Международное сотрудничество в области прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей международного сотрудничества в области прав человека.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
-определить тенденции развития международного сотрудничества в области прав человека
-исследовать вопросы защиты прав человека во Франции.

Содержание работы

Введение 3
1.Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека 4
2.Защита прав человека во Франции 11
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

orders_w_13893_13893.doc

— 169.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1.Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека 4

2.Защита прав человека во Франции 11

Заключение 29

Список литературы 31

 

 

 

Введение

В современном мире все большее значение приобретает международное сотрудничество государств в области прав человека. Уважение прав человека и основных свобод стало содержанием одного из общепризнанных принципов современного международного права, определяющего основы взаимоотношений государств. Обеспечение этих прав, несомненно, является важнейшим условием достижения стабильности и устойчивости развития межгосударственных отношений, а, в конечном счете - жизнедеятельности каждого человека. Глобализация и интеграция в правовой и экономической областях деятельности государств являются главными тенденциями в современном мире и приводят к формированию иного взгляда на роль международно-правовых норм в функционировании национальных правовых систем. Самым важным элементом этого процесса для каждого отдельного государства является решение вопроса о соотношении норм международного права и внутреннего (национального) права.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей международного сотрудничества  в области прав человека.

Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:

-определить тенденции развития международного сотрудничества в области прав человека

-исследовать вопросы защиты прав человека во Франции.

 

 

 

1.Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека

 

В контексте рассмотрения международной нормативной основы деятельности омбудсмена необходимо обратиться к анализу такого понятия, как "международно-правовые стандарты в области прав человека", которые понимаются как общепризнанные нормы поведения государств, осуществляемые последними в законодательстве и на практике в отношении своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией. Такие нормы содержатся в международных договорах универсального и регионального характера, а также решениях международных межправительственных организаций, которые приобрели силу международного обычая (например, Всеобщая декларация прав человека).

Главенствующая роль в системе международных договоров, регулирующих международное сотрудничество в сфере защиты прав человека, принадлежит Уставу ООН, принятие которого можно без преувеличения назвать одним из основных достижений человечества в XX веке. Создание этой уникальной международной организации преследовало цель реализовать стремление народов, перенесших ужасы и лишения Второй мировой войны, "...вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности..." (Преамбула Устава ООН). В ст. 1 Устава закреплена одна из основных целей Организации: осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Подобное положение содержится и в статье 55 Устава ООН, которая предусматривает содействие ООН всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, а также обязанность государств - членов Организации предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения такой цели (ст. 56 Устава ООН).

Не менее важная роль принадлежит Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. Этот международно-правовой акт был принят "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией" (Преамбула Всеобщей декларации). В этом документе нашла отражение естественно-правовая концепция прав человека, в основе которой лежит положение о свободе и равенстве людей в своих правах от рождения. Статья 2 Всеобщей декларации указывает на обладание каждым человеком всех прав и свобод без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В этом документе закреплены в первую очередь личные права и свободы человека - право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность (ст. 3); запрет рабства и работорговли (ст. 4), пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения и наказания (ст. 5); право на равную защиту закона (ст. 7), эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами (ст. 8), запрет произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и т.д.

Историческое значение Всеобщей декларации прав человека проявилось в следующем:

во-первых, Декларация является критерием для определения степени уважения и соблюдения международных стандартов в области прав человека в любом демократическом обществе. Она рассматривается, как мы уже указывали выше, "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства"; во-вторых, Декларация является наиболее важным и всеобъемлющим из всех документов ООН, а также основным международно-правовым актом, направленным на поощрение и защиту прав человека и основных свобод; в-третьих, Декларация представляет собой философскую основу международных договоров по правам человека. Она оказала влияние на развитие политико-правовой мысли второй половины XX в. Почти во всех международных документах по правам человека, принятых органами ООН, начиная с 1948 г., развиваются принципы, установленные Декларацией; в-четвертых, Декларация заложила основу развития современной концепции прав человека и наметила основные направления деятельности международных организаций и национальных учреждений в области прав человека; в-пятых, Декларация является первой частью т.н. международного "Билля о правах человека". Она признана в качестве исторического документа, в котором сформулированы общие положения о достоинстве и ценности человеческой личности; в-шестых, Декларация оказала значительное влияние на развитие национального законодательства о правах человека, ее основные принципы и положения восприняты конституциями многих государств мира. Они стали составной частью национальных правовых систем.

Нормы, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, были конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Как подчеркивают исследователи проблематики прав человека, положения Пактов развивают положения Всеобщей декларации 1948 г., например положение о праве человека на жизнь, запрете принудительного труда, положения о праве человека на свободу и личную неприкосновенность.

Указанные три международных документа составляют своеобразный международный "Билль о правах", нормы которого должны анализироваться и применятся в комплексе, служа ориентиром для национального законодательства в сфере обеспечения прав человека. Следует отметить, что в процессе реализации норм Всеобщей декларации и Пактов возникала дискуссия относительно юридической силы положений этих документов. Однако, как справедливо отмечает О.И. Тиунов, анализируя Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, он так же обязателен, как и любой действительный и введенный в действие международный договор.

Декларация и Пакты стали отправной точкой, базисом, а затем и ядром всей системы универсальных международных актов по правам человека, принятых в рамках ООН (около 200 документов), и правовым ориентиром, стандартом для десятков и сотен региональных и двусторонних международных договоров, составивших в совокупности разветвленную систему принципов и норм, определяющих виды и содержание прав и свобод человека, а зачастую и порядок их реализации и механизм защиты.

В настоящее время в рамках ООН и ее специализированных учреждений выработано значительное число международно-правовых актов, касающихся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека:

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.;

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

- Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др.

Отдельную группу международных договоров в сфере защиты прав человека составляют договоры о сотрудничестве в сфере защиты отдельных прав индивидов, в частности по вопросам труда, принятые в рамках Международной организации труда. Среди почти двухсот актов МОТ можно выделить конвенции о запрете принудительного труда (относительно принудительного или обязательного труда - 1930 г., об упразднении принудительного труда - 1957 г.), относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности - 1951 г., о минимальном возрасте для приема на работу - 1973 г., относительно ежегодных оплачиваемых отпусков - 1936 г., об охране заработной платы - 1949 г. и др.

В рамках ООН были приняты и договоры, регулирующие сотрудничество по защите прав отдельных категорий индивидов (детей, женщин, национальных меньшинств и т.п.). Например, Конвенция о статусе беженцев 1951 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г.; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.

За пределами системы ООН был подготовлен ряд международно-правовых актов в области прав человека. В их числе документы, имеющие большое значение для защиты прав семей и детей, разработанные под эгидой Гаагской конференции международного частного права, например Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г. и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г.

Этот далеко не полный перечень универсальных международно-правовых актов имеет непосредственное отношение к международно-правовой регламентации деятельности так называемых специализированных омбудсменов (по защите прав ребенка, военнослужащих и т.п.).

Регулированию вопросов, связанных с защитой прав человека, посвящены и региональные международные договоры, среди которых основополагающее значение имеют:

1) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;

2) Американская конвенция о правах человека 1969 г.;

3) Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.;

4) Арабская хартия прав человека 1994 г.;

5) Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

В числе действующих в рамках Совета Европы актов гуманитарного характера можно назвать Европейскую социальную хартию 1961 г., Европейскую конвенцию о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными преступниками 1964 г., Европейскую конвенцию о социальном обеспечении 1972 г., Европейскую конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств 1992 г., Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1995 г.

Не претендуя на полноту исследования о международно-правовой основе системы защиты прав человека, отметим, что она составляет необходимую правовую основу деятельности омбудсменов, значимость которой проявляется в следующем:

1) устанавливает ценностные и философско-правовые ориентиры национального законодательства и национальных правоохранительных служб, в систему которых органично вписывается институт омбудсмена;

2) определяет направления развития этого института в контексте детализации его функций по защите отдельных категорий лиц либо отдельных видов прав человека;

3) позволяет установить истинное содержание норм о правах человека, признанное международным сообществом на началах гуманности и справедливости;

4) через институт имплементации норм международного права оказывает непосредственное влияние на состояние защиты прав человека в конкретной правовой системе.

Таким образом, представляется возможным говорить о наличии взаимосвязи между эффективностью действия международной и национальной систем защиты прав человека, причем успех в поощрении и защите прав человека на международной арене способствует защите конкретного индивида в определенной жизненной ситуации, позволяя национальным органам применять нормы международного права как составляющие национального законодательства. При этом перспективы и успех осуществления институтом "омбудсмена" своей миссии напрямую зависят от готовности законодательной власти взять на себя ответственность за последовательное и полное воплощение международно-правовых стандартов в действующем законодательстве.

 

2.Защита прав человека во Франции

Права человека имеют сложную структуру.  Существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина»,  «права» и «свободы» человека,  «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности -- личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

Свобода личности. Право личности на свободу это право индивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых имеет соответствующее подкрепление в Конституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:

1. Право беспрепятственного передвижения.

2. Право на частную жизнь.

3. Право на семейную жизнь.

4. Право располагать своим достоянием.

Последние две разновидности прав по существу лишь модифицируют право на частную жизнь.

Защита свободы передвижения. "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". (Ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФ гарантирует, а, следовательно, и защищает право личности на свободу передвижения на территории РФ. Сравнение: непосредственно в Конституции Франции этот принцип четко не закреплен, однако этот принцип свободы личности защищается решением Конституционного Совета, сформулированным в следующей форме: "Свобода передвижения есть принцип конституционного значения" (решение от 12 июля 1979 года), а также в наиболее емкой форме пользование правом передвижения зафиксировано в законах, гарантирующих неприкосновенность личности.

Информация о работе Международное сотрудничество в области прав человека