Обряд и ритуал в системе знаковых средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 09:06, реферат

Описание работы

Обряд и ритуал играют огромную роль в познании человеком многогранной и своеобразной системы культуры. Это первая ступень, которая строго, но гармонично указывает человеку на то, как следует организовать свою жизнь и представления о том, что должно или, напротив, недопустимо. Обряд, как и любая культурная доминанта, существует столько, сколько и само человечество, при этом его ритуальная, регламентная часть со временем изменяется, приобретает новые черты, осовременивается.

Содержание работы

Введение
Обряд и ритуал, понятие и их функции.
Роль обычаев в жизни современной семьи
Символы как способ кодировки информации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

национальные отношения.docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Обряд и ритуал, понятие и их функции.
  2. Роль обычаев в жизни современной семьи
  3. Символы как способ кодировки информации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обряд и ритуал играют огромную роль в познании человеком многогранной и своеобразной системы культуры. Это первая ступень, которая строго, но гармонично указывает человеку на то, как следует организовать свою жизнь и представления о том, что должно или, напротив, недопустимо. Обряд, как и любая культурная доминанта, существует столько, сколько и само человечество, при этом его ритуальная, регламентная часть со временем изменяется, приобретает новые черты, осовременивается. Тем не менее, тщательное изучение обрядовой культуры дает полное представление о том, что с появлением новых обычаев и обрядов, так же сохраняются и традиции предшествующего времени, при этом нередко новое находит аналог в старом, а старое продолжает бытовать, получив новое осмысление и трактовку. В настоящее время во всем мире обнаруживается интерес к традициям, стремление к познанию первооснов своей культуры. В этой связи представляется важным выявить функциональную направленность обычаев и обрядов, рассмотреть основные виды обрядов и ритуалов с выявлением общего и специфического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обряд и ритуал, понятие и их функции

Обряд – это явление, обращенное, прежде всего, к душе человека, призванное пробудить в нем определенные качества и эмоции. Функциональная же направленность обрядов и ритуалов чаще всего рассматривается в контексте общественных, коллективных процессов. «Обряды – это способы действия, возникающие только в группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп. Религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, но являются делом группы и создают ее единство. Составляющие ее индивиды чувствуют себя связанными между собой уже тем только, что у них общая вера».

Общественная природа обряда восходит к первым культам, когда человек уже знал о четкой связи между Небом, Космосом и землей, понимал, что поведение небесных светил оказывает влияние на Землю. Во все времена и у всех народов молитва, музыка, слова, пение, ритмические пляски, театрализованное действо сопровождали обращение людей к богам. Божество, его сверхъестественная, необъяснимая природа вызывают благоговейный трепет, который человек ощущает внутри себя и выражает в обряде, ритуале. Обряд и ритуал наделены символическим значением. Они призваны драматизировать показываемое событие, освящают обычные рутинные действия, придают им торжественность, элементы праздничности, тем самым, превращая их в предмет, не досягаемый для критики и сомнений.

По мнению К. Лоренца ритуал имеет культовое происхождение и выполняет 3 функции: 1) запрет борьбы между членами группы 2) удержание их в замкнутом сообществе 3) ограничение данного сообщества от других групп.

Дюркгейм выделял ряд функций религии, главной из которых считал создание и укрепление общественной солидарности. Религия посредством, прежде всего культа, конституирует общество как целое, подготавливает индивида к социальной жизни, тренируя послушание (дисциплинирующая функция), укрепляет социальное единство (сплачивающая функция), поддерживает традиции, верования, ценности (воспроизводящая, транслирующая функция), возбуждает чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм (воодушевляющая, эйфорическая функция). Дюркгейм подверг обстоятельному анализу австралийскую тотемную систему и связанные с ней ритуалы. Они символизируют включенность индивидуума в определенную группу, являются знаком ее интеграции, репрезентируют индивидуальные силы группы. Ритуалы являются шифрами главных религиозных запретов и наказаний. Членам клана запрещается отрицание общих верований, уклонение от ритуальных празднеств.

В обрядах и ритуалах осуществляется самоорганизация сообщества, устанавливающая иерархию взаимоотношений в соответствии с социальными ролями и личными качествами. Так В.Тернер показывает, что отношения между символами опосредствованы не столько познавательным рядом, сколько эмоциональным, который служит для «обуздания, направления и пробуждения таких могучих эмоций, как ненависть, страх, любовь и горе».

 С помощью эмоциональных  рядов в исполнение обрядов  вовлекается вся личность. Ритуал  на разных стадиях выступает  в роли средства постоянного  поддержания общих норм и ценностей  народа. Тернер предлагает взглянуть  на структуру ритуала с четырех  точек зрения: символической, ценностной, телической и ролевой. В первом случае ритуал он представляет как собрание символов, во втором — как передача информации о важнейших ценностях и их иерархии, в третьем — взгляд на ритуал как систему целей и средств, в четвертом — ритуал выступает как продукт взаимодействия различных социальных статусов и положений, то есть можно сказать, что ритуальные игры и обряды с самого начала несли в себе функцию особого средства преодоления критических ситуаций за счет установления ролевых и межличностных взаимоотношений.

Таким образом, резюмируя основные направления в изучении функциональной направленности обрядов и ритуалов, можно выделить следующие их основные функции:

1. Мировоззренческая функция, которая реализуется благодаря  наличию определенного типа взглядов  на божество, человека, общество, природу, выраженного в ритуале. Ритуальное  действие в этой функции схоже  с мифом, а зачастую и повторяет  его. Посредством ритуала объясняются  основы миропонимания, принятые  в том или ином обществе а так же мирочувствование — эмоциональное принятие или непринятие предлагаемых норм в свершении ритуала. Здесь же закладываются понятия, направленные на различение священных вещей и обычных, формируется соответственное к ним отношение. Роль обрядов, в этой связи, состоит в том, что они открывают доступ к священным объектам и затем обеспечивают возвращение в привычный мир, формулируют идеалы, к которым стремятся люди и которые стимулируют общественное развитие.

2. Коммуникативная функция. Ритуал – это своеобразный  канал общения, верующих друг  с другом, либо верующих с гипостазированными  существами (Богом, ангелами, душами  умерших, святыми и др.), которые  выступают в качестве посредников  общения между людьми.

3. Регулятивная функция  состоит в том, что с помощью  определенных идей, ценностей, установок  стереотипов, традиций, набора действий  осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением лиц, участвующих в обряде или ритуале.

4. Интегрирующе - дезинтегрирующая функция. Совместные обряды, в том числе в таких жизненных ситуациях, как рождение, брак, смерть, укрепляют чувство групповой солидарности. И напротив, факт сплоченности одной группы, следующей канонам какой-либо религии, и совершающими согласно ей ритуалы может вызвать конфликт со сторонниками других религий или с обществом, в котором существуют иные социальные порядки.

5. Культуротранслирующая функция указывает на принадлежность обряда и ритуала к традиционной культуре общества. Традиция, являясь устойчивым элементом в культуре, через обряд передает такие нормы жизни человека, которые направлены на сами основы его существования. Каждый раз, следуя принятым обрядам и установленным ритуалам, человек как бы заново соприкасается с моментом создания мира, прослеживает его развитие, соотносит себя с ним, и благодаря этому становится возможным соединение и совпадение космического, земного и человеческого ритмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль обычаев в жизни современной семьи

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. В ней, как ни в одном другом социальном образовании, удовлетворяются разнообразные индивидуальные и общественные потребности.

Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.

Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного.

Исследователи отмечают, что семья «вырастает» из двух «родов»: по мужской и женской линии. И, чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства «родов», их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, как считают некоторые социологи, а в продлении «рода» в самом широком смысле слова.

Через нее «род» развивает заложенные в его природе духовные качества, реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

При таком подходе каждая конкретная семья перестает восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат и выступает носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого «духа рода».

Семья, как и общество в целом, характеризуется наличием механизмов регулирования отношений между своими членами. Еще на ранней стадии развития человеческого общества зародились такие формы регулирования как ритуалы, обычаи и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности.

Они играли важную роль в обеспечении социальной стабильности, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т.д.

Поэтому общество заинтересовано в сохранении и развитии обрядов, ритуалов, коллективных форм общения и развлечения. Это касается и семьи. Формирующиеся в рамках семейной группы обычаи и ритуалы являются важнейшим регулятором внутрисемейных отношений.

Ритуал относится к числу символических форм поведения. В ритуале конструируется особого рода реальность - семиотический двойник того, что было «в первый раз». Только ритуал дает возможность приблизиться и даже заново пережить ту драму, которой должен руководствоваться человек в своей жизни.

Ритуал как бы «высвечивает» ту сторону вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их истинную суть и назначение. Отсюда и двойственность всех явлений, способность быть чем-то одним в быту и совершенно другим в ритуале, та двойственность, которая обеспечивает удивительное переключение с уровня ежедневной жизни, забот и рутины на уровень актуальных ценностей. Если в быту человек озабочен главным образом поддержанием своего биологического статуса, удовлетворением своих материальных запросов, личных интересов и т.п., то в ритуале находят свою реализацию его духовные устремления. Когда речь заходит о ритуале и других формах поведения, естественным его коррелятом считается обычай, то есть канон повседневной жизни.

Но исследователи отмечают, что ритуал и обычай - крайние точки на шкале символических форм поведения. Если под ритуализацией понимать такие характеристики поведения, как стереотипичность, наличие стандартов осуществления, регламентированность, обязательность, то высшей степенью ритуализации будут отмечены обряды, от выполнения которых зависит жизнь и благополучие коллектива, а низшей- обычаи, регламентирующие повседневную жизнь.

Следует отметить, что роль семьи, семейных обычаев и обрядов очень велика в материальном и нравственном благополучии человека, в преемственности поколений, реализуемой в семье, в развитии традиционной духовной культуры, воспроизводстве культуры вообще. В настоящее время, когда семья столкнулась с новыми проблемами и утратила многие важные функции и ценности, изучение обычаев и ритуалов, регулирующих ее повседневную жизнь, приобретает особое значение.

С целью изучения обычаев и ритуалов, существующих и проявляющихся в повседневной жизни современной городской семьи, было проведено пилотажное социально-антропологическое исследование методом включенного наблюдения.

Анализ результатов показал, что, не смотря на специфику современной городской среды (ускоренный темп жизни, обезличенные социальные связи и т.д.), для исследуемой семьи характерно сохранение традиционных элементов культуры: наличие тесных родственных и дружеских связей, традиция всей семьей, шумно и весело отмечать праздники, с подарками и розыгрышами, приверженность традиционной кухне.

Данные факты свидетельствуют о том, что семья хранит память о предках, старается разнообразить свою будничность, обыденность жизни не только современными, но и традиционными способами развлечений.

В ходе наблюдения между членами семьи была зафиксирована совместная деятельность, что является показателем высокой сплоченности внутри семьи, теплых доверительных отношений как между родителями и детьми, основанных на уважении, так и между детьми, основанных на взаимопомощи.

Исследование позволило выявить специфику ролевого поведения мужчины и женщины в семье, сложившиеся стереотипы женщины как хранительницы домашнего очага, а мужчины как обеспечивающего семью материально. Наблюдение продемонстрировало, что распределение домашней работы между членами семьи, последовательность действий и деятельности, организация досуга - это ритуалы, которые сложились в ходе повседневной жизни исследуемой семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Символы как способ кодировки информации

Информация о работе Обряд и ритуал в системе знаковых средств