Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:42, контрольная работа
НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК, программа изменений в системе международных экономических отношений, выдвинутая развивающимися странами и нашедшая отражение в ряде документов, принятых ООН и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Катализатором активности развивающихся стран в борьбе за изменение своей роли в мировом хозяйстве были успехи, достигнутые нефтедобывающими странами в борьбе за увеличение в свою пользу доли средств, полученных от продажи добытой нефти. На конференции неприсоединившихся стран в Алжире в 1973 г. и позже, на конференциях в рамках ООН, на встречах с западными странами, развивающиеся страны постоянно ставили вопрос о радикальной реорганизации мировой торговли.
НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК
НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ПОРЯДОК, программа изменений в
системе международных
На этой сессии была принята так называемая
интегрированная программа, которая рассматривалась
развивающимися странами как важное средство
решения проблемы стабилизации доходов
от экспорта сырья. Для достижения этой
цели в программе намечалось расширение
практики заключения международных товарных
соглашений, предусматривающих в случае
необходимости создание международных
буферных запасов. Мероприятия по стабилизации
рынка должны были охватывать 18 сырьевых
товаров, на которые приходится ок. 60% всего
сырьевого экспорта (без топлива) развивающихся
стран. Это какао, кофе, сахар, чай, хлопок,
джут, каучук, медь, олово, железная и марганцевая
руды, бокситы, фосфаты, древесина тропических
пород, мясо, бананы, растительные масла
и маслосемена, причём первые десять из
них считаются "ключевыми" с точки
зрения интересов развивающихся стран.
Интегрированная программа исходила также
из необходимости поощрения развития
промышленности по переработке местного
сырья, диверсификации их экспорта, более
широкого участия в международных перевозках.
Борьба развивающихся стран за новый мировой
экономический порядок дала им определённые
результаты в плане улучшения условии
реализации на мировом рынке сырьевых
товаров. Были заключены новые международные
товарные соглашения, направленные на
стабилизацию цен. Для финансирования
буферных запасов, которые создаются для
концентрации части тех сырьевых товаров,
по которым их предложение на мировом
рынке превышает в этот момент спрос, в
рамках ООН создан общий фонд. Они добились
уступок со стороны промышленно развитых
стран в таможенно-тарифном режиме. Была
принята Общая система преференций, в
соответствии с которой товары из развивающихся
стран облагаются льготными пошлинами,
а из наименее развитых стран вообще пошлинами
не облагаются. Однако изменения, которые
произошли в дальнейшем в соотношении
сил на мировой арене, усилившаяся дифференциация
самих развивающихся стран и соответственно
появление разных интересов у разных групп
стран ослабили их общие позиции в мире.
Многие требования, выдвигавшиеся развивающимися
странами в ходе борьбы за новый международный
экономический порядок, оказались отодвинутыми
на задний план.
Новый международный экономический порядок — концепция молодых политически независимых государств по перестройке международных экономических отношений, выдвинутая в условиях обострения кризиса системы империалистической эксплуатации топливно-сырьевых и трудовых ресурсов развивающихся стран. Она включает следующие требования по обеспечению внешних факторов экономического развития развивающихся стран:
Перечисленные требования отвечают
интересам всех развивающихся стран.
В качестве важнейшего метода реализации
этих требований предусмотрена так
называемая «коллективная
С реализацией своих требований развивающиеся страны связывают надежды осуществить хотя бы частичную перестройку в свою пользу экономических отношений с промышленно развитыми капиталистическими странами и усилить определенные виды хозяйственных связей с социалистическими государствами. Для одних развивающихся стран, прежде всего для государств с революционно-демократическими режимами, борьба за новый международный экономический порядок — это стремление дополнить свои внутрихозяйственные усилия более благоприятными внешнеэкономическими условиями. Участие в этом движении государств с капиталистической ориентацией отражает попытку их правящих кругов возложить ответственность за тяжелое положение своих народов главным образом на внешние факторы, перенести накал борьбы вовне и тем самым выиграть время для укрепления позиций национального капитала. Основная слабость данной концепции — в противоречивости ее цели: без затрагивания основ капитализма невозможно осуществить преобразование его международных экономических отношений, покончить с неоколониализмом.
Необходимо, однако, иметь
в виду, что концепция нового международного
экономического порядка находится
в стадии формирования. В ней появляются
новые и модифицируются уже принятые
положения. Идея установления нового международного
экономического порядка начинает связываться
представителями отдельных
Поддержка СССР и другими
социалистическими странами справедливых
и законных устремлений молодых
государств, носящих антиимпериалистический
характер, помогла принять в ООН
важные международные документы, направленные
на установление нового международного
экономического порядка. Эта поддержка
играет позитивную роль в ходе всех
последующих международных