Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 16:54, контрольная работа
Среди различных органов государства особое место занимают органы внешних сношений. Они действуют не только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная их задача - установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешней политики государства.
1. Органы внешних сношений государств…………………………………………3
2. Международный договор – основной источник международного права…….8
Библиографический список………………………………………………………..12
Содержание
1. Органы
внешних сношений государств………
2. Международный договор – основной источник международного права…….8
Библиографический
список………………………………………………………..1
1. Органы внешних сношений государств
Среди различных органов государства особое место занимают органы внешних сношений. Они действуют не только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная их задача - установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешней политики государства. В зависимости от их места и роли в системе государственных органов органы внешних сношений делятся на две группы - внутригосударственные и зарубежные1.
К внутригосударственным органам внешних сношений относятся конституционные и специализированные органы.
Конституционные органы внешних сношений учреждаются конституцией государства, которая определяет их компетенцию.
Для осуществления государством внешних сношений в какой-либо специальной области государства создают, как показывает международная практика, на основе международных договоров и внутреннего законодательства специальные органы.
К конституционным органам внешних сношений относится парламент, глава государства, правительство и его глава, внешнеполитическое ведомство.
Парламент высший представительный и законодательный орган государства решает обычно вопросы войны и мира, территориальных изменений, ратификации и денонсации международных договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде государств правительство подотчетно парламенту в области внешней политики.
Федеральное Собрание Российской Федерации решает вопросы войны и мира, статуса и защиты государственной границы, ратифицирует и денонсирует международные договоры России.
Глава государства, (коллегиальный или единоличный) осуществляет высшее представительство данного государства в международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран.
Правительство, высший исполнительный орган государственной власти осуществляет общее руководство внешней политикой государства. Ex officio (по должности) глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, также как глава государства, представляют свою страну по всем вопросам внешних сношений.
Специализированными органами внешних сношений называются государственные органы, деятельность которых направлена исключительно на осуществление внешних сношений. Внешнеполитическое ведомство является органом правительства по оперативному осуществлению внешней политики. В России, Великобритании, Франции и многих других государствах оно называется министерством иностранных дел, в США - государственным департаментом.
Внешнеполитическое ведомство непосредственно представляет и защищает интересы и права государства в международных отношениях. Оно поддерживает установленные между государствами дипломатические и консульские отношения, осуществляет связи с международными организациями, контролирует деятельность всех дипломатических, консульских и других официальных представительств государства за границей, обрабатывает поступающую от зарубежных представительств информацию, готовит визиты делегаций на высшем и правительственном уровнях.
Зарубежные органы внешних сношений в зависимости от продолжительности их функционирования принято подразделять на постоянные и временные.
К постоянным зарубежным органам внешних сношений относятся дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях2.
К временным зарубежным органам внешних сношений относятся специальные миссии, делегации и группы наблюдателей на международных конференциях, делегации для участия в работе международных органов и др.
Дипломатическое представительство - это государственный орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними3.
В соответствии с международным правом дипломатические представительства имеют три уровня. Уровень представительства никак не влияет на объем функций и компетенцию дипломатического представительства. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень представительства - посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла (Ватикан представлен нунцием). Несколько ниже уровень миссии, возглавляемой посланником (у Ватикана -интернунцием), и, наконец, миссия, возглавляемая поверенным в делах. Следует отличать статус временного поверенного в делах и поверенного в делах. В первом случае – это дипломатический сотрудник, назначенный главой дипломатического представительства, на период своего отсутствия, например, на период болезни или отпуска. Во втором случае – постоянный руководитель дипломатической миссии.
Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а поверенные в делах - при министрах иностранных дел страны пребывания.
Состав и функции дипломатического представительства, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала дипломатического представительства определяется аккредитующим государством. Однако, в соответствии с Венской конвенцией 1961 года, государства могут договориться относительно численности персонала иностранных представительств, либо государство пребывания может предложить, численность, которую оно считает разумной и нормальной, исходя из условий государства пребывания и потребности самого представительства. Такая практика имеет место в отношениях между государствами, однако она часто приводит к ухудшению отношений между ними.
В некоторых государствах внутреннее законодательство устанавливает дипломатические ранги. В Российской Федерации Указом Президента РФ №1371 от 15 октября 1999 года для дипломатических работников устанавливаются следующие дипломатические ранги:
Чрезвычайный и Полномочный Посол,
Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса,
Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса,
советник 1 класса,
советник 2 класса,
первый секретарь 1 класса,
первый секретарь 2 класса,
второй секретарь 1 класса,
второй секретарь 2 класса,
третий секретарь,
атташе.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 года персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.
К дипломатическому персоналу относятся члены дипломатического представительства, т.е. сотрудники представительства, имеющие дипломатический паспорт и дипломатическую визу.
К административно-техническому персоналу относятся сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции. К ним относятся делопроизводители, машинистки, переводчики, шифровальщики, заведующие канцеляриями, бухгалтеры и некоторые другие сотрудники.
К обслуживающему персоналу относятся лица, обслуживающие дипломатическое представительство. Это могут быть шоферы, курьеры, швейцары, горничные, лифтеры, дворники, садовники и другие.
Персонал дипломатического представительства формируется таким образом, чтобы представительство могло наиболее полно выполнять свои основные функции, закрепленные Венской конвенцией 1961 года.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 года к основным функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступать от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская функция; функция информирования своего правительства о стране пребывания.
Перечень функций дипломатического представительства, приведенный в Венской конвенции, не является исчерпывающим.
2. Международный договор – основной источник международного права
Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение», «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).
Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или между такими другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы4.
Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.
Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.
Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.
Интересен в этом плане пример заключения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г. Одновременно с Договором были приняты в качестве приложений к нему меморандум и два протокола. В дальнейшем были подписаны три соглашения между СССР и США, конкретизирующие отдельные положения Договора, и тринадцать «сопутствующих» соглашений, в которых одной из Сторон являлись либо СССР, либо США, а их контрагентами выступали иные государства, на территории которых в то время были размещены подлежащие ликвидации ракеты.
Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлений положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.
Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам5. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».
Особое значение приобрели общие многосторонние договоры, призванные регулировать отношения, которые представляют интерес для международного сообщества государств в целом. Подлинная эффективность таких договоров обусловлена закреплением права участия в них всех государств без какой бы то ни было дискриминации и обеспечением реальной универсальности таких договоров.
Известны энергичные усилия нашего государства в сотрудничестве со многими государствами по расширению круга участников Договора о нераспространении ядерного оружия. Некоторые государства уклоняются от участия в Международных пактах о правах человека, несмотря на призывы к достижению их подлинной универсальности.
Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.