Международные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 00:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является детальное рассмотрение такого института как международные организации, и определение их роли в современном мире.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Международные организации……………………………………………3
1.1 История развития международных организаций до создания ООН…3
1.2 Международные организации. Межправительственные и неправительственные международные организации………………..…….…...9
2. ООН: международная организация по обеспечению мира и международной безопасности……………………………………………..……19
2.1 Создание Организации Объединенных Наций…………………..…...19
2.2 ООН: международная организация по обеспечению мира и международной безопасности…………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………....32
Таблица……………………………………………………………………..33
Словарь……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………..39

Файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe.docx

— 163.58 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

1. Международные организации……………………………………………3

1.1 История развития международных  организаций до создания ООН…3

1.2 Международные организации. Межправительственные и неправительственные  международные организации………………..…….…...9

2. ООН: международная организация  по обеспечению мира и международной  безопасности……………………………………………..……19

2.1 Создание Организации  Объединенных Наций…………………..…...19

2.2 ООН: международная организация  по обеспечению мира и международной  безопасности…………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………....32

Таблица……………………………………………………………………..33

Словарь……………………………………………………………………..34

Список использованной литературы……………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные международные отношения имеют одну особенность – диалектичность развития.

С одной стороны все больше развивается международное сотрудничество с целью установления мира и безопасности, политического, экономического, культурного сотрудничества на основе взаимных интересов. А, с другой стороны, все более очевидной становится проблема насилия, жестокости и непримиримости в этих самых международных отношениях. Насколько более глобальными становятся взаимоотношения между народами, настолько более глобальными становятся и конфликты между группами людей. При таких условиях в современном мире обозначилась тенденция к росту влияния международных организаций как формы сотрудничества государств, в связи с этим идет бурное их развитие: дальнейшее расширение их компетенции, усложнение структуры и расширение участников международных отношений. Все более важными субъектами становятся межгосударственные и негосударственные объединения (при этом, не умаляется роль межгосударственных отношений). Они создаются для реализации определенных целей государств и не государств (физических лиц, например) участников. Поскольку развитие мировых хозяйственных связей, средств массовой информации, научно-техническая революция, взаимовлияние культур приводят к необходимости более продуманной и координированной интеграции, которая учитывала бы интересы всех социальных, этнических, религиозных, культурных групп, то в свете растущей глобализации, все более важную роль играют не просто отношения между государствами а, более широкие по спектру полномочий, международные организации. Таким образом, целью данной работы является детальное рассмотрение такого института как международные организации, и определение их роли в современном мире.

 

  1. Международные организации
    1. История развития международных организаций

 

В системе международных отношений межгосударственные отношения играют основную роль, так как государство это единственный субъект, который обладает суверенитетом, но, как это уже указывалось выше, в современном мире обозначилась тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами становятся международные организации.

История создания же международных организаций находится «в тумане веков», она берет свое начало в Древней Греции, где в 6 в. до н.э. были созданы такие первые постоянные международные объединения, как Лакедемонская и Делосская симмакии (союзы городов и общин), Дельфийско-Фермопильская амфиктиония (религиозно-политический союз племен и городов)*(5:8) – это прообразы международных организаций. Уже на данном этапе симмакии и амфиктионии имели достаточно четкую внутреннюю структуру. Высшим органом в них было общее собрание, которое собиралось в первой – один раз в год, во второй – два раза в год. Решения общего собрания были обязательны для всех членов союза и принимались простым большинством голосов.

С развитием международных экономических связей начал формироваться механизм международных союзов по координации деятельности государств в специальных областях. Первым таким союзом (в эпоху средневековья), объединившим северо-немецкие города, был Ганзейский торговый союз

Дальнейшее развитие международных отношений обусловило расширение и усложнение международного общения государств. Потребности экономического развития диктовали необходимость международного регулирования ряда новых областей межгосударственных отношений. Такой новой формой становятся всеобщие административные союзы или, как их называли, унии. Изначально такие союзы на базе постоянной организации стали складываться в области таможенных отношений. Это были объединения независимых государств на основе заключенного между ними договора по созданию совместных органов таможенного регулирования на таможенных территориях стран-участниц такого унии. Одним из первых таких союзов был Германский Таможенный Союз*(5:9). Причины его возникновения кроются в крайнем экономическом упадке немецких государств. К союзу с Пруссией сначала приступили центральные германские государства (1828г.), с 1834г. – южно-германские, а с 1851г. – Ганновер и Ольденбург. В 1853г. вся современная Германия объединилась в единый таможенный союз*(5:9). Цель Германского Таможенного Союза заключалась в: 1) все государства, вошедшие в союз, подчинялись одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товаров; изменения допускались лишь по взаимному соглашению; 2) торговые сообщения между союзными государствами были объявлены практически свободными; 3),все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству населения.

Международное сотрудничество государств на базе постоянных организаций в дальнейшем нашло свое продолжение и развитие в сфере транспорта. Началом послужило сотрудничество в сфере судоходства по международным рекам в рамках создаваемых для этих целей международных комиссий. Например, регламентом Рейнского судоходства (1831г.) и заменившим его актом Рейнского судоходства (1868г.) *(5:9) была создана такая первая комиссия, каждое из прибрежных государств назначало по одному представителю, которые образовывали Центральную Комиссию.

С 60-х гг. 19века начинают возникать международные межправительственные организации: Международный союз для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз охраны промышленной собственности (1883г.), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886г.), Международныйпротивоневольнический союз (1890г.), Международный союз для публикации таможенных тарифов (1890г.), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890г.)*(5).

Характерным для всех этих союзов было то, что они обладали (и обладают) постоянными органами. Руководящими органами их были, как правило, конференции (конгрессы), а исполнительными постоянными органами были бюро или комиссии.

Вторая половина 19 века ознаменовалась интенсификацией международных экономических, научных, технических связей государств. Это и ознаменовало собой новый этап в развитии и усложнении таких форм международных организационных связей как международные конференции и конгрессы. Вообще, такая форма межгосударственного общения известна еще с древности. Средневековая история дает много примеров съездов государей в той же Германии и других странах Западной Европы, в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

Характеризуя такие международные конгрессы своего века, правовед 19 века Даневский В.П. писал: «Они были случайными, всегда временными собраниями представителей государств для решения вопросов международного свойства…Начало равенства не только в праве участия на этих собраниях, но и в праве равного обсуждения поднятых вопросов долго не признавалось…»*(5). Политические конгрессы 19 века, начиная с Венского и кончая Берлинским, все без исключения, были собраниями представителей одних великих держав…

Когда на рубеже 19 и 20 века угроза войны стала очевидной, начали создаваться военно-политические коалиции между крупнейшими государствами Европы. Постепенно число государств-участников таких коалиций росло – крупные государства втягивали в их число небольшие государства в качестве своих сторонников. Такая система военно-политических блоков явно прослеживается в двух, сложившихся к 1914г. блоках: Россия, Франция, Великобритания, с одной стороны, Австрия и Оттоманская империя – с другой. К этому периоду относится попытка создания международной организации безопасности путем созыва Гаагских мирных конференций в 1899 и в 1907гг.*(5) Итогом созыва этих конференций стало учреждение в Гааге Третейского суда. Однако арбитраж был не в состоянии предотвратить то, к чему был обращен ход развития Европы и всего мира последние 100 лет…

Первой исторически новой формой организации международных отношений явилась Лига Наций, которая возникла после первой мировой войны. Это была попытка создания международной межправительственной организации политического характера на постоянной основе.

С 1915г. стали выдвигаться проекты создания международных организаций мира и безопасности: проект «Соединенных Штатов Европы» или «общества наций». Лозунгами этих проектов, учитывая военную обстановку, были: 1)прекращение войны; 2) упорядочение условий труда и порядка разрешения конфликтов между трудом и капиталом в международном масштабе; 3) устранение неравного положения колониальных народов. Указанные проекты в большей или меньшей степени легли в основу Статута Лиги Наций.

Окончательный вариант Статута Лиги был выработан на основе американского проекта с учетом поправок, внесенных в него Великобританией и Францией, и был утвержден Парижской конференцией 1919г. Статут включал в себя 26 статей, которые в качестве первой главы были включены в тексты пяти Парижских мирных договоров, завершивших первую мировую войну: Версальского, Сен-Жерменского, Трианонского, Нейльского, Севрского. Первым из них был заключен Версальский – 28.06.1919г., вступивший в силу 10.01.1920г. Отсюда датой основания Лиги Наций принято считать дату подписания Версальского договора, т.е. 28.06.1919г.*(5).

Создание Лиги – первая попытка учредить универсальную международную организацию по поддержанию мира и безопасности, а также первая попытка создания для этого универсального механизма. Лига Наций провозгласила своей целью обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств. Но, кроме этого, она была наделена еще и другими функциями. На нее, например, был возложен контроль за колониальными мандатами, защита национальных меньшинств, регистрация международных договоров.

Первыми членами Лиги Наций были 26 государств суверенных и 4 доминиона*(5:13), участвовавшие в первой мировой. Вторую группу стран составили 13 «приглашенных» государств, которые не участвовали в войне. Не смотря на то, что Лига Наций была создана практически на основе американского проекта, США не принимали участие в работе этой организации, так как американский сенат не ратифицировал Версальский договор, а тем самым и Статут Лиги.

Основными органами Лиги являлись Собрание всех представителей членов Лиги (Ассамблея), Совет и Постоянный секретариат.

В 1926г. после заключения договора в Локарно, в Лигу Наций вступила Германия. Этот факт породил внутри организации массу разногласий, которые закончились в 1933г. заявлением о выходе из нее двух государств – Японии и Германии. Советский Союз вступил в Лигу 15.09.1934г. по инициативе французской дипломатии, эту инициативу поддержали 30 государств-членов Лиги Наций. Однако, вступая СССР, отмежевался от ряда принятых ранее Лигой Наций решений, например, Советское правительство заявило об отрицательном отношении к системе колониальных мандатов, и подчеркнуло, что считает серьезным пробелом отсутствие признания равноправия всех рас и наций.

Лига Наций юридически была ликвидирована лишь 18.04.1946г., а фактически она прекратила свою деятельность еще в сентябре 1939г.

К недостаткам Статута следует отнести то, что его положения не содержали безоговорочного запрещения агрессии, в нем отсутствовало и положение о прямом запрещении обращения государств к войне как к законному способу разрешения международных споров. Согласно ст.15 Статута: «если между членами Лиги возникает спор, могущий повлечь за собой разрыв», Совет после выполнения им предусмотренной этой же статьей процедуры не может «достигнуть принятия его доклада всеми членами, члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим для сохранения права и правосудия». Таким образом, Статут как бы легализовал обращение к войне независимо от характера и целей, предусматривая лишь соблюдение некоторых формальностей, которые могли отсрочить войну на несколько месяцев. На практике Лига Наций не использовала даже те ограниченные возможности для предотвращения агрессии.

По этим причинам Лига не смогла справиться со своей основной задачей – мирным урегулированием международных конфликтов.

Другим недостатком Статута было закрепление в нем принципа единогласия в принятии решений. На практике это приводило к тому, что голосом одного государства могло быть сорвано любое решение организации.

Третий минус – статут не давал четкого разграничения функций Ассамблеи и Совета Лиги, что приводило к дублированию в их деятельности друг друга, постоянные споры и недоразумения.

И в целом, если говорить о деятельности Лиги Наций, то она с самого начала была скорее общеевропейской, нежели по-настоящему международной организацией. Она не смогла справиться со своей уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии – на Эфиопию и Испанию, Германии – на Австрию и Чехословакию.

Однако, не смотря на все недостатки, Статут Лиги был замечательным документом для своего времени. Его статьи об ограничении вооружений, урегулировании споров в судебном порядке или путем обращения в постоянную палату международного правосудия, о взаимной гарантии территориальной целостности, о мерах в целях поддержания мира, о санкциях в отношении государства, прибегнувшего к войне в нарушение обязательств по Статуту Лиги Наций, об обеспечении соблюдения международных договоров и норм международного права, об обязательности сотрудничества государств-членов были в то время новшеством. Эти положения были впоследствии заимствованы и развиты в Уставе ООН. Как положительный, так и отрицательный опыт не прошел бесследно, из него были извлечены соответствующие уроки при создании ООН, самым главным из которых было понимание необходимости более тесного сотрудничества даже самых разных государств в рамках международной организации.

Информация о работе Международные организации