"Мягкое право" и его роль в регулировании международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:15, статья

Описание работы

Двадцатый век оказался эпохой бурных перемен. За тот небольшой (в историческом контексте) период человечество освоило космос, научилось использовать ядерную энергию, несколько раз балансировало на грани самоуничтожения, столкнулось с глобальными экологическими проблемами. Политическая карта мира изменилась до неузнаваемости: одно за другим возникали и исчезали государства, сменялись приоритеты, создавались и распадались военно-политические блоки. В такой весьма непростой ситуации формировалась современная система регулирования международных отношений. Международное право в качестве основы этого регулирования претерпело множество изменений, подстраиваясь под стремительно трансформирующуюся реальность. Важнейшим процессом в сфере международного права в рассматриваемый период явилась кодификация правовых норм; на первое место в числе источников права выдвинулся международный договор. Вскоре на данном фоне стала очерчиваться другая тенденция, связанная с активным нормотворчеством межправительственных организаций, прежде всего ООН.

Файлы: 1 файл

МЯГКОЕ ПРАВО.docx

— 34.66 Кб (Скачать файл)

Необходимость правового регулирования возникает тогда, когда его осуществление подготовлено ходом общественного развития. Иными словами, когда существуют отношения, создающие базу для правовых норм, т.е. имеется то, что в науке именуется "материальными источниками" международного права. Если воздействовать на отношения при помощи права нецелесообразно (а регулирование все же необходимо), то тогда используют "мягкое право". Справедливости ради следует заметить, что "мягкое право" используется и в случаях, когда отношения, в принципе, "созрели" для правового регулирования, но государства пока "не рискуют" решать вопросы правовыми средствами. Классическим примером является история принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Ключевой целью применения "мягкого права" является регулирование международных отношений, т.е. установление правил поведения государств в тех или иных сферах.

"Мягкое право" может использоваться  при предотвращении и разрешении  межгосударственных конфликтов. В качестве примера следует привести комплекс резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и документов, заключенных между государствами-участниками международной торговли необработанными алмазами, легших в основу Международной системы сертификации необработанных алмазов Кимберлийского процесса <16>. Функционирующий на базе актов "мягкого права" названный процесс призван разорвать связь между торговлей алмазами и кровавыми конфликтами в ряде африканских стран.

--------------------------------

<16> Впервые резолюция по данному вопросу была принята 29 января 2001 г. (A/RES/55/56), с тех пор он ежегодно рассматривается Генеральной Ассамблеей ООН. См. также: Интерлакенская декларация от 5 ноября 2002 г. о Системе сертификации необработанных алмазов, разработанной в рамках Кимберлийского процесса.

 

"Мягкое право" часто выступает  как средство заполнения пробелов  в международно-правовом регулировании. Такую картину можно наблюдать  в новых отраслях, например в  космическом и в природоохранном  праве. Генеральная Ассамблея ООН  приняла целый ряд резолюций  по мирному использованию космического  пространства и предотвращению  гонки вооружений в космическом  пространстве <17>.

--------------------------------

<17> То есть по вопросам, которые остались за рамками правового закрепления.

 

Весьма важной является функция "мягкого права" по стимулированию правотворческого процесса. Типичным случаем является фиксация в тексте резолюции Генеральной Ассамблеи ООН цели разработки и принятия международного договора либо побуждение присоединиться к уже существующему договору.

"Мягкое право" используется  также в целях толкования при  применении договоров и для  установления содержания международных  договорных норм. Так, Декларация  о принципах 1970 г. считается официальным  толкованием ООН основных принципов  международного права. Названная  Декларация была принята без  голосования, поскольку против изложенного  в ней понимания принципов  не возражал ни один член  организации <18>.

--------------------------------

<18> Международное право: Учеб. / Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М., 2006. С. 32.

 

В теории появился термин "динамическое, или эволютивное, толкование (интерпретация)", которым обозначают толкование международных договоров с учетом иных международных норм, функционирующих на момент толкования, а не на момент принятия международного договора <19>. Таким образом, первоначальное содержание нормы международного договора приобретает более широкое значение. Особенно четко данная тенденция проявляется в области прав человека, что дает основания ученым говорить об особенностях толкования в этой сфере <20>. Способность "мягкого права" влиять на расширение содержания международного права не вызывает сомнений.

--------------------------------

<19> Такая позиция отражена в Консультативном заключении Международного Суда ООН по делу о Намибии.

<20> Гусейнов Л. Особенности толкования  международных договоров о правах  человека // Белорусский журнал международного  права и международных отношений. 1999. N 2. С. 54.

 

Роль актов "мягкого права" в процессе толкования весьма значительна, о чем упоминают многие авторы. Так, И.И. Лукашук отмечает в отношении коммюнике: "Фиксируя и разъясняя позиции сторон, коммюнике могут не только уточнять содержание договоров, но и вносить в них изменения, выступая в качестве средства официального толкования" <21>.

--------------------------------

<21> Лукашук И.И. Дипломатические переговоры и принимаемые на них акты. М., 2004. С. 93.

 

Что заставляет государства придерживаться норм "мягкого права"? Выполнение нормы "мягкого права" не обеспечивается юридическим принуждением, в ее основе лежит морально-политическое долженствование, однако на "мягко-правовые" обязательства распространяется регулирующее воздействие международного права. Это касается в равной степени и содержания норм, и их выполнения. Речь идет об основных принципах международного права, на которых зиждется вся система регулирования международных отношений. В закрепление этого Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 53/101 "Принципы и установки для ведения международных переговоров" от 20 января 1999 г., принятой по докладу Шестого комитета <22>. Документ упоминает следующие семь принципов, которые должны соблюдаться государствами при ведении переговоров и заключении политических соглашений:

--------------------------------

<22> Док. ООН A/RES/53/101.

 

1) суверенное равенство всех  государств, независимо от различий  политического, экономического, социального  или иного характера;

2) государства в соответствии  с Уставом ООН не должны  вмешиваться в дела, входящие  во внутреннюю компетенцию любого  другого государства;

3) государства обязаны добросовестно  выполнять свои обязательства  по международному праву;

4) государства обязаны воздерживаться  в своих международных отношениях  от угрозы силой или ее применения против неприкосновенности или политической независимости любого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН;

5) всякое соглашение является  ничтожным, если его заключение  явилось результатом угрозы силой  или ее применения в нарушение  принципов международного права, воплощенных в Уставе;

6) государства обязаны независимо  от различия в их политических, экономических и социальных системах  сотрудничать друг с другом  в области международных отношений  с целью поддержания международного  мира и безопасности и содействия  международной экономической стабильности  и прогрессу, общему благосостоянию  народов, международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной  на таких различиях;

7) государства урегулируют свои  международные споры мирными  средствами таким образом, чтобы  не подвергать угрозе международный  мир, безопасность и справедливость.

Следовательно, "мягкое право" возникает и действует в правовых рамках, а моральная сила у таких обязательств порою не менее существенна, чем у обязательств юридических. Практика демонстрирует, что государства относятся к формулировкам актов "мягкого права" не менее внимательно, чем к формулировкам международных договоров. Так, при подготовке итоговых документов Йоханнесбургского саммита по устойчивому развитию 2002 г., включая политическую декларацию, США категорически отказались включать в текст призыв о ратификации Киотского протокола к конвенции об изменении климата <23>.

--------------------------------

<23> См.: Вавилов А.М. Безопасность  окружающей среды и саммит  в Йоханнесбурге 2002 г. по устойчивому  развитию. М., 2003. С. 20.

 

В последнее время все больше говорится о возможности трансформации "мягкого права" в твердое. Во-первых, отношения, регулируемые "мягким правом", в какой-то момент начинают требовать более жесткого подхода. Во-вторых, изменяется отношение к самой норме "мягкого права" со стороны государств - участников международных отношений. На этот процесс может влиять и морально-политический авторитет нормы, что во многом относится к декларациям ООН. Достаточно вспомнить хотя бы Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Декларацию принципов 1970 г. и т.д.

Немаловажное значение имеет "качество" нормы, ее конкретика. Такая ситуация наблюдается в отношении рекомендаций специализированных учреждений ООН (например, ИКАО), когда правовому вакууму противостоит квалифицированно подготовленная на международном уровне техническая (преимущественно) норма. Государства, как показывает опыт, стараются следовать таким нормам.

Какими путями норма "мягкого права" может трансформироваться в правовую норму? Анализ соответствующих материалов позволяет определить три основные направления. Первое - связано с внедрением нормы "мягкого права" в национальное законодательство. В данном случае, правда, возникают нормы национального твердого права. Второй путь лежит через отражение норм в международных договорах - это, как уже было показано, довольно распространенная практика, причем она весьма широко используется в сфере прав человека. Последний вариант - трансформация через механизм формирования обычных норм международного права.

В доктрине даже появилось мнение, что постепенно "мягкое право" заменяет прежний порядок формирования международных обычных норм <24>. Таким теоретическим замечаниям соответствуют факты из международной практики. В данном контексте следует привести несколько примеров. В 1986 году Международный Суд ООН в деле Никарагуа против США ссылался на п. "д" ст. 3 Декларации об определении агрессии 1974 г. как на положение, ставшее нормой международного обычного права. Аналогично обычной рассматривается норма, предложенная СССР в 1979 г. в проекте резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о разграничении воздушного и космического пространства, о проведении этой условной границы на уровне 100 - 110 км над уровнем океана.

--------------------------------

<24> Волова Л.И., Пашутина И.Э. Международное инвестиционное право. Ростов н/Д, 2001. С. 64.

 

В ряде стран публично провозглашалось, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. имеет обязательную силу норм обычного права. В заявлении Постоянного представителя Швеции при ООН, сделанном от имени пяти северных стран: Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции, сказано: "Всеобщая декларация общепризнанна в качестве составной части всеобщего международного права" <25>.

--------------------------------

<25> Цит. по: Ханнум Х. Статус Всеобщей декларации прав человека во внутреннем и международном праве // Российский бюллетень прав человека. 1999. N 12. С. 23.

 

Статут Международного Суда ООН (ст. 38) определяет международный обычай "как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы". Это позволило выделить в теории две основные категории, имеющие определяющее значение для существования обычной нормы: практика и opinio juris. Практика должна быть достаточно определенной и единообразной. Статут МУС ООН говорит о "всеобщей" практике, что отразилось в дискуссии по поводу количественного фактора в процессе формирования обычая.

В решении по делу об убежище (Asylum) Международный Суд ООН сформулировал следующую позицию по данному вопросу: "Сторона, которая ссылается на обычай... должна доказать, что этот обычай установился таким образом, что он стал обязательным для другой стороны... что норма, на которую делается ссылка... находится в соответствии с постоянным и единообразным обыкновением, практикуемым данными государствами..." <26>. Поэтому решающее значение имеет не столько количественный фактор, сколько качественный. Важнее единообразное понимание нормы и действия государств в соответствии с таким пониманием. Однако гораздо более сложную проблему представляет собой квалификация нормы как обычной нормы общего международного права.

--------------------------------

<26> ICJ Reports (1950) Р. 276 - 277.

 

Говоря о роли рекомендательных актов международных организаций в процессе формирования обычных норм, стоит отметить следующее. Международный Суд ООН не исключает возможности формирования opinio juris международными органами. Однако для этого недостаточно принятия, например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Важно последующее отношение государств к этой резолюции, что может выражаться в действиях и заявлениях конкретных государств. Также выделяется и значение последующих решений самой международной организации. Последовательная приверженность соответствующим нормам со стороны организации в данном случае не вызывает сомнений.

Таким образом, "мягкое право" играет важнейшую роль с практической стороны (в регулировании международных отношений), а также с теоретической. В значительной степени "мягкое право" создается вследствие принятия резолюций в рамках международных универсальных организаций, таких как ООН. Поэтому изучение данного явления тесно сопряжено с рассмотрением проблем их функционирования (особенно с вопросами реорганизации ООН). При исследовании процессов, связанных с расширением роли "мягкого права", и значения этого явления для Российской Федерации необходимо учитывать политический расклад и соотношение сил различных групп государств в принимающих решения международных органах.

 

 

 


 


Информация о работе "Мягкое право" и его роль в регулировании международных отношений