Международные конвенции по вопросам деликтных обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий. Большая часть процессуальных действий, входящих в объем правовой помощи, связана с деятельностью суда по рассмотрению дел международного характера

Содержание работы

1. Исполнение судебных поручений……………………………………………2
2. Международные конвенции по вопросам
деликтных обязательств………………………………………………………….7
3. Практическое задание……………………………………………………………..11
4. Список литературы…………………………………………………………………. 12

Файлы: 1 файл

МЕДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО.docx

— 30.79 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Исполнение судебных поручений……………………………………………2
  2. Международные конвенции по вопросам

деликтных  обязательств………………………………………………………….7

  1. Практическое задание……………………………………………………………..11
  2. Список литературы…………………………………………………………………. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ ПОРУЧЕНИЙ

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных  действий. Большая часть процессуальных действий, входящих в объем правовой помощи, связана с деятельностью суда по рассмотрению дел международного характера. Они исполняются  в форме судебных поручений, судебные поручения и другие виды правовой помощи в современной международной практике осуществляются в значительной мере на основе международных договоров.

Европейские и некоторые другие государства, в том числе США, заключили соглашения по частным аспектам международного гражданского процесса и правовой помощи в области разрешения гражданских и торговых дел.

Под исполнением судебных поручений понимается:

    • составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов;
    • Предоставление вещественных доказательств;
    • Допрос свидетелей, экспертов, иных лиц для целей судопроизводства;
    • Сообщение информации о действующем праве и т. д.

При выполнении судебных поручений необходимо действовать по процессуальным законам того государства, которое прислало поручение. которые регулируют исполнение судебных поручений: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954г.  Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и несудебных документов по гражданским и торговым делам 1955г. Конвенция о получении за границей документов по гражданским и торговым делам 1970г.  Конвенция о международном доступе к правосудию 1980г. Порядок принудительного исполнения иностранных судебных решений в РФ. Такое исполнение возможно и допустимо, если есть соответствующий международный договор, требующий подобного исполнения либо 2-х стороннее соглашение между РФ и зарубежными государствами, откуда прислано данное поручение. По ходатайству взыскателя вопрос об исполнении иностранного судебного решения рассматриваются в Верховном суде или соответствующем ему судебном органе РФ по месту нахождения имущества, являющегося предметом иска. Рассмотрение ходатайства происходит в открытом судебном заседании. Выносится решение о выдаче разрешения на исполнение судебного поручения либо об отказе в исполнении. После этого выписывается исполнительный лист и направляется в районный или юридический суд по месту исполнения решений. Срок давности исполнения судебных решений согласно ст.347 ГПК РФ составляет 3 года.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившихся порядка. Способы исполнения иностранных судебных поручений и судебных поручений судов Российской Федерации на территории иностранных государств: 1) дипломатический или консульский способ; 2) передача судебного поручения через центральный орган юстиции; 3) передача непосредственно иностранному суду или другому компетентному органу; 4) передача судебного поручения через заинтересованные стороны.

 Он заключается в  том, что суд государства  обращается  к своему Министерству иностранных  дел, которое через свое посольство  или консульство обращается в  МИД государства  с нотой. МИД  государства  направляет поручение  в соответствующий суд с просьбой  о его исполнении.

Второй порядок – каждое участвующее государство назначает центральный орган, на который возлагается исполнение судебных поручений, исходящих от судебного органа другого договаривающегося государства, и передача их компетентному органу на исполнение. Каждое государство организует центральный орган в соответствии со своим законодательством. Судебные поручения передаются центральному органу запрашиваемого государства без вмешательства, какого- либо другого органа этого государства.

Третий порядок — выполнение судебных поручений в государстве  специальным уполномоченным, назначенным судом государства. Этот порядок был применен сначала в Англии, а затем в США. Состоит он в следующем: если суду США надо допросить свидетеля, проживающего во Франции, то американский суд назначает кого-либо из французских граждан, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, который и вызывает свидетеля, допрашивает его и направляет материалы допроса в американский суд. Но этот уполномоченный не имеет права принимать какие бы то ни было принудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядок — выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т. п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.

Порядок выполнения судебных поручений устанавливается в каждой стране ее внутренним законодательством и международными соглашениями. Основной многосторонней конвенцией, регулирующей порядок исполнения судебных поручений, является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года. Конвенция допускает возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их компетентным властям государства пребывания. При присоединении к Гаагской конвенции 1954 года СССР сделал заявление о том, что судебные поручения должны направляться в СССР в дипломатическом порядке через МИД СССР (соответственно в РФ через МИД РФ

Согласно Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года, документы передаются через центральные органы (как правило, ими являются министерства юстиции стран-участниц), что, однако, не исключает других способов передачи, причем страны-участницы обязаны использовать при этом единообразные формуляры. Порядок передачи судебных поручений четко предусмотрен Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 года. Обе эти конвенции заменяют в отношениях стран-участниц соответствующие разделы Гаагской конвенции 1954 года.

Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 года заменяет положения разд. Ill—VI Гаагской конвенции 1954 года. В основном эта конвенция с некоторыми изменениями воспроизводит положения Гаагской конвенции 1954 года. Наиболее существенное изменение касается порядка сношений при оказании правовой помощи. Если, как отмечалось выше. Гаагская конвенция 1954 года допускала возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их соответствующим властям, то конвенция 1980 года ввела порядок сношений судов через центральные органы, при котором передача поручений в основном должна осуществляться через эти органы, а не по дипломатическим и консульским каналам, хотя каждое государство может использовать для такой передачи и эти каналы. Таким образом, конвенция 1980 года допускает для каждого государства лишь возможность использования дипломатического порядка, но не предусматривает такой обязанности.

СССР заключил двусторонние соглашения об исполнении судебных поручений с США (1935 г.), Францией (1936 г.), Бельгией (1945—1946 гг.), ФРГ (1956— 1957 гг.). Взаимное исполнение судебных поручений предусмотрено также Соглашением между СССР и Австрией по вопросам гражданского процесса от 11 марта 1970 г.. Конвенцией между СССР и Италией о правовой помощи по гражданским делам 1979 года, договорами о правовой помощи с Ираком (1973 г.), Финляндией (1978 г.), Грецией (1981 г.), Алжиром (1982 г.), Кипром (1984 г.), Сирией (1984 г.), Тунисом (1984 г.), НДРЙ (1985 г.). Все эти соглашения предусматривают дипломатический порядок исполнения судебных поручений и действуют для РФ.

Исполнение в РФ судебных поручений иностранных судов и обращение судов РФ с поручениями к иностранным судам регулируются Гражданским процессуальным кодексом.

В соответствии со ст. 436 ГПК суды РФ исполняют переданные им в установленном порядке судебные поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и т. д.), за исключением случаев, когда исполнение поручений противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности РФ либо когда исполнение судебных поручений не входит в компетенцию суда. Исполнение судебных поручений осуществляется судами на основе российского законодательства. Применяются правила Гражданского процессуального кодекса. Вместе с тем советские суды не отказывались при допросе свидетелей по поручениям судов Великобритании или США руководствоваться исходящими от этих судов вопросниками (jnterroga-toires), составленными по обычной в судах общего права форме для прямого и перекрестного допроса.

Европейские и некоторые другие государства, в том числе США, заключили соглашения по частным аспектам международного гражданского процесса и правовой помощи в области разрешения гражданских и торговых дел

Понятие судебного поручения в международном гражданском процессе. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: международные договоры, национальное законодательство, международная вежливость. Анализ ст. 407 ГПК РФ 2002 г. и ст. 256 АПК РФ 2002 г. Принцип взаимности и принцип международной вежливости при исполнении судебных поручений.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ ПО ВОПРОСАМ  ДЕЛИКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Обязательства из причинения вреда представляют один из важнейших институтов гражданского права. Эти обязательства направлены на возмещение вреда, причиненного личности или имуществу в результате противоправного действия, не связанного с нарушением договора.  Поскольку данные обязательства возникают независимо от договорных отношений, их относят к так называемым внедоговорным обязательствам или как иначе их называют, деликтные обязательства.

В области деликтных отношений принято достаточно много международных конвенций, основная масса которых посвящена регулированию деликтных отношений при осуществлении международных перевозок, что обусловлено повышенным риском, связанным с авариями. И прежде всего Гаагская конвенция от 04 мая 1971 года о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, в которой участвуют 13 европейских государств.

Основной ее принцип- закон места совершения правонарушения (ст.3). конвенция применяется к внедоговорной ответственности в связи с дорожными происшествиями, имевшими место на территории договаривающихся государств, а также в случаях, когда применимым правом признается закон государства, которое участвует в Конвенции в определенных Конвенцией ситуациях принцип отсылки к закону места совершения деликта заменяется иным, что, в частности, должно обеспечить его более тесную связь с соответствующим правопорядком. Так, закон регистрации автомобилей признается более адекватным для регулирования, например, таких вопросов, как размер ущерба, предел ответственности, круг лиц имеющих право требовать возмещения, тем не менее должны применяться во внимание нормы по безопасности дорожного движения, правила проезда и т. Д., действующие в стране места причинения вреда.

Многосторонние международные договоры, затрагивающие вопросы гражданской ответственности по отдельным видам причинения вреда, наносимого, как правило, источниками повышенной опасности, регулируют деликтные отношения преимущественно не коллизионным, а прямым методом, включая унифицированные материально - правовые нормы. Среди таких договоров - Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 1969 г.; СССР присоединился к ней в 1975 г.). Конвенция обеспечивает получение соответствующего возмещения вреда лицам, понесшим убытки из-за загрязнения, вызванного утечкой и сливом нефти из судов. Действуют и другие конвенции подобного рода, например Римская конвенция 1952 г. об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности. Российская Федерация как государство - правопреемник СССР участвует в ней с 1982 г. 
Содержащиеся в названных актах нормы определяют условия и пределы ответственности, устанавливают меры обеспечительного характера. В интересах потерпевших - физических лиц - конвенции, как правило, устанавливают ответственность причинителя (большей частью владельца источника повышенной опасности) и без вины. Они, как правило, содержат перечень оснований, исключающих ответственность: вооруженные конфликты, гражданские войны, явления непреодолимой силы, в качестве которых рассматриваются стихийные бедствия исключительного характера; учитывается и вина потерпевшего. Иногда (например, по Римской конвенции 1952 г.) ответственность наступает даже при наличии непреодолимой силы. Вина же потерпевшего, если причинитель вреда ее докажет, уменьшает, согласно Римской конвенции, размер возмещения. 
Ряд конвенций действует и в области возмещения вреда за ядерный ущерб (например, Парижская конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области атомной энергетики 1960 г.). Эти многосторонние договоры исходят, как правило, из принципа компетентности судов страны, в которой произошло соответствующее действие. При этом должно применяться право страны суда.

В ряде международных конвенций, не посвященных специально регулированию деликтных отношений, в то же время содержатся отдельные нормы, регулирующие отношения в области деликтных обязательств. Примером может служить Соглашение стран СНГ “О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности” 1992 г.

В качестве примера договоров, регулирующих гражданскую ответственность в рамках деликтных обязательств, можно сослаться на Гаагскую конвенцию от 02 октября 1973 года об ответственности за вред, причиненный товаром. Отличительная особенность коллизионного регулирования, зафиксированного в ней, от такого в иных международно -  правовых актах, в том числе и Гаагской конвенции 1971 года, заключается  в том, что при  определении применимого права она стремится с помощью ряда фактов отыскать правопорядок, который будет служить”собственно правом деликта”.Право государства обычного местонахождения потерпевшего будет надлежащего, если таковое одноверменно является местом основной деятельности изготовителя, причинившего вред товара либо место его приобретения потерпевшим.Если подобного совпадения нет, применяется принцип закона места причинения вреда с учётом того, что в данной стране потерпевший имеет своё обычное место жительство, либо причинитель вреда- место основной деятельности, либо продукт приобретён потребителем. В ситуациях, когда и это не имеет места, применятся право страны, где ведёт свою обычную активную деятельность лицо, которое несёт ответственность за продукт, если потерпевший не предпочтёт основать своё требование на законе места причинения вреда. На ряду с этим независимо от применимого права будут учитываться требования, относящиеся к правомерному распространению продукта, законодательства той страны, где имел хождение товар.

В последние годы международное сообщество стремится раздвинуть привычные рамки конвенционного регулирования деликтных отношений путём заключения многосторонних соглашений в нетрадиционных отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. В Болгарии был заключен договор на поставку продукции румынского предприятия его болгарскому партнеру. Стороны не согласовали вопрос о подлежащем применению праве. Двусторонний межгосударственный договор о торговле, подписанный Болгарией и Румынией, регламентирует не все вопросы МЧП. Права какой страны подлежат применению к отношениям указанных сторон в той части, в которой вопросы МЧП не урегулированы межгосударственным договором?

Г) Болгария

2. какое право подлежит применению на основании коллизионной привязки закон места совершения договора?

Информация о работе Международные конвенции по вопросам деликтных обязательств