НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:15, реферат

Описание работы

Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими "друзьями-соперниками" и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.

Файлы: 1 файл

НАФТА.docx

— 16.28 Кб (Скачать файл)

НАФТА

Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально  изменить свою экономическую и внешнюю  политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями  приоритетными отношения с западноевропейскими "друзьями-соперниками" и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также  всестороннее экономическое, а посредством  его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.

В развитие этих идей и  был разработан и заключен договор  о Североамериканской зоне свободной  торговли (НАФТА).

НАФТА представляет сегодня  крупнейшую региональную зону свободной  торговли, где 392 миллионов человек  производят совокупный ВНП стоимостью 8,7 трлн. долл. (1997 г.), и ее участником являются США – единственная оставшаяся в мире сверх держава.

Объединение дало дополнительный импульс взаимной торговле, и уже  за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мексику принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста  этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран – благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры – отменены.

Создание в 1994 г. НАФТА  отражает новый подход в теории и  практике интеграции. Впервые государство  «третьего мира» добровольно  объединилось с двумя высокоразвитыми  странами. Разница по показателю ВНП  на душу населения составляет более 8 раз (3680 в Мексике против 28 740 в  США и 19 290 долларов в Канаде в 1997 году).

С полномасштабным вступлением  в силу соглашения об интеграции Мексика  должна получить дополнительные возможности  доступа к передовой североамериканской технологии. Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния  интеграции на Мексику. В США –  увеличение числа рабочих мест, в  Мексике – рост безработицы, сильнейший финансовый кризис зимой 1995 г., снизились  темпы экономического роста, прежде всего в промышленности.

Вступлению в НАФТА  в Мексике предшествовало ухудшение  положения в сельском хозяйстве. Если в середине 40-х годов производство сельхозпродукции на душу населения  ежегодно возрастало на 3%, в середине 70-х – на 3,5%, то в 1981—1992 гг. оно  снизилось на 18,5%. Следствием аграрного  кризиса стало превращение Мексики  в чистого импортера сельхозпродукции. Доля импорта в продовольственном  потреблении населения увеличилась  с 5% в 70-е годы до 25-30% в начале 90-х  годов. С 1991 г. в Мексике проводится аграрная реформа, имеющая те же стратегические установки Всемирного банка, что и в странах СНГ: расширение сферы частной собственности на землю с перспективой полного вытеснения общинной собственности, сокращение государственной поддержки, либерализация цен и внешней торговли.

По мнению специалистов, открытие сельского хозяйства Мексики  в таких условиях для международной  конкуренции и вступление в НАФТА  поставили под угрозу производство важнейших продуктов питания: зерна, мяса и молока. Так, в 1966—1970 гг. Мексика  импортировала 230 тысяч тонн зерна  в год, в 1971—1976 гг. – более 2 миллионов, 1977—1982 гг. – 5,4 млн, 1983—1987 гг. – 6,9 млн тонн. С 1990 года Мексика ежегодно ввозит главным образом из США более 10 млн. тонн зерновых. Кроме того, она стала уже самым крупным в мире импортером порошкового молока.

Несмотря на колоссальный разрыв в уровне производительности труда, затраты в Мексике на производство, например, одной тонны кукурузы составляют 17,8 человеко-дней против 1,1 в США; по овощным культурам более выгодно  развивать производство в Мексике. Однако и по ним сохраняется экспансионистская  роль США. Так, в 1994 г. экспорт мексиканских овощей в США вырос только на 2%, а североамериканских в Мексику  – на 41%. По данным ИМЭПИ РАН, НАФТА  дала возможность США увеличить  занятость в сельском хозяйстве  на 50 тысяч человек за счет увеличения экспортных поставок в Мексику.

Таким образом, пример НАФТА  демонстрирует использование интеграционных преимуществ одной страны в ущерб  развития другой, что связано как  с неподготовленностью политических кругов Мексики заключать недискриминационные соглашения, так и с объективными причинами разрыва в уровне экономического развития этих стран.

Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать к 2005 г. всеамериканскую  зону свободной торговли, охватывающую все Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают  уникальную социально-политическую среду  для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. Кроме того, США фактически берут  инициативу в свои руки, используя  объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению  и неспособность их воплотить  эту идею в жизнь. Так, небольшие  государства Центральной Америки  еще в начале 60-х годов, не без  влияния начавшегося процесса западноевропейской интеграции, провозгласили собственную  интеграционную модель для центрально-американского субрегиона. Согласно документу об ее учреждении («Договор Манагуа»), предполагалось развитие полномасштабного экономического взаимодействия, направленного на создание в субрегионе зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Политический и экономический кризис, на много лет поразивший эти страны, фактически «заморозил» процесс интеграционного сближения, но отнюдь не похоронил ни саму идею, ни конечную цель этого сближения, которая по-прежнему стоит на повестке дня всех двусторонних переговоров и форумов лидеров государств субрегиона.

«Внедрение» США в латиноамериканский интеграционный процесс, как еще  недавно полагали специалисты, могло  развиваться в основном через  активизацию своего «младшего партнера»  по НАФТА – Мексики в Центральноамериканском регионе. Мексика заключила с  ЦАОР соглашение о создании к 1996 г. совместной зоны свободной торговли с целью  ускорения экономического развития центральноамериканских стран и скорейшего включения их в орбиту мексиканского торгового влияния. С другой стороны, наблюдатели полагали, что само вступление Мексики в НАФТА чисто технически способно осложнить процесс ее сближения с южными соседями, однако ни сама идея, ни подписанное соглашение Мексики с ЦАОР не подвергалось сомнению и тем более нападкам со стороны мексиканских северных соседей.

В ходе последующих конференций  министров торговли 34 стран Западного  полушария (в июне 1995 г. и марте 1996 г.) выявились два основных подхода  к развитию интеграции. Первый инициируют США (при поддержке других членов НАФТА) и Чили. Они предлагают разработать  основы будущего интеграционного процесса по секторам экономической деятельности и расширять НАФТА путем присоединения  к этому соглашению других стран  региона в индивидуальном порядке. Другой путь предлагают Бразилия, другие члены МЕРКОСУР и страны Андской  группы – через развитие в 2000—2005 гг. субрегиональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние.

 

 


Информация о работе НАФТА