Основные международные режимы экспортного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Координационный комитет по контролю над экспортом (КОКОМ). Вассенаарские договоренности. Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ). Комитет Цангера. Группа ядерных поставщиков (ГЯП). Австралийская группа.

Файлы: 1 файл

экспортный контроль.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Контрольный список имеет две категории контролируемых товаров, передача которых вызывает особую озабоченность государств-участников РКРТ.

Экспорт законченных ракетных систем, товаров и услуг, включенных в категории I и II контрольного списка, а также любых ракет или беспилотных летательных аппаратов подлежит запрету, если есть основания считать, что они предназначены для использования в качестве средств доставки оружия массово­го поражения.

В Российской Федерации нормативную базу режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) составляют:

—  Список оборудования материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1005;

—   Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 296 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования,  материалов  и технологий,  которые могут быть использованы при создании ракетного оружия».

Необходимо отметить, что:

—   передача иностранным лицам оборудования и технологий, включенных в категорию I Списка, может быть разрешена в случаях, допускаемых международными обязательствами Рос­сийской Федерации в области экспортного контроля;

—   переговоры  с  иностранными  государствами, международными и иностранными организациями в целях достижения договоренностей, предусматривающих передачу  иностранным лицам оборудования и технологий, включенных в категорию I Списка, могут проводиться только на основании решений Правительства Российской Федерации;

— сделки, предусматривающие передачу иностранному лицу оборудования и технических данных, включенных в категорию I Списка, совершаются при условии предоставления российскому участнику внешнеэкономической деятельности права проверки использования иностранным лицом полученных оборудования и технических данных.

 

Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков

 

Комитет Цангера представляет собой неформальную организацию.

Основной задачей Комитета Цангера является определение товаров, подпадающих под категорию ядерных материалов и оборудования или под категорию материалов, специально разработанных для обработки, использования или производства расщепляющихся материалов.

Комитет Цангера дважды в год проводит заседания, на которых рассматриваются следующие вопросы:

—   о достижении взаимопонимания о том, что представляют собой ядерные материалы и оборудование или материалы, специально разработанные или изготовленные для обработки, ис­пользования или производства расщепляющихся материалов;

— о процедуре экспорта ядерных материалов и некоторых видов оборудования в соответствии с п. 2 ст. III Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

В соответствии с п. 2 ст. III ДНЯО все государства-участники должны придерживаться следующего принципа:

для всех стран, не присоединившихся к ДНЯО, условием поставок им указанных товаров, оборудования и материалов дол­жно быть установление для них полномасштабного режима гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), предусматривающего три условия обеспечения гарантий:

—   расширение мер доступа МАГАТЭ к необходимой информации;                                                             

—   облегчение физического доступа к инспектируемым объектам, включая согласованный эпизодический доступ в места за пределами ядерных установок;

—   рационализация системы гарантий путем более тесного сотрудничества МАГАТЭ с государствами-участниками,  Европейским сообществом по атомной энергии и другими международными организациями.

Одним из элементов создания новой системы гарантий будет находящаяся в ведении МАГАТЭ расширенная система информации, основанная на более подробных заявлениях относительно продаж ядерных материалов.

Группа ядерных поставщиков (ГЯП) также представляет собой неформальную организацию.

Постоянными органами ГЯП являются Консультативный Совет по товарам и технологиям двойного назначения и Совет по взаимному обмену информацией.

ГЯП осуществляет свою деятельность в соответствии с:

—  Руководящими положениями относительно процедуры консультаций   и   обмена информацией,  которые  приняты  в 1992 году в г. Варшаве и реализуются с помощью национальных систем экспортного контроля;

— Руководящими принципами,  опубликованными в виде информационных циркуляров МАГАТЭ и касающимися передачи ядерных материалов и товаров двойного назначения, связанных с использованием атомной энергии.

ГЯП координирует экспорт ядерных материалов, товаров и технологий двойного назначения и оборудования, входящих в два списка, опубликованные в приложении к информационным циркулярам МАГАТЭ.

Правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь в случае, если страна-получатель поста­вила свою ядерную деятельность под полноохватные гарантии МАГАТЭ.

ГЯП регулярно проводит пленарные заседания и заседания рабочих групп, а также заседания своих постоянных органов.

Члены ГЯП периодически пересматривают Руководящие принципы с целью приведения их в соответствие с современными требованиями для решения проблем, связанных с ядерным распространением. МАГАТЭ уведомляется о внесении согласованных поправок в части 1 и 2 Руководящих принципов и в связанные с ними контрольные списки.

Практическую координацию деятельности ГЯП осуществляет постоянное представительство Японии в Вене, выступающее в качестве контактного пункта. Оно получает и распространяет документы ГЯП, уведомляет о сроках проведения заседаний и оказывает практическую помощь председателям ГЯП, консультативного совещания, а также различных рабочих групп.

Нормативно-правовая основа Комитета Цангера и ГЯП в Российской Федерации представлена в виде:

—   Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. № 36 «Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;

—  Постановление Правительства Российской Федерации от

14 июня 2001 г. № 462 «Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях».

—  Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. № 202  «Об утверждения списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответст­вующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»;

—   Постановление Правительства Российской Федерации от

15  декабря 2000 г. № 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий».

 

Австралийская группа

 

Австралийская группа создана в 1995 году и является неформальным соглашением государств-участников, в рамках которого обсуждаются проблемы, связанные с распространением химического и биологического оружия.

Основной целью данного международного режима является ограничение поставок материалов и оборудования, используемых для производства химического и биологического оружия.

Австралийская группа не имеет устава и, вследствие своего неформального характера, не может принимать обязательных для исполнения решений. Поскольку все решения принимаются на основе консенсуса, то предполагается, что каждый член Австралийской группы будет использовать согласованные меры в области контроля и ограничения поставок материалов и оборудования, включая их в свое национальное законодательство.

Все государства, входящие в Австралийскую группу, подписали и ратифицировали:

— Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления запасов и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) от 1993 г., действие конвенции бессрочно;

— Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО).

КЗХО и КБТО представляют собой «открытые» международные режимы, участниками которых могут стать любые государства, подписавшие их и выполняющие заложенные в них требования.

КЗХО вступила в действие в 1993 году. Она направлена на предотвращение угрозы распространения химического оружия и требует от всех государств-участников уничтожать запасы химического оружия, а также «не помогать, не поощрять и не побуждать каким-либо образом кого-либо участвовать в любой запрещенной деятельности».

КЗХО постепенно вводит дискриминационные меры в отношении государств, не присоединившихся к Конвенции и ведущих торговлю химикатами, представленными в контрольных списках КЗХО. Отрицательное воздействие таких мер на экономическое развитие побуждает эти государства присоединяться к Конвенции.

Российская Федерация ратифицировала КЗХО в ноябре 1997 г. Ее нормы и требования имплементированы в национальное законодательство по экспортному контролю в области химии Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2001 г. № 1082 «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 г. № 686 «Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия».

КБТО вступила в действие в 1973 году.

В соответствии с КБТО государства-участники обязались не передавать другим государствам или международным организациям, а также не помогать, не поощрять и не побуждать их к приобретению биологического оружия, биологических агентов, токсинов и оборудования или средств их доставки.

В то же время КБТО обязывает участников максимально облегчать обмен оборудованием, материалами и научно-технической информацией в мирных целях и декларирует, что она должна соблюдаться таким образом, чтобы не сдерживать экономическое или технологическое развитие государств-участников. Меры проверки и контроля над экспортом являются в настоящее время предметом переговоров в специальной группе государств-участников в Женеве.

Хотя КБТО не пересматривалась со дня своего создания, мировое сообщество не упускает из-под своего контроля вопросы научно-технического прогресса. В рамках ООН принят ряд решений, направленных на соблюдение положений Конвенции.

Государства-участники ежегодно представляют в ООН информацию о программах защиты от биологического оружия, об объектах по производству вакцин, об оборонительных и наступательных программах, о публикациях, конференциях и национальном законодательстве в этой области. Более того, в 1994 году решением Специальной Конференции государств-участников была утверждена Специальная группа по разработке юридически обязывающего документа по укреплению Конвенции.

Российская Федерация вступила в КБТО в 1975 г. Нормы и требования КБХО были в Российской Федерации введены в нор­мативно-правовые акты Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. «Об утверждении Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 634 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий».

 

 

9

 



Информация о работе Основные международные режимы экспортного контроля