Международные договоры в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 00:44, реферат

Описание работы

Важное юридическое значение для определения места международных договоров в российской правовой системе имеет норма ст. 22 Федерального закона «О международных договорах РФ», согласно которой если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, то решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений. Тем самым гарантируется юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой.

Содержание работы

Введение................................................................................................................. 2
1. Заключение письменной формы международных договоров ....................... 4
2. Исполнение письменной формы международных договоров .................... 13
3. Прекращение и приостановление письменных форм международных договоров ............................................................................................................. 15
Заключение ......................................................................................................... 18
Список используемой литературы ..............

Файлы: 1 файл

мреферат Заключение исполнение и прекращение межд договоров рф.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Утверждение, принятие международного договора также являются в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1969 года способами выражения согласия государств на обязательность для них договора. В этом смысле утверждение международного договора необходимо отличать от предварительного (до подписания) одобрения Президентом, Правительством проекта договора, которое иногда неправильно называют утверждением, а принятие международного договора - от принятия текста договора после его выработки.

В подп. «а» п. 1 ст. 20 Федерального закона «О международных договорах РФ» устанавливается, что в отношении заключаемых от имени России и подлежащих утверждению, принятию международных договоров по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 данного закона, утверждение, принятие осуществляются в форме Федерального закона.

В отношении заключаемых от имени Российской Федерации и подлежащих утверждению, принятию международных договоров (за исключением тех договоров, утверждение, принятие которых производится в форме Федерального закона) утверждение, принятие осуществляются Президентом; в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, а также договоров, заключаемых от имени Правительства, - Правительством РФ.

Утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера ограничиваются случаями, когда договором предусматривается вступление его в силу после утверждения, принятия, и осуществляются федеральными органами исполнительной власти, от имени которых они подписаны.

Если государство с самого начала не было участником договора, оно может присоединиться к нему на условиях, предусмотренных договором. Обычно присоединение применяется в отношении многосторонних договоров.

В подп. «а» п. 1 ст. 21 Федерального закона «О международных договорах РФ» устанавливается, что в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 данного закона, присоединение осуществляется в форме Федерального закона [1.3 -1.4].

В отношении договоров, присоединение к которым производится от имени Российской Федерации (за исключением тех договоров, присоединение к которым осуществляется в форме федерального закона), решения о присоединении принимаются Президентом; в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, а также договоров, присоединение к которым производится от имени Правительства, - Правительством РФ.

Решение о проведении переговоров о присоединении к межведомственному договору принимается Правительством, а решение о присоединении к нему - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договором, по согласованию с Министерством иностранных дел.

Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О международных договорах РФ»)[1.3-1.4].

Регистрация и опубликование договоров. Хотя регистрация и опубликование не входят в процесс заключения международных договоров, они тесно связаны с ним.

Федеральным законом «О международных договорах РФ» на Министерство иностранных дел возлагается обязанность регистрировать международные договоры РФ в Секретариате ООН и в соответствующих органах других международных организаций.

Ст. 30 вышеупомянутого закона предусматривает следующий порядок опубликования международных договоров. Вступившие в силу для России международные договоры, решения о согласии на обязательность которых были приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации. Остальные международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально публикуются в Бюллетене международных договоров. Договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Внутригосударственная публикация носит наименование промульгации.

Закон также предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров Российской Федерации, находящейся в ведении Министерства иностранных дел.

 

2. Исполнение письменной формы международных договоров России.

Применение международных договоров предполагает осуществление внутригосударственных мер по выполнению договорных обязательств. В ряде договоров прямо предусматривается, какие меры обязаны принимать их участники.

Поскольку международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, то отсюда следует, что если международные договоры для своего применения не требуют каких-либо нормативных актов, они действуют непосредственно.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона «О международных договорах РФ» международные договоры России подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных договорах РФ», иными актами законодательства РФ. Здесь конкретизируется один из основных принципов международного права - принцип добросовестного выполнения обязательств, представляющий собой основополагающую норму, юридически обязывающую субъектов международного права добросовестно осуществлять свои международные права и обязанности. Он служит концентрированным выражением юридической природы международного права.

Также Федеральный закон «О международных договорах РФ» возлагает на государство обязанность не лишать договор объекта и цели до вступления его в силу, то есть не предпринимать действий, которые сделали бы выполнение договора невозможным или затруднительным. Эта обязанность возникает не из самого договора, который еще не вступил в силу, а из нормы общего международного права. Рассматриваемая обязанность существует с момента подписания договора под условием его последующего утверждения и до тех пор, пока государство не выразит своего намерения не утверждать его.

В случае нарушения обязательств по международному договору РФ другими участниками Президенту или в Правительство (в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором) представляются предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора. Предложения представляются Министерством иностранных дел либо иными федеральными органами исполнительной власти совместно с Министерством иностранных дел.

Согласно статьи 34 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным конституционным законом9, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров либо отдельных их положений, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с заключением международных договоров Российской Федерации. Не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению.

Сложным и недостаточно изученным является вопрос о контроле за соответствием международных договоров Конституции РФ. Не наработана практика относительно обращений в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ. Конституционный Суд наделен правом осуществлять предварительный контроль в единственном случае - в отношении международных договоров, не вступивших в силу.

Представляется, что в целях обеспечения единства правовой системы государства Конституционный Суд вправе рассматривать вопрос о конституционности международного договора в любой момент до его вступления в силу.

 

3. Прекращение и приостановление письменных форм международных договоров.

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства. Приостановление действия международного договора - это перерыв в действии договора на какой-то период времени. На время приостановления действия договора участники не могут пользоваться вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие обязательства.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О международных договорах РФ» прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для РФ международного договора. Однако есть исключение: Президент вправе принимать, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ давалось Правительством. Эта норма учитывает особую роль Президента, на которого согласно Конституции (ст. 86) возложено осуществление руководства внешней политикой страны.

Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ (порядок их представления устанавливает ст. 36 Федерального закона «О международных договорах РФ») рассматриваются Государственной Думой в соответствии с ее регламентом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора РФ в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение Государственной Думой законопроектов о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, а Советом Федерации принятых ею законов осуществляется в таком же порядке, как и по вопросам ратификации договоров. Федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора РФ, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования.

В п. 4 ст. 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» сформулировано право Президента приостанавливать действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона. Такое приостановление может быть осуществлено Президентом в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.

Решение о прекращении или приостановлении действия международного договора межведомственного характера принимается Правительством, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов России. В остальных случаях прекращение и приостановление действия международного договора межведомственного характера осуществляются с разрешения Правительства. Прекращение и приостановление действия международного договора межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с Министерством иностранных дел, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Официальные сообщения Министерства иностранных дел о прекращении или приостановлении действия международных договоров России подлежат опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации, если решение о прекращении или приостановлении действия международного договора было принято в форме федерального закона. Официальные сообщения Министерства иностранных дел о прекращении или приостановлении действия международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства, опубликовываются также в Бюллетене международных договоров (ст. 40 Федерального закона «О международных договорах РФ»).

 

Заключение.

Международный договор – это регулируемое международным правом международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г., а также Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров, вместе с тем они признают юридическую силу и устных соглашений. Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Сторонами или участниками договора являются государства или международные организации, которые согласились на обязательность для них договора и для которых он вступил в силу. Договоры обязывают только участников. Для третьих, т.е. не участвующих, государств или организаций они не создают ни прав, ни обязанностей.

Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Государство-участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им этого договора, а международная организация-участник договора не может ссылаться на правила данной организации в качестве оправдания для невыполнения этого договора. Договор обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории, если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом.

Информация о работе Международные договоры в РФ