Международно-правовая защита прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития» . Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

Файлы: 1 файл

Контр. раб. (Международное право-права и свободы человека).doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение

3

1. Природа и сущность  прав и свобод человека и  гражданина

5

2. Гарантии прав и  свобод человека и гражданина

16

Заключение

30

Список литературы

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»1. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому поколению нужно  вновь и вновь защищать права  человека, что человечеству еще незнакома  ситуация, при которой не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека.  Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»2, утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации»3.

С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны» разногласия в области прав человека во все большей мере «определяются теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-экономического и политического развития общества, с другой – и это главное – национальными интересами группы или отдельных государств»1.

Тем не менее, должен существовать определенный минимум  прав и свобод, ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще - человек привлекается к ответственности, самой суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к  ответственности, если оно посягает на права и свободы человека. В данной работе я не буду затрагивать этот вопрос, более того, ответа на него не существует. Скажу только, что решение вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя же обстановка в мире, в самом центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека порой зависит от прихоти отдельных политиков.

Тем не менее, международным  сообществом принимаются меры к  всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

Цель написания  данной контрольной работы – это дать представление о международно-правововой защите прав и свобод человека.

Задачи:

1. Дать представление о природе и сущности прав и свобод человека и гражданина.

2. Рассказать о гарантиях прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

______________________

3 Кузнечевский В., Красулин А. Высокая цена права // Права и свободы личности. Международные документы. Комментарии. Библиотечка «Российской газеты». М., 1995. С.5.

1. Природа и сущность  прав и свобод человека и  гражданина

 

Вопрос о правах человека и гражданина является составной  частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством» 4.

Давая понятие  правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы  или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Право – система  общеобязательных, установленных в  законе норм, принципов и нормативных  установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. Определим поэтому сначала, что есть такое свобода?

«Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»5.

При всей своей  многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;

2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть-абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

3) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

4) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе 6.

Свободы пришли в международное право из государственного, национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней (ст. 2).

Свободы индивида, как «естественные и неотчуждаемые права человека», стали развернуто закрепляться со времен американской и французской революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст. 1)7. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала следующие «естественные и неотчуждаемые права человека»: свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету (п. 2). Тогда же был сформулирован единственный предел свободам: «необходимость обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами» (п. 4)8.

Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном стали признаваться значительно позже свобод индивидов. Однако уже конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым другим. Виргинская конституция провозгласила, что «всякая власть покоится в народе и, следовательно, исходит от него» (ст. II). Декларация прав человека и гражданина подтвердила, что «основа всякого суверенитета по самому существу своему покоится в народе» (п. 3).

В международном  праве свободы как индивидов, так и народов стали признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. «Право на самоопределение народов (наций) - это понятие (в большей мере науки конституционного, а не международного права), - означающее право народов (наций) определять форму своего государственного существования, будь то в составе др. государства или в виде отдельного государства»9. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из сферы национального права, а непосредственно стали результатом политического взаимодействия и международного правотворчества государств на глобальном уровне.

Основными международно-правовыми  источниками признания свобод индивидов  и народов являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических и социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии – один из основных принципов современного международного права.

Свободы, таким  образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

Термин «свобода»  употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

Определив понятие  свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это  определенные нормативно структурированные  свойства и особенности бытия  личности, которые выражают ее свободу  и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» 10.

«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах» 11.

Юридическое выражение  проблемы прав человека имеет в своей  основе вопрос о характере распределения  социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому  подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход — позитивистский - исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.

К настоящему времени  в международном праве оформилась целая отрасли, посвященная правам человека - международное гуманитарное право. «Права человека в международном праве (Human Rights)  – совокупность прав, регулируемых системой норм и принципов, направленной на обеспечение прав и свобод индивида, групп индивидов и народов в государствах. Их формулирование, закрепление и претворение в жизнь осуществляются путем заключения международных договоров» 12.

Понятие прав человека появилось еще в эпоху буржуазных революций. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление права человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.

Неотъемлемые права гражданина античного полиса являются первой юридической формой прав человека, развитой римским правом. Средневековье ознаменовалось, с одной стороны, закреплением в национальном праве прав и свобод индивида (с момента, когда в 1215 г. английский король Иоан Безземельный под давлением своих баронов издал исторический рескрипт – Великую хартию Вольностей (Магна Карта) 13, а с другой – построением различных иерархий права (наиболее известной из них является томистская: вековечный закон (eexaeterna) – сакральное право (jus divitum) – естественное право (jus naturale) – людской закон (eex humama или jus huminum), который в свою очередь проявляется как гражданский закон (eex civilis) и право позитивное (jus positivum). «Она (Великая хартия Вольностей) считается прототипом позднейших кодификаций прав человека, хотя она, конечно, тоже была ограничена только людьми свободными»14. Хотя свобода была прежде всего и почти исключительно «принадлежностью его светлости», следует сказать, что к концу XIII в. уже существовало «противостояние между свободами всего общества и своеволием вельмож»15.

Информация о работе Международно-правовая защита прав и свобод человека