Особенности международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:34, доклад

Описание работы

Особенности международного права обычно прослеживаются на примере сравнения с правом внутригосударственным (национальным), с учетом того, что постоянно идет процесс согласования и взаимодействия этих систем.
Выделяют следующие особенности международного права:
предмет и метод международно-правого регулирования;
субъекты международного права;

Содержание работы

Основная часть………………………………………………………………….3
1. Особенности международного права……………………………………....3

Файлы: 1 файл

доклад по межд. праву.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Содержание……………………………………………………………………..2

Основная часть………………………………………………………………….3

1. Особенности международного права……………………………………....3

Основная часть

Особенности международного права

 

Особенности международного права обычно прослеживаются на примере сравнения с правом внутригосударственным (национальным), с учетом того, что постоянно идет процесс согласования и взаимодействия этих систем.

Выделяют следующие  особенности международного права:

  1. предмет и метод международно-правого регулирования;
  2. субъекты международного права;
  3. источники международного права;
  4. пространственная (территориальная сфера) международного права;
  5. реализация норм международного права;
  6. международно-правовая ответственность и меры принуждения.

Предмет и метод международно-правового регулирования. Международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, входящей в международную систему. Международная система – более глобальное понятие. Она состоит из следующих элементов: субъекты (государства, союзы, объединениями группировки государств; международные межправительственные организации (ММПО) универсального и регионального характера; народы и нации; международные суды, арбитражи и трибуналы; многочисленные международные неправительственные организации (МНПО). В международную систему входят также международные движения, физические и юридические лица, различные организации, хозяйственные объединения, транснациональные корпорации (ТНК) и другие.

Участников международных  отношений, которые оказывают на них определенное влияние, называют акторами. Ключевым и центральным актором считается государство. Трудно перечислить всех участников (акторов) международной системы. Главным для изучения международного права является выделение регулируемых отношений. В связи с этим определяется предмет межународно-правового регулирования.

Международная система  – это отношения государственного и негосударственного характера. Отсюда выделяются две группы отношений: не межгосударственные и государственные. В международной системе действуют различные нормы (правила поведения): обычаи, традиции, нормы вежливости, обыкновения, нормы международных организаций, нормы договоров и правового обычая.

Общее понятие международного права в международной системе  – это система правовых норм, регулирующих международные отношения.

На первом месте стоят отношения  между государствами. Международные  отношения возникают за пределами  внутренней компетенции и территории государств. Международные отношения  – это предмет совместной деятельности государств, например в области разоружения, прав человека, охраны окружающей среды, освоения Мирового океана и так далее.

Деятельность государств порождает  международные отношения. Эта деятельность должна быть правомерной и выражать общий интерес. В зависимости  от деятельности и форм сотрудничества государств международные отношения различаются по своим видам: политические, экономические, социальные, научно-технические, военные, культурные. Из видов выделяются сферы международных отношений, например, из политических отношений -  дипломатические, из экономических – торговые.

Государства  целенаправленно воздействуют на международные отношения, и регулирование  является элементом управления. И.И. Лукашук отмечал, что государства  при помощи совместных органов (комиссий, комитетов, совещаний) и совместных решений осуществляют оперативное управление международными отношениями. Международное право – это результат объединения равноправных государств, которые вырабатывают подходы, методы решения, оценки и прогнозы отдельных и глобальных проблем с целью их международно-правового регулирования. Регулирование осуществляется координационным путем, так как отношения между государствами – это отношения по горизонтали, где нет жестокой системы, нет какого-либо властного органа, стоящего над ними, например в форме мирового парламента или правительства. Межгосударственные отношения – это отношение равенства сотрудничества, партнерства, взаимосвязи и интеграции, в которых не допускается навязывание односторонней воли и национальных правовых систем. Возможен совмещенный предмет регулирования, но в том случае, когда нормы международного и внутригосударственного права предназначены для согласованной регламентации однородных отношений (например защита права и свобод человека и гражданина). В содержании принципа невмешательства во внутренние дела государств входит следующее положение: «Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права» (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 год; далее – Декларация о принципах международного права 1970 года).

Метод международно-правового регулирования определяет юридическую природу норм международного права, то есть норма международного права создается равным, согласованным волеизъявлением и решением государств. В этом суть действительности, или правомерности, созданных норм международного права.

Метод международно-правового  регулирования устанавливает параметры  поведения государств (иных субъектов  международного права), их права и  обязанности и выполняет роль согласованного решения. Через метод  правового регулирования определяются функции международного права. Международное право в отношениях выполняет регулирующую и координирующую функции, то есть оно устанавливает юридически обязательные стандарты поведения в различных областях международных отношений. Внешняя политика государства обязана соответствовать согласованным нормам международного права. В системе международных отношений существует фактическое неравенство государств по таким критериям, как экономическая и военная сила, население, территория. В истории международных отношений более сильные державы часто нарушали суверенитет других государств, применяли противоправные формы ограничения суверенитета и вмешательства во внутренние дела. Сила, неравноправие, войны были средствами регулирования международных отношений. В Декларации о принципах международного права 1970 года установлено, что суверенное равенство включают следующие элементы: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Бесспорно и другое: более сильные державы сыграли значительную роль в правовом регулировании международных отношений, что сказалось на кодификации и прогрессивном развитии современного международного права. Однако это не означает, что предмет и метод международно-правового регулирования должны строиться на отношениях субординации и на нарушении названных принципов международного права.

Субъекты международного права. Субъекты международного права  – это носители международных  прав и обязанностей, участники правовых отношений. Международная правосубъектность  включает в себя способность быть субъектом права и способность осуществлять правовые отношения, то есть это единое понимание право- и дееспособности.

Субъекты международного права делятся на две категории: основные (первичные) и производные (вторичные). Главным признаком такого деления является суверенитет, который присущ государству и нации, борющейся за свою независимость (государство в процессе становления).

К производным субъектам  международного права относятся  международные межправительственные (межгосударственные) организации (ММПО). Они создаются признаются государствами, последние делегировали им функциональные права в области международной безопасности, экономии, культуры, науки, транспорта и так далее. Международная правосубъектность ММПО, их образование и деятельность должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права и Уставу ООН. ММПО делятся на универсальные (ООН) и региональные организации (Совет Европы, Организация американских государств, Лига арабских государств и другие).

К производным субъектам международного права относится также государствоподобное образование; это прежде всего вольные города. Вольный город объявлялся независимым, его международно-право-вой статус устанавливался договорами заинтересованных государств. Территория вольного города объявлялась неприкосновенной, демилитаризованной и нейтрализованной. Исторически такими городами являлись Краков (1815–1846 гг.), Данциг (1920–1939 гг.) и др. Под контролем ООН находилась «Свободная территория Триест», статус которой был согласован в 1946 г. Право на эту территорию оспаривали Италия и Югославия; с 1975 года это территория Италии. До объединения Германии в 1990 г. к самостоятельному политическому образованию относился Западный Берлин, его статус установлен четырехсторонним соглашением между СССР, США, Великобританией и Францией в 1971 г.

Основными, универсальными и исторически первыми субъектами международного права являются суверенные государства. До сих пор в международном праве нет универсального нормативно-правового определения государства в смысле международного права. На региональном уровне в 1933 году в Монтевидео была подписана Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств. В ст. 1 Конвенция закрепила критерии государства как лица международного права: 1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) правительство; 4) способность вступать в отношения с другими государствами.

Источники международного права. Основными источниками являются международный договор и международно-правовой обычай.

Международный договор – это явно выраженное соглашение субъектов международного права, заключенное в письменной форме, относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Международно-правовой обычай – это молчаливое или подразумеваемое соглашение субъектов международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Как правило, правовой обычай не имеет письменной формы. Обратите внимание на признаки источников: договор – это явно выраженное, а правовой обычай – молчаливое или подразумеваемое соглашение.

Исторически международное  право формировалось из правовых обычаев, а затем из договорных норм, как двусторонних, так и многосторонних.

Пространственная (территориальная) сфера международного права.

В международном праве  виды территорий различаются в зависимости от того, какой устанавливается правовой режим в отношении них. На первом месте находится государственная территория, правовой режим которой закрепляется суверенной властью государства, или иначе этот режим называется территориальным суверенитетом. Государства обязаны реализовывать на своей территории международно-правовые нормы, руководствуясь такими принципами, как добросовестное выполнение обязательств по международному праву и договоры должны соблюдаться.

В зависимости от договорного  оформления различаются международные пространства, находящиеся в общем пользовании (открытое море) или являющиеся достоянием всего человечества (космическое пространство). Выделяются территории со смешанным режимом: исключительная экономическая зона (ИЭЗ) и континентальный шельф, где действуют суверенные права прибрежного государства и нормы международного морского права, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Реализация норм международного права. Реализация норм международного права включает в себя два уровня: международный (коллективная деятельность государств и ММПО) и национальный (индивидуальная деятельность государства).

В международном праве  закреплен принцип добросовестного соблюдения международных обязательств. Согласно этому принципу каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и из международных договоров. Механизм реализации норм международного права содержит такие средства, как конкретизация юридических обязательств, толкование международных договоров, меры гарантий, доверия и контроля. Если, например, договор нарушается какой-либо стороной, то другие участники имеют право обратиться в международные судебные и арбитражные учреждения о восстановлении нарушенных обязательств.

На международном уровне созданы  организационные формы, а именно комитеты, специальные и экспертные комиссии, совещания, конференции. Например, через каждые пять лет созывается конференция государств о ходе выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.

На национальном уровне государства  сами устанавливают правовые и организационные  средства в целях выполнения международных обязательств. Иногда этот процесс называют имплементацией (осуществлением) норм международного права.

Информация о работе Особенности международного права