Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 20:19, реферат
Рассмотрение и анализ важнейших вопросов международных перевозок связаны в первую очередь с необходимостью исследования международных правовых актов (конвенций, соглашений, протоколов), регулирующих международные сообщения, соотношения международных источников с внутренним (национальным) законодательством, посвященным международным перевозкам. В международных правовых источниках, регулирующих международные перевозки, а также во внутренних законодательных, определяющих понятие международной перевозки, ее особенностей, порядок организации и осуществления, упорядочиваются правоотношения участников перевозочного процесса, вопросы их ответственности, закрепляются претензионный и исковой порядки решения споров.
Введение ........................................................................................................... 4
I. Сущность международных перевозок. ...................................................... 5
1. Понятие и правовая регламентация международных перевозок. ............ 5
1.1. Понятие международных перевозок. ..................................................... 5
1.2. Правовая регламентация международных перевозок. .......................... 8
II. Международные транспортные организации. ............................................ 10
Понятие и классификация международных транспортных средств. ……... 10
III. Договоры международной перевозки. ................................................... 12
Понятие и виды договоров международной перевозки .............................. 12
IV. Ответственность при международных перевозках. ............................... 13
Международные транспортные организации могут быть классифицированы как по перечню решаемых ими проблем, так и по территориальному признаку. В первые десятилетия начала процесса создания международных транспортных организаций они не ограничивались определенными территориальными рамками. К таким организациям относятся, например, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – 1944 г., Международная автодорожная федерация – 1948 г., Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств – 1957 г. и др.
В начале 60-х годов XX в. начался активный процесс создания региональных и международных транспортных организаций. В качестве примера можно назвать такие организации, как Ассоциация дальневосточных автокомпаний – 1966 г., Арабский совет гражданской авиации – 1967 г.,
Восточно-Африканская железнодорожная корпорация – 1969 г., Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК) – 1975 г., Ассоциация авиакомпаний Европейского сообщества – 1980 г. и многие другие. Вполне понятно, что их деятельность ограничивается рамками соответствующих регионов.
Возможна классификация международных транспортных организаций в зависимости от видов транспорта, функционирование которых является объектом их деятельности. В рамках этого критерия следует выделить пять классификационных групп. К ним относятся группы международных транспортных организаций, представляющие следующие виды транспорта:
1) автомобильный;
2) железнодорожный;
3) воздушный;
4) морской;
5) речной.
Каждая группа имеет свою направленность международных законодательных актов и свой список международных конвенций и соглашений.
III. ДОГОВОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
Понятие и виды договоров международной перевозки
Международные перевозки осуществляются на основе договоров.
Существуют международные договоры перевозки груза и пассажиров. В свою очередь каждый из них подразделяется на договоры перевозки соответствующим видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным. В конвенциях и соглашениях, регулирующих перевозки различными видами транспорта, отсутствуют определения указанных договоров перевозки.
Исключение составляет Конвенция о морской перевозке грузов 1978 г., в которой договор перевозки груза определяется как договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.
Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1921 г., Афинская о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г., Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1973 г. содержат лишь общие положения о применении договора перевозки.
Так, в Афинской конвенции «О перевозке морем пассажиров и их багажа» 1974 г. дается следующее определение договора перевозки пассажира: «заключенный перевозчиком или от его имени договор о перевозке пассажира или в соответствующем случае пассажира и его багажа». Здесь
не раскрывается ни содержание, ни основные условия договора.
Что касается других транспортных международных источников, то в них, как правило, косвенно указывается на то обстоятельство, что перевозки осуществляются на основании документов.
В теоретическом плане, исходя из положений международных и национальных источников, договор международной перевозки можно определить как соглашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить груз или пассажира по маршруту, связанному с пересечением государственной границы, в пункт назначения, а грузоотправитель или пассажир обязуется уплатить провозную плату.
В Конвенциях и соглашениях содержатся важные положения, характеризующие роль договора международной перевозки в перевозочном
процессе. Прежде всего договор является правовым основанием возникновения обязательств между перевозчиком с одной стороны и грузоотправителем (пассажиром) с другой стороны.
На это обращают внимание, в частности, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. и Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.
В соответствии с международными источниками договор призван также конкретизировать условия перевозки, которые в общем виде закреплены в конвенциях и соглашениях, а также в национальных транспортных законодательных актах.
Кроме того, договор международной перевозки служит правовой основой при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, связанных с перевозкой. Это положение закреплено практически во всех конвенциях и соглашениях, регулирующих перевозки пассажиров, багажа и грузов различными видами транспорта.
IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Общее положение об ответственности по договору международной перевозки, сформулированное в транспортных конвенциях и соглашениях, заключается в следующем: в случае неиспользования или ненадлежащего использования сторонами договора обязательств они несут установленную ответственность. Эта формулировка содержит, по сути, указание на основание ответственности, однако дана она в самом общем виде.
Основание ответственности
В международных транспортных конвенциях и соглашениях нет
системного изложения перечней случаев, при которых наступает ответственность сторон. Тем не менее, с учетом участников правоотношений по перевозке можно выделить следующие две группы нарушений сторонами договора перевозки груза: нарушение договорных обязательств отправителем груза и нарушение договорных обязательств перевозчиком.
К нарушениям, допускаемым отправителем груза, относят прежде всего те, которые связаны с неправильностью оформления транспортных документов, несоблюдением требований, предъявляемых к упаковке грузов, повреждением транспортных средств. Практически все международные правовые источники, регулирующие перевозки грузов, указывают на неточность или недопустимость сведений о грузе, повлекших убытки перевозчика, как основание ответственности отправителя. Наиболее полный перечень данных транспортной накладной, неполнота или искажение которых влечет ответственность отправителя, дается в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г.
Вместе с тем Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г. дополнительно указывает на такое основание ответственности отправителя, как внесение необходимых сведений не в ту графу накладной (п. 1 ст. 12).
Вторая группа оснований ответственности по договору международной перевозки груза, связанная с нарушениями обязательств перевозчика, представлена неправильным использованием транспортных документов, неисполнением распоряжений отправителя относительно груза, несохранностью перевозимого груза, несвоевременной его доставкой в пункт назначения.
Во всех конвенциях и соглашениях, регулирующих грузовые перевозки, закреплено такое наиболее распространенное на практике нарушение перевозчиком обязательства, как несохранность груза. Разновидностями этого основания ответственности является потеря груза, а также его повреждение.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов
(КДПТ) 1956 г. конкретизирует понятие «потери груза», выделяя полную
или частичную его потерю. В Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. указывается еще одна форма несохранения груза – это его уничтожение (п. 1 ст. 18).
Наиболее полный перечень разновидностей несохранности груза дается в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г. Среди них перечисляются полная или частичная утрата, недостача массы, повреждение, порча груза. Наряду с сохранностью груза Соглашение называет и такое основание ответственности перевозчика, как снижение качества груза.
Прямое указание о возложении на перевозчика ответственности за просрочку доставки груза содержится в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки, грузов (КДПГ) 1956 г. (п. 1 ст. 17). Также этот вопрос урегулирован и в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г. (п. 3 ст. 23). Несколько иной подход в решении данной проблемы обнаруживается в Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. В соответствии со ст. 19 перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров. Аналогичное положение закреплено в Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. В п. 1 ст. 5 указывается, что перевозчик несет ответственность за ущерб, являющийся результатом задержки в сдаче груза. Помимо приведенных общих положений, в отдельных международных правовых источниках определены размеры санкций за нарушение сроков перевозки груза. Так, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. содержит ограничение возмещения, которое не может превышать платы за перевозку (п. 5 ст. 23). В Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. указывается, что ответственность перевозчика за задержку сдачи груза ограничивается суммой, в 2,5 раза кратной фрахту, подлежащему уплате за задержанный сдаче груз, но не превышающей размеры фрахта, подлежащего уплате на основании договора морской перевозки (п.п. «В» п. 1 ст. 6).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авчинкин Д. Международные перевозки:
понятие, сущность и правовое регулирование
// Вестник Высшего Хозяйственного суда
Республики Беларусь. - 2000. - № 1. - С. 148-152.
2. Актуальные вопросы международного
морского права и торгового мореплавания:
Сборник научных трудов. - М.: Транспорт,
1982.
3. Анашкин В.М. Международно-правовые проблемы
атомного судосходства / ЛГУ им. Жданова.
- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
4. Бровка С.В., Савченко М.И. Международное
транспортное право: Общая часть. - Мн.:
Веды, 1997.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
- Мн., 1999.
6. Гуреев С.А. Коллизионные проблемы морского
права. - М.: Юрид. лит., 1972.
7. Гуреев С.А., Копылов М.Н. Международное
транспортное право: Сб.международных
актов. - М., 1987.
8. Иванов Г.Г., Маковский А.Л. Международное
частное морское право. - Л.,1984.
9. Кодекс торгового мореплавания Республики
Беларусь. - Мн., 1999.
10. Лазарев М.И. Теоретические проблемы
современного международного морского
права. - М.: Наука, 1983.
11. Международное морское право: Учебник
для вузов / И.П.Блищенко, С.А.Гуреев, Г.Г.Иванов
и др. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988.
12. Михайловский А.Л. Международное частное
морское право. - Л., 1984.
13. Многосторонние соглашения о морском
транспорте. - М.: Юрид. лит., 1983.
14. Молодцов С.В. Международное морское
право. - М.: Международные отношения, 1987.
15. Современное международное морское
право / Отв.ред.М.И.Лазарев. - М.: Наука,
1984.
16. Тетлей В. Претензии и иски при перевозке
грузов морем. - М., 1983.
17. Тихиня В.Г. Международные перевозки
грузов и пассажиров. - Мн., 1998.