Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 09:16, курсовая работа
Целью работы является анализ возможностей мирного разрешения международных споров.
Для достижения указанной цели ставятся следующие взаимосвязанные задачи:
раскрыть общие положения о международных спорах;
исследовать особенности средств мирного разрешения международных споров.
Введение
Глава 1. Общие положения о международных спорах
1.1 Понятие международных споров и процессуальная основа их разрешения
1.2 Виды международных споров
Глава 2. Средства мирного разрешения международных споров
2.1 Система мирных средств разрешения международных споров
2.2 Согласительные средства мирного разрешения международных споров
2.3 Судебные средства мирного разрешения международных споров
Заключение
Библиографический список
Курсовая работа по дисциплине «Международное публичное право»
на тему «Мирное разрешение международных споров»
Содержание
Введение
Глава 1. Общие положения о международных спорах
1.1 Понятие международных споров и процессуальная основа их разрешения
1.2 Виды международных споров
Глава 2. Средства мирного разрешения международных споров
2.1 Система мирных средств
2.2 Согласительные средства
2.3 Судебные средства мирного разрешения международных споров
Заключение
Библиографический список
Поддержание международного мира и безопасности является важнейшей задачей современного международного права, что выражается в одном из основополагающих принципов международного права – принципе мирного разрешения международных споров.
Особая значимость принципа мирного разрешения споров для международного сообщества подтверждается тем, что он закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций1 от 26 июня 1945 г. и во всех международных актах, излагающих принципы международного права.
Актуальность темы исследования определяется тем, что без механизма мирного разрешения споров система международных отношений не может нормально функционировать. Международное право, как и любая иная правовая система, должно обладать средствами урегулирования споров на основе права.
Применение средств мирного разрешения споров может весьма существенно затронуть осуществление суверенных прав государства. Этим объясняется сравнительно медленное развитие механизма мирного разрешения споров, а также то, что основное место в нем занимают согласительные, а не судебные средства. Более того, все средства, включая судебные, в значительной мере нацелены не столько на строгое применение права, сколько на достижение решения, приемлемого для сторон в споре.
Таким образом, вышеизложенные аспекты обусловили выбор темы исследования.
Целью работы является анализ возможностей мирного разрешения международных споров.
Для достижения указанной цели ставятся следующие взаимосвязанные задачи:
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе мирного разрешения международных споров.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы мирного разрешения международных споров.
Методологическая основа. Для реализации цели и решения задач в работе использовались такие методы научного познания, как историзм, анализ, синтез, логический, объективизм, сравнительно-правовой, диалектический, технико-юридический и другие.
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких ученых, как Л.Н. Анисимов, К.А. Бекяшев, С.В. Бородин, Р.А. Каламкарян, В.И. Кузнецов, Ю.И. Мигачев, Н.И. Тункин, М.В. Филимонова, Л.Н. Шестаков, Д.А. Шлянцев.
Нормативно-правовой основой исследования являются: Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, Конвенция ООН по морскому праву, Устав ООН, Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.
Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из ведения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
В основе международных споров лежит целый ряд факторов экономического, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения.
С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и существования должен действовать принцип мирного разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип международного права2.
Следует отметить, что согласно доктрине международного права и практике Совета Безопасности, а также Международного Суда ООН, спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.
Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними.
Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает международному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой. В свете целей ООН важнее улаживать споры и ситуации первого вида. Вместе с тем, исходя из этих же целей, всякие споры и ситуации должны быть улажены, ибо те из них, что не угрожают международному миру и безопасности, все же вызывают международные трения, а для поддержания дружественных отношений и сотрудничества между государствами необходима ликвидация любых международных трений.
Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние). Международный спор упоминается во многих многосторонних и двусторонних договорах.
Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования нескольких разновидностей международных споров. Среди них: «спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности» (ст. 33); «международные споры» (п. 3 ст. 2); «любой спор», т.е. спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38); «местные споры» (пп. 2 и 3 ст. 52); «споры юридического характера» (п. 3 ст. 36)3.
Какого-либо четкого разграничения между юридическими (правовыми) и политическими спорами в Уставе ООН не содержится. Вместе с тем в п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера. Правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного Суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства4.
Особое место среди всего разнообразия международных споров занимают территориальные споры, т.е. споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.
Таким образом, Устав ООН делит споры на две категории:
В Уставе ООН, французская, английская и русская версии которого являются аутентичными, используются аналогичные термины: diffйrend (фр.), «dispute» (англ.), спор (рус.). Для обозначения спорной ситуации используются понятия «situations» (фр.), «situations» (англ.) и «ситуация» (рус.).
Несмотря на единство в употреблении понятия международного спора и спорной ситуации в Уставе ООН, а также во многих последующих документах, нет четкости в их соотношении с термином «конфликт» (conflict). Чтобы определить рамки этого соотношения, необходимо выяснить, в каком смысле чаще всего употребляется понятие «конфликт» в международном праве, т.е. с какими терминами и словосочетаниями оно ассоциируется, а также уяснить, что такое «международный спор» и «спорная ситуация» и как они соотносятся с термином «международный конфликт».
«Конфликт» как центральное понятие международного гуманитарного права. Наиболее часто термин «конфликт» употребляется в сочетании с определением «вооруженный», обозначая одно из основных понятий международного гуманитарного права.
Международный Комитет Красного Креста дал определение понятия «международный вооруженный конфликт» в комментарии к Женевским конвенциям 1949 г. как «любое противоречие, возникающее между двумя государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны. Продолжительность конфликта и количество жертв не имеют значения»5.
Протокол № I 1977 г.6 добавляет, что международный вооруженный конфликт включает войны за национальное освобождение или самоопределение7.
В целом, конфликты могут проходить с применением или без применения оружия и по этому критерию делятся на вооруженные и невооруженные. Для международного гуманитарного права понятие «вооруженные конфликты» имеет важное юридическое значение, т.к. при отнесении конфликта к данной категории на него будут распространяться нормы о методах и средствах ведения военных действий, защите прав определенных групп лиц (гражданское население и раненые военнослужащие или военнослужащие, вышедшие из строя другим образом в период вооруженных конфликтов).
По субъектному составу участников вооруженные конфликты делятся на международные и внутренние, различение которых является достаточно сложным и широко исследуемым вопросом международного права. Вооруженные конфликты между государствами изначально были предметом правового регулирования в международном гуманитарном праве. Внутренние же вооруженные конфликты до 1949 г. относились к компетенции суверенных государств.
Женевские конвенции 1949 г. распространили отдельные правила на внутренние конфликты. Регулирование внутренних конфликтов нормами международного права продолжается. Дополнительный протокол № 1 1977 г. расширил субъектный состав международных конфликтов до народов, ведущих борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение. Протокол № II уточнил понятие внутренних вооруженных конфликтов и расширил перечень правил международного гуманитарного права, применяемых к ним.
Современная теория международного права относит к возможным субъектам международных вооруженных конфликтов и международные организации (ООН, НАТО, ЛАГ и др.)8.
Таким образом, в самом общем виде международный спор можно рассматривать как специфическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация». Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними.
Глава 2. Средства мирного разрешения международных споров
Право мирного разрешения международных споров – отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок урегулирования споров между субъектами международного права мирными средствами.
Термин «международные споры» употребляется в узком и широком смысле. В первом случае под этим понимаются лишь те ситуации, которые характеризуются конкретными участниками, достаточно четкими взаимными претензиями, определенным предметом. Во втором – любые конфликтные межгосударственные отношения. Среди последних Устав ООН выделяет особую категорию – «ситуации, которые могут привести к нарушению мира». Подобная ситуация имела место после установления правления белого меньшинства в Южной Родезии.
Следует отметить, что начиная с 1965 г. Совет Безопасности неоднократно принимал соответствующие резолюции. Различие между спором и ситуацией имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности участвующий в споре член Совета обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации – не обязан. В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделен особыми правами. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор (ст. 34 Устава ООН), рекомендовать надлежащую процедуру урегулирования (ст. 36), а также условия разрешения спора (ст. 37).
Кроме того, Устав ООН различает еще две категории споров: юридического характера и все остальные. Деление споров на политические и юридические относительно. В каждом споре имеются обе стороны. Тем не менее оно не лишено смысла. В одном случае преобладают политические моменты, в другом – юридические. Статус Международного суда отнес к юридическим спорам прежде всего те, что касаются толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, представляющего нарушение международных обязательств, возмещения, причитающегося за нарушение обязательств.
Практика показывает, что политические споры, особенно связанные с важными интересами, государства не передают на рассмотрение арбитражей и судов, а предпочитают решать политическими средствами. Сказанное ранее дает основание выделить три основных вида средств мирного разрешения споров: согласительные, судебные, международные организации. При этом первые два вида целиком посвящены разрешению споров. Для организаций разрешение споров представляет лишь одно из направлений деятельности9.
Первые многосторонние конвенции о мирном разрешении международных споров были приняты на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. Они определили следующие средства разрешения споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная комиссия, арбитраж.