Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа
Являясь отраслью международного права, воздушное право обладает рядом особенностей, с учетом которых его можно определить как систему специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства по поводу полетов (передвижений) летательных аппаратов и общего режима деятельности в воздухе.
Следующие основные принципы воздушного права носят императивный характер и содержат обязательства в отношении всех и каждого из членов международного сообщества.
I.Принципы международного воздушного права 2
II.Характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений 5
III.Вклад ИКАО в развитие международного права 9
IV.Задача 11
Список использованных источников 14
Кроме того, практически во все двусторонние соглашения о воздушном сообщении включены положения о взаимных обязательствах по поддержанию должного уровня безопасности, а также процедуры сотрудничества по вопросам устранения или разрешения ситуаций, связанных с актами или угрозами незаконного вмешательства против безопасности гражданской авиации4.
Одними из основных стратегических направлений деятельности ИКАО является:
- разработка
проектов новых документов по
международному воздушному
- разработка, совершенствование
и внедрение стандартов и
Согласно п. «j» Ассамблея ИКАО рассматривает предложения об изменениях положений Чикагской конвенции и поправках к ним и, в случае принятия ею этих предложений, рекомендовать их Договаривающимся государствам. В настоящее время принято семь протоколов, вносящих изменения в Чикагскую конвенцию.
Наиболее значимым представляется дополнение Чикагской конвенции статьёй 93 «бис» (Протокол, подписанный в Монреале 27 мая 1947 года), устанавливающей принципы лишения членства в ИКАО.
На проводимых ИКАО конференциях осуществляется обсуждение и принятие Протоколов, изменяющих и (или) дополняющих иные нормативные акты международного воздушного права и принятие разработанных Конвенций. В качестве примера, можно привести следующие акты:
- Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и Заключительный акт ИКАО (принятые в г. Пекине 10.09.2010 на Дипломатической конференции по авиационной безопасности) направлен на принятия поправок к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция 1971 года), измененной Протоколом 1988 года и к Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция 1970 года);
- Протокол по
авиационному оборудованию к
Конвенции о международных
ИКАО играет основополагающую роль в сфере разработки норм-принципов международного воздушного права (Декларация глобальных принципов либерализации международного воздушного транспорта (принята в г. Монреале 24.03.2003 - 29.03.2003 на Всемирной авиатранспортной Конференции ИКАО) и постановки стратегических целей развития международного права путём подготовки и публикации ежегодных отчётов.
Существенное значение в международном воздушном праве имеют принимаемые или одобряемые Советом ИКАО стандарты и рекомендации, принимаемые в качестве приложений к Чикагской конвенции. На сегодняшний день таких приложений 18, при этом на Специальном Совещании экспертов группы Управления Безопасностью (SMP), проведённом в г. Монреаль 13 - 17 февраля 2012 был представлен проект Приложения 19 Конвенции «Управление Безопасностью», дата начала применения которого запланирована с ноября 2013 года.
За исключением обязательных правил полетов, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции (только применительно к полетам над открытым морем), требований к бортовым журналам и признания свидетельств экипажа и удостоверений летной годности, указанные стандарты и регламенты соблюдаются государствами по собственному усмотрению, но все государства стремятся учитывать важнейшие рекомендации ИКАО в интересах дальнейшего развития международных воздушных коммуникаций5.
1. Условия задачи
В нарушение установленного порядка пользования воздушным пространством России пакистанский авиалайнер «Боинг-747» в июле 2001 г., направляющийся из Исламабада в Лондон, без надлежащего разрешения вторгся в 150-километровую приграничную зону и был принужден российскими истребителями-перехватчиками к посадке на аэродроме «Шереметьево».
Вопрос: правомерны
ли действия российских ВВС в части
принуждения пакистанского
2. Решение задачи
Если вместо предписанного маршрута иностранное воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, следует над иностранной территорией иным маршрутом, то такие действия квалифицируются как нарушение принципа безопасности международной гражданской авиации. Как незаконное вторжение и нарушение принципа суверенитета над воздушным пространством расценивается полет иностранного воздушного судна без разрешения суверенного государства6.
Согласно Приложению к Соглашению между Правительством СССР и Правительством Пакистана о воздушном сообщении (заключено в г. Карачи 07.10.1963, далее Соглашение сторон) сторонами установлен маршрут «из пункта в Пакистане в Лондон», которым вправе следовать воздушное судно назначенное авиапредприятием Пакистана.
Если рейс осуществлялся авиапредприятием Пакистана не назначенным Соглашением сторон, то в силу пункта «b» статьи 3 «бис» Чикагской конвенции ВВС России имели основание для принуждения к посадке «Боинг-747», так как он совершало полет над его территорией без разрешения.
Или если воздушное судно назначенного авиапредприятия Пакистана (Пэкистан интернэйшнл эрлайнз корпорейшн) при полетах на территории России согласно пункту 1 статьи 18 Соглашения сторон обязаны подчиняться законам и правилам России, устанавливающим пункты входа и выхода, и следовать по маршруту и коридору, предписанному для полетов через ее территорию.
Согласно пункту 120 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации при выполнении международных полетов выдается российским и иностранным пользователям воздушного пространства Российской Федерации на основании представленного плана полета и одного из документов, в частности международного договора Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации.
Таким образом, в связи с неисполнением пункта 1 статьи 18 Соглашения сторон при непредставлении плана полёта, а так же при осуществлении полёта вне специально выделенного воздушного коридора ВВС России имели основание для принуждения к посадке «Боинг-747».
Список использованных источников
1 Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. М.: Авиабизнес, Научная книга, 2007. 464 с.
2 Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. 624 с
3 Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. М.: Авиабизнес, Научная книга, 2007. 464 с.
4 Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. М.: Авиабизнес, Научная книга, 2007. 464 с.
5 Международное право: Учебник / Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. /, 2004, 346 с.
6 Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. М.: Авиабизнес, Научная книга, 2007. 464 с.