Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 01:21, реферат
На Западе сфера авторских прав, или интеллектуальной собственности (ИС) является зоной особого внимания со стороны государства, что во многом позволило развитым странам стать мировыми лидерами в производстве того или иного вида промышленной продукции. По словам генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), ИС приобретает все большее значение как важный инструмент экономического роста и накопления народного богатства. К примеру, согласно исследованиям того же ВОИС, в США вклад национальной интеллектуальной индустрии, основанной на авторских правах, достигает 12% ВВП.
Введение
1 Международно-правовые аспекты регулирования авторского права
2 Анализ правового обеспечения защиты авторского права в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
ТЕМА: «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ И СМЕЖНЫХ ПРАВ»
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ: Международное частное право
План:
Введение
1 Международно-правовые
аспекты регулирования
2 Анализ правового обеспечения защиты авторского права в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в Казахстане только с обретением независимости.
Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведений изобретения исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция РК в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности.
На Западе сфера авторских прав, или интеллектуальной собственности (ИС) является зоной особого внимания со стороны государства, что во многом позволило развитым странам стать мировыми лидерами в производстве того или иного вида промышленной продукции. По словам генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), ИС приобретает все большее значение как важный инструмент экономического роста и накопления народного богатства. К примеру, согласно исследованиям того же ВОИС, в США вклад национальной интеллектуальной индустрии, основанной на авторских правах, достигает 12% ВВП. В переводе на денежный эквивалент это порядка $500 млрд, что превышает общий объем американского экспорта одежды, автомобилей, компьютеров и самолетов вместе взятых.
Что касается Казахстана,
то здесь ИС постепенно приобретает
свое подлинное значение в качестве
ценного и восполняемого
Так, Президент РК Нурсултан
Назарбаев, неоднократно заявлял, что
создание благоприятных условий
для производства товаров с защищенной
торговой маркой и правами интеллектуальной
собственности является одним из
приоритетов ускоренного
В Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, национальная система ИС начала формироваться после обретения республикой своей независимости. Так, в 1992 году в соответствии с решением Кабинета Министров РК на базе казахстанского подразделения Всесоюзного агентства по авторским правам было создано Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП). В 1996 году был принят разработанный ГААСП Закон "Об авторском праве и смежных правах", который, по признанию экспертов из стран СНГ, может считаться модельным в области регулирования отношений, возникающих при использовании объектов авторского права.
В настоящее время основные функции по обеспечению авторских прав возложены на Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, который был сформирован в 2001 году. Одними из основных задач этого органа стали государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением прав авторов, внесение предложений по совершенствованию законодательства, повышение правовой грамотности пользователей, а также контроль за лицами, использующими объекты ИС.
В настоящий момент Казахстан уже является полноправным членом ряда международных договоров, соглашений и конвенций, действующих под эгидой ВОИС (в том числе Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации, Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков, Евразийской патентной конвенции и ряда других), тем не менее защита авторских прав в республике пока не до конца соответствует международному уровню.
Участие РК в международных актах устанавливающих обязательства стран участников в области охраны интеллектуальной собственности, обязывает привести национальное законодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.
В Конституции РК понятия "собственность" в ее имущественном значении и "интеллектуальная собственность", как результат свободной творческой деятельности отнесены, к разным статьям, а правовая формула "владения, пользования и распоряжения" отнесено только к имущественным правам.
Принятые за последние годы законы, прямо регулирующие вопросы связанные с защитой интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общепринятым международным требованиям, в тоже время в законах, прямо не регулирующих эти отношения, но затрагивающих в ряде случаев вопросы, связанные с правовым статусом объектов интеллектуальной собственности, допускаются ошибки и устанавливаются правовые режимы, прямо противоречащие как действующему законодательству так и международным актам.
В результате не четкого разграничения понятия правового режима права собственности на материальные объекты и "объекты интеллектуальной собственности", т.е. ставится знак равенства между вещным правом и правом интеллектуальной собственности.
Таким образом, споров в данном аспекте множество и данная тема в этой связи является актуальной и интересной для изучения.
Цель работы – рассмотреть проблему международной защиты авторских разработок на современном этапе.
1 Международно-правовые аспекты регулирования авторского права
Актуальность изучения различных аспектов авторского права связана с тем, что развитие современных, в том числе компьютерных технологий обостряет проблему защиты прав создателей литературных, художественных, научных произведений. Одновременно, эта проблема сталкивается с такими важными естественными правами человека, как неприкосновенность личности, свобода слова, мысли, право на пользование достижениями культуры, на доступ к информационным ресурсам.
Правовая наука стоит
перед сложной проблемой
Важно исследовать взаимовлияние
и взаимопроникновение
Авторское право, как одна из юридических гарантий конституционной свободы творчества и объект исключительных прав, в условиях демократизации общественной и государственной жизни и перехода к рыночным формам экономики, приобретает все возрастающее значение. Во многом, эти обстоятельства предопределили выбор темы настоящего исследования.
Современное авторское право призвано дать ответ на вопрос о том, где кончается право одного и начинается право другого человека, то есть дать ответ на вопрос о пределах осуществления прав в сфере творческой деятельности. Вот почему всестороннее, комплексное изучение вопросов авторского права представляется актуальным и заслуживающим внимания.
Необходимость и актуальность исследования сложившихся в настоящее время правовых институтов предопределяется также и тем обстоятельством, что в современном праве, как правило, нет так называемых чистых отраслей. Практически, в любой отрасли присутствуют нормы конституционного права. В связи с демократизацией государственной и общественной жизни возрастает значение гуманистических принципов и норм конституционного права.
Основной тезис правового государства - верховенство правового закона, в связи с чем основная задача государства рассматривается в аспекте деятельности по реализации основной идеи права как идеи справедливости, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Именно здесь проявляется значение авторского права в качестве важнейшей гарантии реализации свободы личности в условиях правового государства. При исследовании указанных проблем ученые исходят из демократического мировоззренческого подхода, основанного на современных концепциях правопонимания, выводит сущность авторского права из естественной природы прав человека и социальной справедливости.
В последнее время
в отечественной и зарубежной
прессе всё чаще и
чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной
собственности, как правило речь идёт
о “пиратском” аудио и видео рынке.
Если верить исследованию, подготовленному
находящейся в Лондоне
Международной федерацией производителей
граммофонной продукции, то
страны СНГ сейчас являются мировым лидером
по незаконным продажам
музыкальных записей.
Специфика подобного
рода нарушений состоит в том,
что они
выходят за рамки внутригосударственного
гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам
придётся опираться не столько на внутригосударственное
гражданское право, сколько на нормы международного
права.
Международная система охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция “Об охране литературных и художественных произведений” в её многочисленных редакциях.
До середины прошлого столетия понятия “Авторское право” не существовало как такового, право собственности могло распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.). Но начиная с середины 19 века авторское право становится самостоятельной формой собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг - всё это создало новые условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.
Кропотливая работа по созданию
правового инструмента по охране
авторского права была начата в Брюсселе
в 1858 году на состоявшемся там конгрессе
авторов произведений литературы и искусства.
Затем последовали конгрессы в Антверпене
(1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883года работа
была продолжена в Берне где в 1886 году
после трёх
дипломатических конференций было выработано
международное соглашение получившее
название Бернской конвенции об охране
литературных и художественных произведений.
Это соглашение было подписано десятью
государствами: Бельгией, Великобританией,
Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом,
Францией и Швейцарией. В сентябре 1887 года
делегаты этих стран (за исключением Либерии)
обменялись ратификационными грамотами,
и в соответствии со статьёй 20 конвенция
вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5 декабря
1887 года.
Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила.
Все её основные положения
подлежали обязательному
национальные законодательства стран-участниц в тех
случаях, когда
национальные законодательства обеспечивали
менее благоприятный режим для обладателей
авторских прав. В этом проявилось стремление
создателей конвенции к унификации основных
положений авторского права.
Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было предоставление владельце авторского права возможность не выполнять формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране.
На конференции 1886 года было объявлено о создании Бернского союза из стран-участниц и избрано международное бюро этого союза.
15 апреля 1896 года в
Париже состоялась первая
К числу нововведений 1896 года прежде всего следует отнести включение в конвенцию понятия публикации и определение его как “выпуск копий”.
Таким образом представление и исполнение
драматических,
драматическо-музыкальных и музыкальных
произведений, выставки
произведений искусства к публикации
не относились. К числу важнейших
изменений следует отнести также и уточнение
к статье 3, в соответствии с
которым охрана предоставлялась произведению,
впервые опубликованному в стране-участнице
конвенции, даже в том случае, когда автор
являлся гражданином страны, не входящей
в Бернский союз. Таким образом, территориальный
принцип конвенции оставался неизменным,
однако акцент был перенесён с издателя
на автора произведения.
Следующим этапом развития Бернской конвенции была Берлинская конференция 1908 года. К этому времени к конвенции присоединились ещё четыре государства: Япония (1899), Швеция (1901), Дания (1903) и Либерия (1908). Кроме государств- членов на конференцию прислали своих делегатов ещё 19 стран (в том числе и Россия). Результатом работы конференции явился почти полный пересмотр всех основных положений предыдущих конференций.
Конвенция определила более
чётко понятие литературного
и
художественного произведений и закрепила
положение о том, что они должны охраняться во всех
странах-участницах с обязательным отражением
этого в национальных законодательствах,
если таковое не было сделано раньше.
За период с 1914 по 1928 год к конвенции присоединились следующие государства: Австрия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Греция, Ливан, Марокко, Польша, Румыния, Сирия, Чехословакия, Эстония, а также получившие независимость доминионы Великобритании: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика.
Римская конференция проходила в период бурного развития средств массовой информации и коммуникаций, характерных для начала двадцатого века. Это в частности нашло отражение в признании охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений (ст.11 bis), расширении объектов охраны, признания так называемых личных прав автора и т.п2.
Следует заметить, что признание личных прав Бернской конвенцией было воспринято без энтузиазма представителями кинематографической промышленности, а в последствии и телевиденья, особенно в США. Это было связано с тем, что эти индустрии в основном используют самостоятельные произведения для создания кино- и телефильмов и, таким образом заинтересованы в возможности более свободно изменить чьё-либо произведение, приспосабливая его к своим нуждам.
Информация о работе Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав