Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 11:07, реферат
Появление ООН было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечности череды войн и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное продвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития, свободного от страха за будущее.
1. Общая характеристика структуры и деятельности ООН.
2. Общая характеристика структуры и деятельности главных органов ООН.
2.1 Генеральная Ассамблея.
2.2 Совет Безопасности.
2.3 Международный суд.
2.4 Экономический и Социальный Совет.
2.5 Секретариат ООН.
2.6 Генеральный секретарь.
Список литературы
В связи с искусственно созданным некоторыми государствами острым финансовым кризисам ООН наметилась тенденция ко все более частому использованию Советом Безопасности в ходе проведения операции по поддержанию мира вооруженных контингентов отдельных региональных структур закрытого типа (НАТО, ЗЕС) и проведению по уполномочию Совета Безопасности отбельных операций коалициями государств, причем некоторые из них включали действия по принуждению к миру и по существу являлись принудительными операциями (например, операция “Буря в пустыне 1991г. в Ираке”, “Объединенной оперативной группы” в 1992г. в Сомали, Сил по выполнению Дейтонского соглашения в Востоке (СВС) в 1996г., многонациональных сл по стабилизации (СПС) в БиГ в 1997г. и др.)
Действие (операции) по принуждению к миру могут быть квалифицированы как принудительные приемы в поддержку политических усилий по поддержанию мира, должны оснащаться легким стрелковым оружием и сохраняют всегда неотъемлемое право на самооборону.
Важным инструментом миротворческой деятельности ООН и ее Совета Безопасности является разоружение – совокупность мер, направленных на то, чтобы остановить неограниченные потоки вооружений и распространения оружия массового уничтожения, сбор, обеспечение сохранности и уничтожения обычного оружия, разоружения вооруженных групп, разминирование и др. Первой миротворческой миссией ООН, содействовавшей разоружению и демобилизации, стала Группа наблюдателей ООН в центральной Америке (ГНООНЦА), которая была развернута в 1989г. такого рода акции предпринимались Советом Безопасности на основе соглашений о всеобщем мирном урегулировании при проведении своих операций в Сомали, Сальвадоре, Мозамбике, Анголе, Камбодже и др.
Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал такой инструмент, как санкции – экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществленные по решению Совета Безопасности С целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий. Представляющих собой угроз миру, нарушение мира или акт агрессии.
Для контроля за осуществлением санкций Советом был создан ряд вспомогательных органов, например Совет управляющих Компенсационной комиссии и Специальная комиссия по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, Комитеты по санкциям в отношении Югославии, Ливии, Сомали, Анголы, Гаити, Руанды, Либерии, Судана, Сьерра-Леоне и др. Результаты применения Советом против них санкций являются далеко не однозначным. Так, принятые Советом против расистского режима Южной Родезии экономические санкции содействовали в известной мере ликвидации расистского режима, достижению народом Зимбабве своей независимости, вступлению этой страны в 1980г. в члены ООН. Ценность санкций как средства урегулирования конфликтов наглядно проявилась и при урегулировании других конфликтов, например, в Анголе, Гаити, Южной Африке. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с целым рядом негативных последствий для населения и экономики стран – объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям.
Совет Безопасности активно использовал в своей миротворческой деятельности и такой инструмент, как пост-конфликтное миростроительство, - совокупность действий государств и международных организаций, направленных на устранение коренных политических, экономических, социальных, гуманитарных и иных причин спора, приведшему к вооруженному конфликту, предотвращение возобновление конфликта, выявление и поддержка структур, предназначенных для укрепления мира и восстановления важнейших элементов инфраструктуры и гражданских институтов государства.
Такие действия нередко включались в мандат проводимой Советом Безопасности ООН операции по поддержанию мира(например, в Камбодже Анголе, и др.) и предусматривали, в частности, реинтеграцию бывших комбатантов в производительную гражданскую жизнь, восстановление деятельности гражданских институтов, разминирование, проведение выборов и т.д.
Так, Совет Безопасности в своей резолюции (1037-1996г.) предоставил ВАООНВС мандат, заключающихся в организации выборов, оказании содействия в их проведении и удостоверении действительности результатов выборов. Одна из особенностей миростроительства состоит в том, что в стране, разрушенной войной, возобновление или, по крайне мере, координацию деятельности в области миростроительства приходится сначала поручать многофункциональной операции по поддержанию мира. По мере достижения такой операцией успеха в деле восстановления нормальных условий обязанности, выполнявшиеся персоналами операции, передавались различным программам, фондом и учреждением системы ООН, занимающимся видами деятельности, из которых складывается миростроительство, а сама ответственность Совета Безопасности за принятие решений переходила к Генеральной Ассамблее или иным межправительственным органам, несущим ответственность за продолжение гражданского миростроительства. Именно так обстояло дело при проведении операций ООН по поддержанию мира в Мозамбике, Сальвадоре и др.
Совет Безопасности прибегал к таким новаторским методам воздействия на государства, как учреждения международных уголовных трибуналов в качестве своих вспомогательных органов. Совет учредил в соответствии со своей резолюцией 808(1993г.) от 22 февраля 1993г. Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезное нарушение международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991г. 8 ноября 1994г. Совет Безопасности в своей резолюции 955(1994г.) постановил учредить Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные в период с 1 января по 31 декабря 1994г. в Руанде. Создание такого рода трибуналов на основе решения органа ООН (а не соглашения между государствами) с международно-правовой точки зрения являются далеко не бесспорным.
Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять “быстрые и эффективные” действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен всегда быть представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседанием Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. В среднем Совет Безопасности проводили 77 официальных заседаний в год.
Большое значение имеет и получивший в последнее время широкое распространение в деятельности Совета Безопасности метод проведения острых международных переговоров на уровне государств и правительств и министров иностранных для государств – членов Совета Безопасности. 31 января 1992г. состоялась первое в истории заседание Совета Безопасности на высшем уровне, которое дало мощный импульс международному обсуждению роли ООН в поддержали международного мира и безопасности в новых условиях и послужило отправной точной поступательного процесса выдвижения начинающего и разработок новых подходов в сфере миротворчества. 7 сентября 2000г. состоялось второе в истории заседание Совета Безопасности а высшем уровне, главной темой которого было укрепление центральной роли ООН в XXI веке.
Многогранная и эффективная деятельность Совета Безопасности на протяжение всей второй половины XX столетия дает все основания полагать, неотчуждаемая легитимизирующая роль Совета Безопасности и степень и масштабы его благотворного воздействия на состояние и развития подлинной безопасности стабильности на планете не только сохраняется, но и будут поступательно усиливаться и укрепляется на благо мира и процветание всего человечества в XXI в.
2.3 Международный суд.
Важное место в структуре ООН занимает Международный суд. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованием, предъявляемым в их странах для назначение на высшие судебные должности или являющиеся юристами с признанными авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеи и Советом Безопасности на срок в девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить в голосов (все прочие решения требуют большинства в 9 голосов). Кандидатуры для избрания в суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной Палаты третейского суда (по 4 члена в каждой группе). Местопребывание Суда –Гаага.
К настоящему времени 62 государства – члена ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией суда в соответствие с п.2 ст.36 его Статута, причем многие заявление сопровождаются такими оговорками, которые делают это согласие по существу иллюзорным.
За время существование суда на его рассмотрение государствами было вынесено более 70 споров и запрошено свыше 20 консультативных заключений суда. Решения суда считаются обязательным для государств – сторон в споре. В случае невыполнения какой – либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны “может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятие мер для проведения решения в исполнение” (п.2 ст.94 Устава ООН).
Помимо судебной, Международный суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст.96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.
В Декларации тысячелетия ООН лидеры всех стран мира заявили о своей решимости укреплять Международный Суд, с тем, чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах.
Международный суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного решения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.
2.4 Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).
ЭКОСОС состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст.61), причем ежегодно избираются 18 членов, трехлетней срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решение в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.
ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендации в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. Большая работа в рамках ЭКОСОС проводится по подготовке исследований, составления докладов по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, поощрения, уважения и соблюдения, прав человека и основных свобод.
ЭКОСОС проводит организационную сессию в Нью-Йорке в начале года и основную сессию летом каждого года поочередно в Женеве и в Нью-Йорке. Много внимания ЭКОСОС уделяет обзору мирового экономического и социального положения и рассмотрению такой важной проблемы, как содействие созданию благоприятных условий для развития, включая оценку последних событий и перспектив в развитых странах, странах с переходной экономикой, развивающихся странах, а также анализу положения в области международной торговли и потоков финансовых средств.
В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. ЭКОСОС имеет 9 функциональных комиссий: Статистическую, Комиссию по народонаселению и развитию, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин, Комиссию по предотвращению преступлений и Уголовному расследованию, Комиссию по наркотическим средствам, Комиссию по науке и технике в целях развития и Комиссию по устойчивому развитию.
Кроме того ЭКОСОС работает в тесном сотрудничестве с такими учреждениями, как Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Мировая Продовольственная программа, Международный научно-исследовательский институт по повышению образования женщин, Международный контрольный совет по наркотикам и др.
2.5 Совет по опеке.
Совет по опеке состоит из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру, Патуа, Новая Гвинея.
На заседании Совета Безопасности ООН 10 ноября 1894 г. было отмечено, что система опеки ООН полностью выполнила свои задачи, связанные с правом народа на самоопределение.
2.6 Секретариат ООН.
Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Он обслуживает другие органы ООН и проводит в жизнь работу программ деятельности и решений. Работа секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения, составление обзоров мировых, социальных и экономических тенденций и проблем. В функции секретариата входит такой устный и письменный перевод вступлений и документов и распоряжение документами.
Информация о работе Общая характеристика структуры и деятельности главных органов ООН