Обзор и анализ основных источников конституционного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе развития цивилизации один из главнейших постулатов гласит: институт государства существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но на пути к обеспечению этого постулата встает давний вопрос – как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь без прочной государственности свобода легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Обзор и анализ основных источников конституционного права РФ.....5
2.1.Понятие и виды источников конституционного права Российской Федерации…………………………………………………………………………5
2.2.Международные правовые акты как источники конституционного права России…………………………………………………………………………….10
2.3.Федеральные нормативно-правовые акты как источник конституционного права России……………………………………………………………………...12
2.4.Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России…………………………………………………………………………….21
3. Заключение…………………………………………………………………...24
4.Список нормативных актов и литературы……………………………….26

Файлы: 1 файл

Готовая работа.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Ко второму виду источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правительство осуществляет исполнительную власть, поэтому оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. К числу источников конституционного права мы относим только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. Нормативные правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства должны быть официально опубликованы. Постановления Правительства Российской Федерации являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов19.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус и многие другие отношения конституционного характера регламентируются подзаконными нормативными правовыми актами, относящимися к третьему виду источников конституционного права, такими как постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Верховного Суда Российской Федерации и др. Все эти акты должны пройти обязательную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

К третьей группе источников конституционного права относят судебные решения.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу.

Существуют два вида актов правосудия как источников права20. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками конституционного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, определяем, что:

1.Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права Российской федерации как отрасли права.

2.С изданием юридических актов  связано возникновение большинства  конституционных правоотношений, участниками  которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума.

3.На федеральном уровне виды  источников конституционного права  можно классифицировать по трем  группам:

-законодательные акты Российской  Федерации;

-подзаконные акты Российской  Федерации;

-судебные решения.

4.Президент Российской Федерации  в пределах своих полномочий, законодательная власть в лице  Федерального Собрания Российской  Федерации, судебная власть, исполнительная  власть в лице федеральных  министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия.

5.Конституционный Суд Российской  Федерации формально не относится  к числу правотворческих органов, но de fakto таковым является: любые акты, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою силу.

 

2.4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России.

 

В системе источников конституционного права на уровне субъектов Российской Федерации можем выделить следующие виды нормативных правовых актов21:

I. Группа – законодательные акты субъектов Российской Федерации:

а) конституции, уставы субъектов Федерации;

б) законы субъектов Федерации.

II. Группа – подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации;

б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;

г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

Согласно ч.1 ст. 65 Конституции РФ в Российской Федерации существует двадцать одна республика в качестве субъектов Российской Федерации. И в восемнадцати республиках в качестве основных региональных правовых актов действуют на данный момент собственные конституции. Вопрос о том, насколько данные виды правовых актов являются источниками конституционного права Российской Федерации, является спорным. С одной стороны, у нас есть единая Конституция, имеющая прямое действие на всей территории Российской Федерации, с другой – в каждой из принятых данными субъектами Конституций провозглашено, что их собственный Основной Закон имеет прямое действие на всей территории субъекта. Возникает вопрос: какой смысл принимать собственную Конституцию, в целом соответствующую общефедеральной, в качестве источника правоотношений конституционного характера. По сути, эти виды основных региональных правовых актов только дублируют Конституцию Российской Федерации. Тем не менее, в ч.2 ст. 5 Конституции Российской Федерации сказано, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Конституция Российской Федерации отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно22. Следовательно, органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. Акты, регулирующие отношения в сфере конституционного права, например, расширяющие права и свободы или усиливающие их гарантии, признаются его источником23.

Этот вывод не противоречит конституционному указанию в ст. 12 Конституции Российской Федерации на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. Так как при любом толковании данной статьи ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией Российской Федерации органов самоуправления, осуществляющих публичную власть без издания правовых актов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам:

  1. Муниципальная власть носит публичный характер, является первичным (низовым горизонтальным) видом в публично-властной системе России, тем самым являясь низовым источником в системе источников конституционного права.
  2. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  3. Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.
  4. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.
  5. К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).

 

 

Заключение

 

По нашему мнению, поставленные цели перед курсовой работой были достигнуты в полном объеме. В результате проведенной работы мы дали полную характеристику понятию, видам и правовым основам источников конституционного права Российской Федерации как отрасли права. А также заострили внимание на Конституции Российской Федерации как на одном из основных источников российского конституционного права.

В процессе написания работы были решены следующие задачи: раскрыто общее понятие источника конституционного права как отрасли права; проанализированы общие виды источников конституционного права в Российской Федерации; проанализирована роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации; определены роль и место международных правовых актов в системе источников конституционного права.

Рассмотренные положения в заключении позволяют обосновать следующие выводы, являющиеся итогом работы:

  1. Источники конституционного права – это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера. Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Они имеют особый порядок принятия, отмены и изменения, им свойственны многообразие и высокая юридическая значимость.
  2. Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права Российской федерации как отрасли права. На федеральном уровне виды источников конституционного права можно классифицировать по трем группам: законодательные акты Российской Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, судебные решения. Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий, законодательная власть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, судебная власть, исполнительная власть в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые являются источниками конституционного права как отрасли. Конституционный Суд Российской Федерации формально не относится к числу правотворческих органов, но de fakto таковым является: любые акты, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою силу.
  3. Такие юридические факты, как ратификация, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров, закрепленные в виде нормативных правовых актов также являются источниками конституционного права как отрасли права. К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Российская Федерация, а также Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь и акты других объединений части государств СНГ и Российской Федерации.
  4. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории данного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. Кроме того, к источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).

 

Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН). Российская газета. 1995. 5 апреля
  2. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» и Протоколы к ней (Конвенция и Протоколы №1 и №4 для РФ вступили в силу 5 мая 1998г., протокол №7 от 1 августа 1998г.) // СЗ РФ. 2001. №2.
  3. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966г. Бюллетень международных договоров. 1993. N 1.
  4. Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека» от 26.05.1995. Бюллетень международных договоров. 1999. №6.
  5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзного государства». Собрание законодательства РФ", 14.02.2000, N 7, ст. 786.
  6. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. М., 2007.
  7. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете РСФСР». Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 2, ст. 22
  8. Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа ». СЗ РФ, 17.10.2005, N 42, ст. 4212.
  9. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". СЗ РФ, 21.01.2007, N 28, ст. 3466.
  10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007) Российская газета, N 202, 08.10.2003.
  11. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы". СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2804.

Учебная и научная литература:

  1. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран : учеб.        пособие / И. А. Алебастрова. - М. : Юрайт-М, 2007. - 640 с. - (Учебное    пособие).
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. - 438 с.
  3. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск: 2007. - 487 с.
  4. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М.: Институт Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, 2008. - 326 с.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание., переработ. и доп. – М..: Юристъ, 2008. – 378 с.
  6. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 19.
  7. Конституционное право России: учебно-методическое пособие. /под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Малько. – М.: «Норма», 2007. - 408с.
  8. Теория государства и права./Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1999. – 376 с.
  9. Шкатулла В.И. Основы права. М.: Academ A, 2007. - 356 с.
  10. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации / И. С. Яценко.- М.: Бератор-Пресс, 2003. - 496 с
  11. Якушев, А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.     Особенная часть (50 государств) : конспект лекций / А. В. Якушев. - М.    : А-Приор, 2010. - 400 с
  12. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации : конспект лекций / С. И. Некрасов. - 4-е  изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт,     2010. - 168 с
  13. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / 
  14. М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. -   446 с. - (Высш. образование).
  15. Конституционное право России : учеб. / под ред. А. Е. Постникова. - М.: Проспект, 2008. - 504 с

Информация о работе Обзор и анализ основных источников конституционного права РФ