Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Господствующая же точка зрения в мире исходит из того, что международное и национальное (внутригосударственное) право действуют в различных сферах, представляют собой самостоятельные правовые системы, которые не находятся в соподчинении, но между ними существует сложное взаимодействие. В современном мире есть только два вида систем права – международное право и национальные системы права; международное частное право является частью национальных систем права различных государств.

Содержание работы

Задание 1 …………………………………………………………………. 3стр.

Задание 2 …………………………………………………………………. 10 стр.

Задание 3 …………………………………………………………………. 12 стр.

Список литературы ……………………………………………………… 22 стр.

Файлы: 1 файл

Международное право_Контрольная_.docx

— 203.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Специальность «  Юриспруденция »

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: Международное право 

 

 

Вариант № 1 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса

8    семестр

 

 

 

 

 

, 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

  1. Задание 1  ………………………………………………………………….  3стр.

 

  1. Задание 2  ………………………………………………………………….  10 стр.

 

  1. Задание 3  ………………………………………………………………….  12 стр.

 

  1. Список литературы   ………………………………………………………  22 стр.

 

Задание 1: Известный ученый-цивилист Г.Ф. Шершеневич еще в 1907 г., размышляя о делении права на публичное и частное, отмечал, что «…это различие, установившееся исторически и упорно поддерживаемое, скорее сознается инстинктивно, чем основывается на точных признаках».

 

Применимо ли данное высказывание к  вопросу о разграничении международного публичного и международного частного права?

 

 

В настоящее  время, по мнению современных исследователей, существуют относительно точные признаки, позволяющие разграничить деление права на публичное и частное.

В российской литературе, в отличие от литературы подавляющего большинства других государств, не прекращаются дискуссии по вопросу  о том, следует ли международное  частное право как совокупность правовых норм относить к системе  международного права или же к  системе внутреннего (национального) права.

Господствующая  же точка зрения в мире исходит  из того, что международное и национальное (внутригосударственное) право действуют  в различных сферах, представляют собой самостоятельные правовые системы, которые не находятся в  соподчинении, но между ними существует сложное взаимодействие. В современном  мире есть только два вида систем права  – международное право и национальные системы права; международное частное право является частью национальных систем права различных государств. Нормы международного частного права – часть национальной правовой системы, они создаются государством самостоятельно и регулируют не публично-правовые, а частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Нормы международного публичного и международного частного права служат одной и  той же цели – созданию правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях. Общее состоит в том, что в обоих случаях речь идет о международных отношениях в широком смысле этого слова, т.е. отношениях, выходящих за пределы одного государства, связанных с двумя или несколькими государствами. Но нормы международного частного права регулируют не публично-правовые, а частноправовые отношения. «Международное» оно лишь в том смысле, что регулирует отношения, осложненные иностранным элементом.

Первое отличие международного частного права от международного публичного права касается самого содержания регулируемых отношений. В международном публичном праве главное место занимают политические взаимоотношения государств – вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, невмешательства, проблемы разоружения. Удельный вес правовых вопросов международной торговли, вопросов урегулирования экономического сотрудничества в международном публичном праве все время возрастает, что позволяет говорить о формировании международного экономического права. Но регламентируемые им отношения носят не гражданско-правовой, а межгосударственный характер. Что же касается международного частного права, то оно регулирует особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер. Это прежде всего имущественные отношения. Наряду с имущественными отношениями в международном обороте возникают и связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права), которые также относятся к сфере регулирования международного частного права.

С отличием по предмету регулирования международного публичного и международного частного права тесно связано второе отличие – по субъектам отношений. Основными субъектами международного публичного права являются государства. Признается также правосубъектность межгосударственных организаций, которые являются вторичными (производными) субъектами. В международном же частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица – физические и юридические. Физические лица – это граждане, а юридические лица – это государственные организации, акционерные общества, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации.

Отношения между государствами – сфера международного публичного права, в то время как отношения между юридическими лицами и гражданами государств – сфера международного частного права. Когда государства заключают договоры о торговле и мореплавании, то между ними устанавливаются отношения международного публичного права, а когда наши организации и предприятия заключают внешнеторговые сделки с фирмами, то возникают уже отношения международного частного права.

Таким образом, в международном частном  праве сторонами в отношениях могут быть как граждане, так и  юридические лица. Бывают случаи, когда  и государство как таковое  становится субъектом соответствующих  отношений, но эти случаи не являются для международного частного права  типичными. Если государство выпускает  заем или предоставляет концессию, оно непосредственно участвует  в этих отношениях. Государство может  также явиться наследником имущества, которое осталось за границей. Но в  подавляющем, большинстве случаев  в качестве субъекта международного частного права выступают граждане или юридические лица различных  государств.

Можно с определенными оговорками говорить и о третьем отличии международного частного права от международного публичного права. В международном публичном праве роль основного источника регулирования отношений играет международный договор. В международном частном праве международные договоры также имеют большое значение, но их правила в одних государствах входят в состав правовой системы данной страны, они должны применяться непосредственно, хотя и не растворяются в этой системе, а занимают в ней особое положение, а в других – они могут применяться лишь после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством.

Кроме таких норм договорного происхождения  существенное значение – и это типично именно для международного частного права – имеют источники чисто внутреннего характера – законодательство, судебная и арбитражная практика.

Международное частное право имеет и другие отличия от международного публичного права, обусловленные в конечном счете неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т.д.).

 

Какие особенности современного международно-правового  регулирования Вы могли бы отметить?

 

Международное право имеет, по крайней мере, пять основных особенностей: объекта регулирования, его субъектов, процесса его создания, его источников и принуждения, обеспечивающего  его соблюдение. Эти особенности  связаны друг с другом.

Объектом международно-правового урегулирования являются межгосударственные отношения. Межгосударственные отношения определяют объективные границы международного права. Придерживаясь взгляда на то, что международное право имеет межгосударственный характер, можно утверждать, что оно не в состоянии регулировать внутригосударственные отношения или международные немежгосударственные отношения. В свою очередь внутригосударственное право не в состоянии регулировать межгосударственные отношения. Не все межгосударственные отношения урегулированы международным правом, но оно в силу своей природы объективно не может выйти за их пределы.

Международные отношения немежгосударственного характера складываются внутри тех или иных обществ, в пределах власти тех или иных государств. Их специфика заключается в том, что они пересекают государственные границы, охватываются юрисдикцией двух или более государств или государствоподобных образований.

С точки  зрения правового регулирования  у них больше общего с внутригосударственными отношениями, чем с межгосударственными. В той мере, в какой они возникают внутри определенного общества, они могут подвергаться регулированию правом соответствующего государства. Их участниками являются индивиды, неправительственные организации, учреждения, государственные органы и т.п., т.е. лица, подпадающие под власть определенного государства, поведение которых может поэтому регулироваться правом данного государства.

Субъектами международного права могут быть только участники межгосударственных отношении. Эта особенность международного права вытекает из предыдущей. Если признавать, что международное право регулирует межгосударственные отношения, то необходимо признавать и то, что оно не в состоянии регулировать отношения между теми, кто не способен быть участником межгосударственных отношений.

Субъект международного права – участник межгосударственных отношений, являющийся носителем международных прав и  обязанностей, т.е. прав и обязанностей, возникающих в результате распространения на него действия каких-либо норм международного права либо индивидуальных международно-правовых установок.

Субъекты  международного права могут подразделяться на первичные и производные. К первичным могут быть отнесены государства и народы, государственность которых, находясь в процессе становления, достигла степени, позволяющей им участвовать в межгосударственных отношениях. Первичных участников межгосударственных отношений никто не создает в качестве таковых. Возникнув как определенные социальные организмы, как организации людей, выступающие от имени определенных обществ, они неизбежно вступают в контакт друг с другом. Им изначально присуща правотворческая функция в межгосударственной сфере – способность заключать международные договоры и вообще участвовать в создании норм международного права.

К производным  субъектам международного права  обычно относят межправительственные организации. Вольные города и иные сходные с ними образования также  можно отнести к этой категории  субъектов международного права, так  как их правосубъектность – результат намерений и деятельности первичных субъектов, зафиксированный в международном договоре. В самых общих чертах их международная правосубъектность проявляется в том, что их создатели наделили их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Это право, закрепленное в международном договоре, предусматривающем учреждение межправительственной организации или создание вольного города либо подобного ему образования, может выражаться в самых различных видах, конкретизироваться по-разному, воплощаясь в конечном счете в определенной правоспособности указанных субъектов, т.е. в их определенных правах и обязанностях.

Право выступать на международной арене  от собственного имени означает право  заключать международные договоры либо право совершать от своего имени  какие-либо другие акты, рассматриваемые  как акты участника межгосударственных отношений и подпадающие под  непосредственное воздействие тех  или иных норм международного права. К такого рода актам можно отнести ведение переговоров, принятие резолюций, имеющих рекомендательный или обязательный характер (последние обычно принимаются межправительственными организациями по вопросам своей внутренней жизни), и т.п.

Международное право создается  путем согласования волеизъявлений участников межгосударственных отношении. Это одно из важнейших отличий международного права от внутригосударственного.

Правотворчество в межгосударственной сфере строится на основе соглашения, явного или молчаливого, складывающегося стихийно, между  участниками межгосударственных отношений, двумя и более. Оно осуществляется не одной властью, как это происходит во внутригосударственной сфере, а  юридически равными партнерами, которые, создавая те или иные нормы международного права или принимая индивидуальные установки, превращают себя тем самым  в их субъектов.

Международное право выражает волю государств либо непосредственно, либо через образованные ими международные механизмы. В  отечественной юридической литературе обычно указывали на то, что согласование воль государств является сущностью  международного правотворческого процесса. Более точным было бы, однако, говорить о согласовании не воль, а волеизъявлений как внешних выражений воли. Для  права важно именно проявление воли в определенном поведении, действии или бездействии. Воли выраженные, т.е. волеизъявления, могут совпадать, совмещаться, взаимно корректироваться.

Источниками международного права являются формы, в которых оно воплощается, существует. Они представляют собой внешнюю фиксацию результатов правотворческого процесса в межгосударственной сфере и отражают специфику этого процесса. В них выражаются результаты волеизъявлений, исходящих от двух и более участников межгосударственных отношений, а не от единой власти, одного государства. В том или ином виде они фиксируют соглашения, достигнутые участниками межгосударственных отношений.

Принято считать, что источниками международного права являются нормативные международно-правовые акты и международные (международно-правовые) обычаи (т.е. такая форма существования  норм международного права, которая  характеризуется отсутствием четкой письменной фиксации содержания этих норм). Если считать, что в понятие международного права следует включать индивидуальные международно-правовые установки (дозволения, предписания и запреты, рассчитанные на однократное применение и не имеющие нормативной основы), то придется признать, что к источникам международного права должны быть отнесены и международно-правовые индивидуальные акты, содержащие такие установки. В этом случае, очевидно, необходимо различать источники норм международного права и источники международного права как более широкое понятие, охватывающее источники и норм международного права, и индивидуальных установок.

Нормативные международно-правовые акты – это  главным образом международные  договоры и некоторые решения  международных организаций и  конференций, имеющие юридически обязательный характер. Индивидуальными международно-правовыми  актами являются либо международные  договоры, либо решения международных  организаций и конференций. Однако к источникам международного права  в указанном выше широком смысле следует отнести только те из них, которые не могут рассматриваться  исключительно лишь как акты применения международного права, т.е. только источники  индивидуальных международно-правовых установок, не опирающихся на нормативную  основу. В качестве таких источников могут выступать практически  международные договоры и юридически обязательные решения международных  конференций. Юридически обязательные решения международных организаций, рассчитанные на однократное применение, принимаются на основе их уставов, имеют, следовательно, нормативную основу и должны быть отнесены к области  применения (осуществления) международного права.

Информация о работе Международное право