Международный уголовный суд: Цели, задачи, практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Учреждение Международного уголовного суда является самым значительным достижением международного уголовного правосудия со времен создания самой ООН и уже успешно функционирующего Международного суда. Учреждение в рамках ООН второго независимого постоянного судебного органа - Международного уголовного суда - это не просто победа непосредственно задействованных в международном уголовном процессе сторонников создания Международного уголовного суда в лице юристов и практиков, а победа всех прогрессивных сил, не желающих мириться с совершаемыми по сей день чудовищными преступлениями против человечности, военными преступлениями, актами геноцида и в этом смысле всеми самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность международного сообщества.

Содержание работы

Глава 1: Международный Уголовный Суд: учреждение, структура, компетенция.
§1.1.Структура МУС……………………………………………………….4-9
§1.2. Юрисдикция МУС…………………………………………………10-14
Глава 2 : Международного Уголовного Суда.
§2.1.Порядок возбуждения дел…………………………………………15-16
§2.2.Судебная практика МУС…………………………………………..17-20
Заключение……………………………………………………………...21-22
Библиография…………………………………………………………..23-24

Файлы: 1 файл

реферат мп межд суд.docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)

были упомянуты ядерное, биологическое и ослепляющее  лазерное оружие, а также противопехотные  мины.

     Статья 6 Римского статута включает геноцид в юрисдикцию МУС в соответствии с положением ст. II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Геноцид - это преступление преступлений. Это те или иные действия, направленные на уничтожение части или целой группы людей. Наличие осознанного плана достижения этой цели отличает геноцид от других преступлений против человечества. 
     Следующие пять действий, если они совершены с намерением уничтожить полностью или частично группу людей определенной национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежности, могут быть отнесены к геноциду: 1) убийство членов группы; 2) причинение серьезного физического или душевного вреда членам группы; 3) намеренное физическое уничтожение группы через воздействие на ее жизненные условия; 4) создание условий, имеющих целью предотвращение рождаемости внутри группы; 5) насильственное переселение детей из одной группы в другую. 
При этом культурный геноцид, то есть намеренные действия, препятствующие членам группы говорить на своем языке, исповедовать свою религию или следовать своим культурным традициям, не попадает под определение Статута, за исключением случаев, когда это сопровождается одним из пяти вышеперечисленных действий. То же самое относится и к экоциду как намеренным действиям, направленным на подрыв или уничтожение экосистемы определенной территории. 
     В соответствии с п. 3 ст. 25 Римского статута тот, кто приказывает, призывает или принуждает кого-либо к совершению геноцида, либо тот, кто помогает, поощряет или другим образом содействует совершению или попытке совершения геноцида, виновен в геноциде. Хотя, в отличие от ст. III Конвенции о геноциде 1948 г., заговор с целью его совершения отдельно в Римском статуте не упоминается, тем не менее по смыслу п. 3 (d) ст. 25 имеются в виду практически те же действия. Для отнесения преступления к геноциду совсем не обязательно, чтобы была сделана попытка или действительно уничтожена целая группа людей или хотя бы значительная ее часть. Достаточно обвинения в намерении и преступной цели уничтожить большое количество членов группы определенного сообщества. В геноциде может быть обвинен не только глава государства или правительственный министр, кто планирует и отдает приказ совершить такое действие, но и тот, кто непосредственно это действие совершает, будь то простой пехотинец или ближайший сосед (п. 2 ст. 33). 
Перечень преступлений против человечности закреплен в п. 1 ст. 7 Статута (всего 11 типов действий), а в п. 2 даются определения этих преступлений и составляющих их терминов (например, "истребление", "пытки", "преследование"). При этом Римский статут отличает преступления против человечества, которые входят в его юрисдикцию, от обычных преступлений по трем признакам: 1) действие должно быть "совершено как составная часть широко применяемых и методичных атак", как поясняется в Элементах преступлений. Термин "атака" означает не только военные действия, но может включать и такие меры, как депортация или насильственное переселение; 2) действие должно быть направлено против гражданского населения. Наличие среди группы гражданского населения небольшого количества солдат не лишает ее статуса гражданской; 3) действие должно быть совершено в соответствии с политикой государства или организации. Несистематические и случайные действия, которые не достигают уровня преступлений против человечности, как таковые Судом не преследуются. 
Все военные преступления делятся на две группы. Первую составляют преступления, перечисленные в Женевских конвенциях 1949 года. При условии, что они совершены в отношении тех, кто находится под защитой этих Конвенций, включая раненых солдат, раненых или лиц, потерпевших кораблекрушение, моряков, военнопленных, гражданского населения на оккупированных территориях. Вторая группа содержит широкий спектр нарушений международно-правовых норм, включая признанные таковыми "Гаагским правом", I Протоколом к Женевским конвенциям и обычным международным правом. 
    Отдельно следует сказать о преступлении агрессии, потому что до сих пор так и не выработано приемлемое для всех государств определение этого преступления. Было принято решение рассмотреть этот вопрос на специальной сессии Ассамблеи государств - участников Статута через семь лет после вступления его в силу, то есть в 2009 году. В Заключительном акте Римской конференции рекомендовалось также рассмотреть включение международного терроризма и международной торговли наркотиками в перечень преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС. 
Помимо этих четырех "основных категорий преступлений" МУС вправе принимать санкции относительно ряда "дополнительных" преступлений и нарушений, совершаемых во время расследования или судебного процесса. МУС обладает юрисдикцией в отношении следующих преднамеренно совершенных преступлений против отправления им правосудия: 1) дача ложных показаний после принятия обязательства давать правдивые показания; 2) представление заведомо ложных или сфальсифицированных доказательств; 3) противоправное оказание воздействия на свидетеля, создание помех или препятствий присутствию свидетеля или даче им показаний, воздействие на свидетеля в качестве возмездия за дачу им показаний или уничтожение доказательств, их фальсификация или препятствие их сбору; 4) создание препятствий, запугивание или противоправное воздействие на должностное лицо МУС с целью принудить или убедить должностное лицо не выполнять или выполнять ненадлежащим образом его обязанности; 5) оказание воздействия на должностное лицо МУС в качестве возмездия за то, что это или иное должностное лицо выполняло свои обязанности; 6) вымогательство или получение взятки в качестве должностного лица МУС в связи со своими официальными обязанностями (ст. 70). Меры наказания за такие преступления в Статуте не указаны, но они включены в проект Правил процедуры и доказывания. В основном это штраф и лишь в случае отказа выплаты штрафа как крайняя мера может применяться лишение свободы. 
     В соответствии со ст. 77 Римского статута МУС может назначить одну из следующих мер наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного в ст. 5 Римского статута: а) лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, которое не превышает максимального количества в 30 лет, или б) пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении. Помимо лишения свободы МУС может назначить штраф и конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bona fide третьих сторон.

 

 

Глава 2 :Судебная практика Международного Уголовного Суда.

§2.1. Порядок возбуждения дел.

  Существуют три способа, которыми МУС может начать расследование: государство-участник может передать "ситуацию" Прокурору, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(а) и 14);

  Совет Безопасности может передать "ситуацию" Прокурору, действуя согласно Главе VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(b))

  Прокурор может начать расследование proprio motu на основании полученной из любого надежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(с) и 15).

     Прокурор несет ответственность за принятие решения о том, в отношении каких лиц следует проводить расследование и в связи с какими именно преступлениями, когда "ситуация" передается государством-участником или Советом Безопасности. Однако в Статуте установлены строгие процедуры для обеспечения того, чтобы решение Прокурора продолжать расследование было рассмотрено Палатой предварительного производства, чтобы все государства-участники были извещены о любых проводимых МУС расследованиях, которые были начаты на основе передачи дел государствами-участниками или Прокурором proprio motu, и чтобы у государств была возможность оспорить определенные решения Палаты предварительного производства в этом отношении (статьи 15 - 19). Совет Безопасности также может обратиться к Суду с просьбой отсрочить расследование или уголовное преследование на 12 месяцев, приняв резолюцию на этот счет согласно Главе VII Устава ООН (статья 16) государства, не являющиеся участниками, могут принять юрисдикцию Суда в отношении конкретных преступлений, совершенных на их территории или их гражданами, с помощью заявления, представленного Секретарю (статья 12(3)). Если государство становится участником после вступления в Статута силу, Суд может осуществлять свою юрисдикцию только в отношении преступлений, совершенных после вступления Статута в силу для данного государства, если государство ранее, не являясь участником, не сделало заявления в соответствии со статьей 12(3) в отношении рассматриваемого преступления (статья 11(b)); смотрите также статью 126(2). Кроме того, когда Совет Безопасности передает ситуацию Суду, Прокурор может осуществлять расследование и уголовное преследование в связи с преступлениями, которые были совершены на территории или гражданами государств, не являющихся участниками, и Суд будет обладать юрисдикцией в отношении подобных дел (статьи 12 и 13).

     После обращения Прокурора Палата предварительного производства принимает решение о выдаче ордера на арест и передачу лица, подозреваемого в совершении преступления, подпадающего под юрисдикцию МУС. В Статуте указывается ряд факторов, которые Палата должна принять во внимание перед выдачей такого ордера, в том числе разумные основания полагать, что это лицо совершило преступление, в отношении которого ведется расследование (статья 58). От государств-участников требуется оказывать содействие Суду, исполняя его просьбы об аресте и передаче лиц МУС (статьи 59 и 89). Когда лицо предстает перед Судом, добровольно или на основании ордера, Палата предварительного производства должна провести слушание, чтобы убедиться в том, что Прокурор обладает достаточными доказательствами для подтверждения каждого пункта обвинения (статья 61(5)). Лицо имеет право ходатайствовать о временном освобождении на нескольких этапах до начала судебного разбирательства (статьи 59(3) и 60(2). Существуют также несколько возможностей для обвиняемого, Прокурора и государств обратиться к Палате предварительного производства с просьбой о пересмотре различных решений  Прокурора и обжаловать определенные решения Палаты предварительного производства перед началом судебного разбирательства.

 

§2.2.Судебная практика МУС.

     Прокурору  передавались дела по ситуациям  в Уганде, Демократической республике Конго(ДКР) и Центральноафриканской республике и иным. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал МУС ситуацию в суданском регионе Дарфур.

     Сформированная в 1987 году Армия Сопротивления Господа вела ожесточенную борьбу с правительством Уганды. «Армия» заявляла, что борется с «нравственным падением населения». Однако методы, которые использовали повстанцы для «очищения» сограждан, вызывали ужас и негодование во всем мире. Боевики Армии Сопротивления Господа подкидывали в деревни отрубленные части детских тел, завернутые в страницы из Библии, нападали на школы, лагеря беженцев и больницы, полицейские патрули и автобусы, убивая сотни мирных жителей. Они захватывали детей и привлекали их в вооруженные ряды, считая, что только «неиспорченные» грехами современности дети могли построить светлое будущее Уганды. По данным Международного уголовного суда, за время деятельности Армии Сопротивления Господа в стране было похищено около 25 тысяч детей, десятки тысяч человек были убиты, тысячи стали беженцами.     После того, как властям Уганды удалось разгромить повстанцев, те продолжают совершать периодические нападения на беззащитные деревни, убивая и захватывая в плен мирное население. Однако основную активность они перенесли в соседние страны - главным образом, в ДРК и на юг Судана. По данным ООН, в период с сентября 2008 года по июнь 2009 года около 1,3 тысячи мирных жителей этих государств были убиты угандийскими боевиками. Еще более 1,4 тысячи человек были похищены, а около 300 тысяч стали беженцами в результате бесчинств группировки. Международный уголовный суд выдал ордер на арест Кони и нескольких полевых командиров по обвинению в совершении в общей сложности 33 преступлений против человечности и военных преступлений. Однако пока ни один из них не был арестован.

     Одной из  главных причин гражданской войны  в Дарфуре называют изменение климата, приведшее к опустыниванию земель и голоду. Как и в южносуданском конфликте, Аль-Башир организовал арабское ополчение «джанджавид» и позволил боевикам уничтожать местное население или изгонять его на территорию соседнего Чада и Центральноафриканской Республики. С начала конфликта боевики джанджавид изгоняли черные племена для освобождения сельскохозяйственных земель, но после открытия месторождений нефти в южном Дарфуре в 2005 году главной их целью стало создание «санитарных зон» вокруг нефтяных месторождений. Утверждается, что Аль-Башир лично отдавал приказы на уничтожение мирного населения народностей фур, масалит и загхава. Кроме джанджавида в конфликте периодически участвовали и правительственные войска, наносящие удары по расположениям повстанцев. В 2007 году в зону конфликта в дополнение к африканскому миротворческому контингенту были введены войска ООН. Всего за время конфликта в Дарфуре погибло 300 тысяч человек, 2,7 миллиона стали беженцами. Суданское правительство приводит другую цифру - 10 тысяч человек. Однако на Западе склонны говорить о сотнях тысяч и о геноциде дарфурского населения.    

     Международный  ународный уголовный суд в 2009 году выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира по обвинению в геноциде в провинции Дарфур. Обвинение главе Судана выдвинуто по семи пунктам: в том числе по пяти - преступлениях против человечности и по двум - в военных преступлениях. Обвинение в геноциде не включены в обвинительный акт. И сам аль-Башир, и многие известные общественно- политические деятели континента эти обвинения отвергли, указав на то, что МУС необъективно относится к некоторым африканским лидерам. Это первый случай в истории, когда судьи МУС решили арестовать главу государства.

    Ранее главный прокурор МУС  обратился к судьям с просьбой  выдать ордер на арест суданского  президента Омара Хасана аль-Башира 14 июля 2008 года, обвинив его в преступлениях против человечности в ходе гражданской войны в Дарфуре. Однако тогда ряд Африканских стран и Лиги арабских государств осудили этот шаг, призвав Совет безопасности ООН отложить на год принятие каких-либо решений по этому вопросу.

     С середины февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками. СБ ООН принял в марте резолюцию, позволившую рассмотреть в Международном уголовном суде преступления против гражданского населения в Ливии, а также нанести военные удары по позициям армии для прекращения насилия.Прокуратура МУС 2 марта объявила о начале официального расследования преступлений против человечности, совершенных в Ливии с 15 февраля. На следующий день МУС огласил список лиц, подозреваемых в репрессиях и нападениях на мирных жителей в Ливии, в котором фигурирует имя лидера страны, его сыновей и ряда высокопоставленных государственных лиц, в том числе министра иностранных дел Ливии, руководителя военной разведки, начальника личной службы безопасности Каддафи, главы службы внутренней безопасности. Прокуратура МУС 16 мая потребовала выдать ордеры на арест Каддафи, Сейфа аль-Ислама и ас-Сенусси, подозреваемых в совершении серии преступлений, в том числе преступлений против человечности. Согласно словам прокурора суда Луиса Морено-Окампо, офис главного прокурора МУС собрал прямые доказательства того, что Каддафи, его сын и глава спецслужбы причастны к набору наемников и нападениях на участников антиправительственных демонстраций.

           В конце ноября 2011 года в МУС подан иск против президента Венесуэлы Уго Чавеса. Возможный кандидат от оппозиции на предстоящих президентских выборах Диего Аррия обвинил Чавеса в "преступлениях против человечности". В материалах, переданных прокурору МУС, собраны интервью примерно полтысячи жертв режима Чавеса, аудиозаписи и около 40 страниц с цитатами самого Чавеса. Все это должно доказать факты насильственного перемещения людей, пыток и убийств. Президентские выборы в Венесуэле пройдут 7 октября следующего года. Уго Чавес, пришедший к власти в 1999 году, намерен выиграть еще одни выборы, чтобы получить мандат на управление страной еще на шесть лет.

     Выпускник Сорбонны и бывший историк-марксист, Гбагбо правил страной десять лет, но в ноябре прошлого года немного проиграл на выборах Уаттаре (46 процентов голосов против 54). Международное сообщество присудило победу Уаттаре, однако Гбагбо признать поражение отказался. Оба сформировали свои правительства, и установилось двоевластие. Вялотекущий конфликт резко обострился две недели назад, начались ожесточенные бои, погибли не менее полутора тысяч человек,более миллиона стали беженцами.Боевые действия могли бы продолжаться еще долго, но в дело решительно вмешался французский военный контингент "Ликорн", находящийся в этой бывшей французской колонии по мандату ООН. Французские боевые вертолеты бомбили резиденцию Гбагбо, а потом туда двинулись французские танки и БТР. 29 ноября 2011 года МУС выдал ордер на арест бывшего президента Кот- д'Ивуара. Лоран Гбагбо был арестован после окончания вооруженного конфликта между его сторонниками и последователями нынешнего президента страны Алассана Уаттары.3

    

    

 

 

Заключение.

     По моему мнению, международное сообщество должно иметь в своем распоряжении механизм осуществления правосудия в случае совершения наиболее серьезных нарушений, затрагивающих коренные интересы всего человечества. Само право на суд за преступления против международного права должно реализовываться всем международным сообществом, а не каким-либо одним государством или группой стран, и посредством созданного на постоянной основе специально для этих случаев Международного уголовного суда.

     Международный уголовный суд - первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Создан Римским статутом, принятым в 1998г. Существует с июля 2002г.

     В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершенные после вступления в силу Римского статута.

     Резиденция МУС – Гаага, но заседания могут происходить в любом месте, что очень удобно. МУС независим от ООН (хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности).

     Я считаю, что такой международный  орган необходим, так как большинство  преступлений против человечности  совершается государством с его  участием или при его попустительстве,  а в настоящий момент в силу  действия принципа суверенного  равенства государств невозможно  осуществить правосудие над одним  государством и его органами  представителями другого государства  без его согласия. Существование  такой возможности при неопределенности  ряда понятий современного международного  права может привести к тому, что одно и то же деяние  может быть признано национальными  судами различных стран как  борьба за независимость, или  же как терроризм.

Информация о работе Международный уголовный суд: Цели, задачи, практика