права - суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

МП  возникло еще раньше, чем появилось  государство, так как еще на общинном уровне людям из разных племен приходилось  сотрудничать друг с другом. В 1286 г. до н.э. между фараоном Рамсесом II и  хеттским царем был заключен первый писанный договор, он был высечен на камне. В этом договоре было сформулировано положение, которое обеспечивало его неукоснительное соблюдение.

Таким образом, МП - это продукт взаимодействия в процессе сотрудничества и борьбы различных государств.

МП - это особенная правовая система. Она отличается от национальных систем, так как в международных отношениях не существует органа, который бы принуждал  к соблюдению обязательств, все основано на добровольности. Pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться (еще из римского права). Какой-то минимум латыни нам все равно придется осваивать.

Особенностью  МП является его согласительная природа, т.е. МП носит координационный характер, а национальное право - субординационный. Действующие лица на международной  арене сами согласовывают правила  своего поведения.

Другая  особенность - межвластный характер отношений, регулируемых МП, т.е. государства и межправительственные организации - его субъекты, действующие лица.

Функции МП

К функциям международного права принято относить следующие: координирующую, регуляторную. охранительную.

Координирующая  функция международного права заключается  в том , что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Регуляторная  функция международного права проявляется  в принятии государствами твердо установленных правил, без которых  невозможны их совместное существование  и общение.

Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого  государства и международного сообщества в целом, прщанию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.

Наконец, в международном праве сложились  механизмы, защищающие законные права  и интересы государств и позволяющие  говорить об охранительной функции  международного права.

Особенность международного права состоит в  том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости  государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

Соотношение внутригосударственного и международного права

Международное и внутригосударственное право  не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном  праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального  права регулируют осуществление  внешней политики государства, а  международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

В вопросе  соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные  точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям - «дуалистическому» и «монистическому».

Сторонники  дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с  которой признается параллельное существование  системы международного права и  внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное  право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи  друг с другом. Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

Как представляется, в практике международной  жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной  стороны, международно-правовые нормы  закрепляют права и обязанности  только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении  внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают  права и возлагают на себя обязанности  при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

Субъекты  международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими  международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства  должны ими добросовестно соблюдаться.

В ряде государств ратифицированные международные  договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается  правило, согласно которому в случае расхождений положений внутреннего  законодательства и договорными  международными обязательствами государства. преимущественную силу имеют международные обязательства. Так, например, в п. 4, ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы п нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Система международного права  и система науки международного права

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне  взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм МП, решений международных  организаций, рекомендательных резолюций  международных организаций, решений  международных судебных органов, а  также институтов МП.

Все упомянутые элементы системы в различных  сочетаниях составляют отрасли МП (морское, дипломатическое и т.д.). Каждая отрасль - самостоятельная система, которая  может считаться подсистемной в рамках целостной, единой системы МП.

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП. Последняя создается различными научными школами и направлениями и носит субъективный характер. 

Нормообразование в международном праве

Норма МП - это правило поведения, которое  признается государствами и другими  субъектами МП в качестве обязательного.

Процесс, способы и формы создания норм МП отличаются от создания норм внутреннего  права. В МО нет каких-либо законодательных  органов, которые могли бы принимать  правовые нормы без участия самих  субъектов системы МП. М-П нормы создаются самими субъектами МП. Только субъекты МП придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в МО нет надгосударственных органов  принуждения, соблюдение и исполнение м-п норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.

Соглашение  субъектов МП относительно м-п норм может быть явно выраженным (договорные нормы) или молчаливым (нормы обычного права). В процессе участия в международном  общении, постоянно вступая в  отношения друг с другом, субъекты МП не только действуют в соответствии с существующими правилами МП, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание м-п норм - это непрерывный процесс.

Понятие отрасли в международном  праве

Правовые  нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

Источники международного права

К основным источникам международного права - относятся международный договор и международный обучай. Международный договор - это соглашение двух или нескольких сторон - участников международных отношений по поводу взаимных прав и обязанностей, которое выражает согласованную волю сторон и основано на добровольности и суверенном равенстве. Договор является основным источником международного права. Международный обычай - это такое правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признается участником       международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Для международного обычая характерны три элемента: I) длительность применения, 2) всеобщность признания и 3) убеждение в юридической обязательности.

К вспомогательным  источникам международного права относятся: решения и постановления международных  органов и организаций, которые  в основной касаются внутренних вопросов этих международных организаций  и поэтому не являются источниками  международного права. Следовательно решения, принимаемые Советом безопасности ООН принимая решения по существу, применяет нормы международного права к конкретным ситуациям. Вспомогательными источниками для международного права являются и решения международных третейских судов и других третейских орган которые также не создают новых норм международного права, а только принимая решения применяют уже существующие. К вспомогательным источникам международного права относятся также внутригосударственные  законы и решения национальных судов, поскольку в определенных обстоятельствах их положения могут получить международное признание и стать договорными или обычными нормами международного права.

И наконец третьим вспомогательным источником международного права является научная доктрина, т.е. труды юристов-международников, которые представляют собой лишь мнение отдельных людей, но служат бспомогательным материалом для создания новых международно-правовых норм.

Нормы jus cogens

В XX веке среди императивных норм стали  выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст.52 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под нормой jus cogens понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как , норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Нормы jus cogens должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы.

Сложилось общее понимание, что нормами  jus cogens являются принципы Устава ООН, содержание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 Р. Следует, однако, отметить, что нет какого-либо международно-правового акта, который перечислял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens.

Выделение норм jus cogens было вызвано признанием государствами наличия ряда международно-правовых норм, которые составляют основу международного правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее международное право.

Наличие императивных норм ставит в повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им соответствовать, Выступая на международной арене, государства безусловно должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.

Имеется также определенная иерархия между  универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов. Партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.

В силу ст. 103 Устава ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми  ими по какому-нибудь договору.

Комиссия МП и ее роль в кодификационном процессе

Под кодификацией МП понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами МП.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Официальная кодификация реализуется в форме  международных договоров. Особое место  в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и  его кодификации. Комиссия состоит  из 34 членов, избираемых Генеральной  Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирующие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене — конвенции о дипломатических и консульских сношениях.

Информация о работе Международное право