Международные соглашения и договоры в области таможенного дела, их роль и применение на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: оценить роль международных конвенций и соглашений для РФ и провести их сравнительный анализ с законодательством РФ в области таможенного дела.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю развития международных таможенных отношений
Описать международные организации в области таможенного дела
Охарактеризовать основные международные конвенции и соглашения в области таможенного дела.
1. Международное сотрудничество стран в таможенном деле: содержание, формы, направления. 1.1. Исторические аспекты развития международных отношений в области таможенного дела.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

 
Государственное образовательное учреждение 
 
профессионального высшего образования 
 
 
 
Российская таможенная академия 
 
Ростовский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине «ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО» 
 
на тему: «Международные соглашения и договоры в области таможенного дела, их роль и применение на практике» 
 
выполнил: слушатель 3 курса факультета таможенного дела 
 
очной формы обучения Худжатов М.Б. 
 
руководитель: Воскобойников А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ростов-на-Дону 
 
2007 
 
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
Внешнеэкономические отношения государств, прежде всего внешняя торговля, непосредственно связаны с таможенной деятельностью. Возникновение и развитие таможенного дела вызвано внутренними потребностями каждого государства в обеспечении национальных, в том числе экономических, интересов. 
 
Необходимость управления внешней торговлей привела к созданию механизма тарифного регулирования, а также к появлению специфических нетарифных мер и экспортного контроля, обеспечивающих защиту экономики, оформив, таким образом, систему таможенных отношений между странами. Регулируют систему данных отношений международные конвенции и соглашения в области таможенного дела. Этими факторами обусловливается актуальность темы данной работы. 
 
В качестве регуляторов таможенных отношений выступают и международные организации, деятельность которых связана с осуществлением таможенного сотрудничества. Они являются компонентами мировой системы и согласно условиям международных договоров обладают определенными полномочиями для вынесения рекомендаций в адрес государств-членов по основным функциям своей деятельности, в том числе и в области систематизации и унификации норм и принципов международного таможенного права. 
 
Цель курсовой работы: оценить роль международных конвенций и соглашений для РФ и провести их сравнительный анализ с законодательством РФ в области таможенного дела. 
 
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 
 
Изучить историю развития международных таможенных отношений 
Описать международные организации в области таможенного дела 
Охарактеризовать основные международные конвенции и соглашения в области таможенного дела. 
1. Международное сотрудничество стран в таможенном деле: содержание, формы, направления. 1.1. Исторические аспекты развития международных отношений в области таможенного дела. 
Историю развития международных отношений в области таможенного дела целесообразно рассматривать с конца XIX века. В 1890 г в Брюсселе был создан международный союз для публикации таможенных тарифов, в который вошли 28 стран. СССР вступил в данный союз только в 1935 г. Также с 1890 по 1947 г издавался журнал «Международный таможенный бюллетень», причем на 5 языках: английском, немецком, французском, испанском и итальянском. 
 
Впервые отдельные вопросы международного сотрудничества в области таможенного дела решались на конференциях под эгидой Лиги наций в 1923 и 1928 гг. Эти вопросы касались упрощения таможенных формальностей, борьбы с контрабандой, сведения к минимуму запретов и ограничений во внешней торговле. 
 
В ХХ веке на протяжении 50 лет шел процесс совершенствования взаимодействия по вопросам обмена информации: комментарии, толкование, обобщение опыта. В 1947 г по инициативе 13 европейских стран в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству было предусмотрено создание в Европе нескольких таможенных союзов. В 1949 г ООН внесла предложение о создании международной организации по вопросам таможенного сотрудничества. В 1950 г было подписано 3 конвенции: 1) «О номенклатуре классификации таможенных тарифов», 2) «Об оценке товаров в таможенных целях», 3) «О создании Совета таможенного сотрудничества». В 1952 г к последней конвенции присоединилось 17 стран и было провозглашено официальное создание Совета таможенного сотрудничества (СТС). В 1994 г СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО), которая является основной международной организацией в области таможенного дела. 
 
Сегодня действует множество международных конвенций и соглашений в области таможенного дела. Прив

 

 

Совет таможенного сотрудничества (СТС) окончательно оформился как международная коммерческая организация после целой серии международных соглашений в 1952 г. Задачи СТС сформулированы в Конвенции о его создании: 
 
изучение всех вопросов, касающихся сотрудничества по таможенным делам; 
оценка технических аспектов и экономических факторов, касающихся таможенных систем, с целью достижения возможно высокого уровня гармонизации и единообразия; 
подготовка проектов конвенций в таможенной сфере; 
подготовка рекомендаций для достижения единообразного толкования и применения заключенных соглашений, в том числе касающихся номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах и определения стоимости товаров при таможенном оформлении; 
подготовка рекомендаций примирительного характера для  
решения споров; 
обеспечение обмена информацией о таможенном регулировании и таможенных процедурах. 
В настоящий момент СТС — самая крупная международная таможенная организация, она насчитывает более 120 стран-участниц. В июне 1991 г. в эту организацию вступил СССР, Россия как его правопреемник — в январе 1992 г. 
 
Для выполнения целей и задач СТС созданы два специализированных комитета: Комитет по номенклатуре и Комитет по стоимости. 
 
Необходимо отметить, что по причине неопределенности форм деятельности, а также прав и обязанностей участников организации СТС свою деятельность осуществляет достаточно пассивно. 
 
Всемирная торговая организация (ВТО) была создана на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле в 1994 г. В ВТО входят свыше 150 государств мира. Россия в ВТО в настоящий момент не входит, однако готовится к вступлению в эту организацию. Из государств — членов СНГ в ВТО вступили Киргизия (1998), Грузия (1999), Молдова (2002), Армения (2003). В связи с этим представляется необходимым изучить эту организацию, так как она уже играет огромную роль в международно-правовом таможенном регулировании, в том числе и для России. 
 
ВТО занимается координацией торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Основными принципами, отстаиваемыми ВТО, являются: 
 
международная торговля без дискриминации; 
2)предсказуемый и расширяемый доступ к рынкам; 
 
содействие справедливой конкуренции в международных  
торговых отношениях; 
защита экономического суверенитета стран-участниц с по  
мощью таможенных пошлин; 
поощрение позитивных экономических реформ в государствах-участниках. 
Основными функциями ВТО являются: 
 
административная работа по многосторонним соглашениям  
экономического характера; 
наблюдение за состоянием мировой торговли и консультаций по управлению ею; 
выполнение роли форумов для международных торговых переговоров; 
обеспечение механизмов примирения при регулировании споров; 
сотрудничество с иными международными организациями по  
проблемам глобальной торговой политики. 
Органами ВТО являются конференция министров торговли государств-участников, ряд советов и комиссий, секретариат. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве. 
 
ВТО осуществляет деятельность и в таможенной сфере. В частности, государства — члены ВТО обязаны ограничивать применение нетарифных средств таможенного регулирования, применять справедливые и недискриминационные системы таможенных пошлин в отношении остальных стран-участниц. 
 
Одной из нормативных основ ВТО является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Этот источник международного таможенного права занимает важное место среди международных договоров в таможенной сфере. Практически все таможенные вопросы, которыми занимается ВТО, урегулированы этим документом. 
 
2. Характеристика международных конвенций и соглашений в области таможенного дела. 2.1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. 
Она вступила в силу 25 сентября 1974 г. Несмотря на то, что Россия не является участником этой Конвенции, этот договор играет значительную роль в таможенном праве нашей страны. В Киотской конвенции участвуют более 70 государств, на которые приходится более 70% внешнеторгового оборота нашей страны. После принятия Киотской конвенции прошло определенное вр

 

 

 

Четвертым и последним основным элементом, лежащим в основе системы TIR, является принцип приемлемости мер таможенного контроля, принятых в стране отправления, для стран транзита и назначения. Согласно этому принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем как раз для перевозчика и заключается главное преимущество системы TIR. Безусловно, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в порядке исключения. 
 
Система TIR имеет явные преимущества для таможенных органов, поскольку она сокращает число обычных требований, предусмотренных процедурами национального транзита. В то же время она позволяет избежать больших затрат времени и средств при физическом досмотре в странах транзита помимо осмотра печатей и пломб и внешнего состояния транспортных средств и контейнеров. Она также позволяет избежать применения национальных гарантий и оформления национальных документов. Кроме того, ее преимущество вытекает из того факта, что операции международного транзита обеспечиваются лишь одним транзитным документом карнетом TIR, что ограничивает возможность предоставления неточной информации таможенным органам. Устраняя отчасти традиционно существующие препятствия на пути международных грузовых перевозок, система TIR содействует развитию международной торговли. 
 
2.3.Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. и Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) 1990 г. 
Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. имеет целью обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства-участники. Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров. 
 
В Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карнеты. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС РФ. 
 
Россия присоединилась к этой Конвенции 2 ноября 1995 г. Всего к Конвенции к настоящему моменту присоединилось свыше 60 государств. 
 
Важность Конвенции состоит в том, что она позволяет использовать карнеты как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом. 
 
Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) 1990 г. принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер. 
 
Конвенция определяет, что государство-участник имеет право обусловить временный ввоз товаров и транспортных средств предъявлением таможенного документа и предоставлением гарантий, а также возможности идентификации товаров и транспортных средств по окончании временного ввоза. 
 
Товары, ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения целей временного ввоза. Этот срок оговаривается в каждом приложении. Таможенные органы могут устанавливать более поздний срок вывоза. 
 
Товары, ввезенные в соответствии с определенной процедурой временного ввоза, могут быть обратно вывезены одной или несколькими партиями. 
 
Россия в 1995 г. присоединилась к Конвенции и к следующим приложениям: 
 
Приложение А — о документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты СРО). Согласно данному приложению документом временного ввоза является международный таможенный документ,

приравн

 

 

 

 

Главной проблемой таможенного сотрудничества в рамках СНГ на настоящий момент остается создание зоны свободной торговли (ЗСТ). Формирование такой зоны является первым этапом создания общего экономического пространства и является приоритетной целью международного таможенно-правового регулирования в рамках СНГ. Впрочем, практически все остальные страны имеют схожий приоритет в международных таможенных отношениях (каждая — в своем регионе). 
 
Важнейшим правовым документом на пути создания общего экономического пространства в рамках СНГ является Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. В соответствии с этим Соглашением стороны обязались не применять таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также не вводить количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон. 
 
Стороны взяли на себя обязательство принять меры к максимальному упрощению и унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной документации, ориентируясь на существующие международные соглашения и договоренности. Стороны не могут облагать происходящие с таможенных территорий других участвующих сторон товары налогами и сборами фискального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров. Кроме того, участники Соглашения договорились о свободе транзита товаров (транспортных средств). 
 
Проблема в том, что фактически в настоящий момент зона свободной торговли в соответствии с вышеуказанным соглашением существует только в пределах Таможенного союза. Россия ратифицировала Соглашение о создании зоны свободной торговли 15 декабря 2000 г. 
 
Другой, не менее важной проблемой таможенного сотрудничества в рамках СНГ является унификация таможенного законодательства стран-участниц. 
 
10 февраля 1995 г. Совет глав государств — участников СНГ принял Основы таможенных законодательств государств Содружества. Это рекомендательный документ, который должен стать моделью основополагающего в сфере таможенного права нормативного правового акта (Кодекса или др.). Действующий ТК РФ также отчасти базируется на нем. 
 
Существуют и иные проблемы таможенного сотрудничества в рамках СНГ: централизация борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, унифицирование таможенной политики, координация деятельности таможенных служб в сфере ведомственного нормотворчества и многие другие. Наличие этих проблем обусловлено единой целью таможенного сотрудничества — установление более тесных экономических и политических связей между странами СНГ. 
 
Отдельно надо сказать о российско-белорусских отношениях, которые сегодня складываются очень непросто. И это при том, что с 1997 г. существует Союз России и Белоруссии. В 2004 г ситуация с транзитом товаров через Белоруссию зашла в окончательный тупик. Даже заступничество тогдашнего министра транспорта России Сергея Франка не склонило белорусские власти к отмене репрессий в отношении российских автоперевозчиков. Белорусские таможенники не собирались менять недавно установленные ими порядки: российские фуры они будут продолжать осматривать, задерживать и арестовывать. Более 10 тыс. российских автофургонов решили в 2003 году обойти Белоруссию стороной. 
 
Белорусских таможенники под различными предлогами досматривают российских перевозчиков, везущих грузы из Западной Европы в Россию, арестовывая товар по малейшему поводу. 
 
Действия белорусской таможни - это прямое нарушение правил TIR. Согласно TIR груз должен следовать под пломбой от пункта отправки до пункта назначения. Вскрытие груза по пути следования разрешается только в случае серьезных подозрений в контрабанде. Однако российских дальнобойщиков с книжками МДП досматривают регулярно. Груз могут арестовать по любому поводу. По официальным данным, в 2003 году задержано российских грузов на $80 млн. 
 
В конце 2004 г ситуация несколько улучшилась. Белоруссия приняла ряд мер по упрощению транзита товаров из Европы в Россию с целью повлиять на ситуацию на российско-латвийской границе. "Российские грузы мы сейчас п

 

 


Информация о работе Международные соглашения и договоры в области таможенного дела, их роль и применение на практике