Политический режим ФРГ И Франции (сравнительный анализ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение политических режимов в целом, а также их структуры, ветвей власти и их взаимодействия. Другими задачами, стоящими перед данной работой, являются:
• рассмотрение конституций Франции, ФРГ и их особенностей;
• статус Президента и правительства во Франции и ФРГ;
• парламенты Франции и ФРГ
• система судебной власти;
• административно-территориальное деление и местное самоуправление.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные черты и особенности конституций 3
Глава 2. Статус Президента и правительства 6
Глава 3. Парламенты Франции и ФРГ: структура, полномочия 11
Глава 4. Система судебной власти 13
Глава 5. Административно-территориальное деление и местное самоуправление 16
Заключение 19
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

конституционное право зар. стран контрольна.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Германская Федерация  построена по территориальному принципу. Ее субъектами являются земли. Других территориальных образований кроме земель в составе ФРГ нет. Подавляющее большинство земель образовалось после 1945 г. и не имеет ничего общего с исторически самостоятельными германскими государствами.

Исключение составляют Бавария и Саксония, история которых  как самостоятельных государств насчитывает не одно столетие, а  также ганзейские города Бремен и  Гамбург, имеющие в прошлом статус свободных ("вольных") имперских городов. По своим объективным характеристикам (размер территории, численность населения, экономические показатели и др.) земли сильно разнятся, однако в конституционно-правовом отношении они равноправны.

Конституционный статус земель в Основном законе не определен. Конституции ряда земель (Баварии, Берлина, Гамбурга) называют земли государствами, однако это не вытекает из текста Ocновного закона. Правовая доктрина ФРГ не выработала по этому вопросу единой точки зрения. Представляется, что земли нельзя считать государствами в общепринятом значении этого слова, это скорее особые государственные образования, самостоятельность которых ограничена федеральной конституцией. Сказанное подтверждается тем, что конституционный строй земель должен соответствовать требованиям Основного закона, федеральная конституция не предусматривает права сецессии, существует возможность применения федерального принуждения в случае, если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом и другими федеральными законами обязанностей.24

Взаимоотношения Федерации  и земель строятся на основе следующих ключевых положений: во-первых, как уже отмечалось, конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона (ч. 1 ст. 28); во-вторых, закрепляется презумпция компетенции земель (осуществление государственных полномочий и решение государственных задач относится к ведению земель, если Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования, — ст. 30), одновременно закрепляется приоритет федерального права перед правом земель (ст. 31); в-третьих, устанавливается обязанность учреждений Федерации и земель оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (ст. 35); в-четвертых, на всей территории Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни (п. 2 ч. 3 ст. 106), каждый немец в любой земле имеет равные права и обязанности (ст. 33), в федеральных учреждениях должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель. В остальных ведомствах Федерации сотрудники должны, как правило, набираться из той земли, в которой действуют эти учреждения (ч.1 ст. 36).25

Заключение

 

По результатам проведенного анализа политических режимов Франции и ФРГ можно сделать следующие выводы:

1. Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.

Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она  состоит из 16 земель. Государственное  устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления  Германия — парламентская республика.

2. Глава государства во Франции — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.

Глава государства в ФРГ — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства.

3. Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 — заморские территории, 5 — территории Французского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину.

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.

4. В Франции премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства (статья 20). Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов (статья 21).

Премьер-министр назначается  президентом республики. Утверждения  его кандидатуры Национальным собранием  не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой  момент объявить правительству вотум  недоверия. Обычно премьер-министр  представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании. Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту.

Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону. Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции.

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

В Германии исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

5. Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

В ФРГ Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

6. Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.

Коммуна насчитывает  около 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.

Департамент является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся  на внутренние и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета  и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

Самой крупной единицей в административном делении страны является регион. В каждом регионе  учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

В Германии Основной закон закрепляет распределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём в то же время объединены преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства.

Например, граждане чаще всего решают вопросы через земельные  власти и местные администрации, которые осуществляют свою деятельность по поручению земель.

Однако общественная жизнь регулируется большей частью федеральными законами. Смысл в том, что согласно Основному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных условий во всех федеральных землях Германии, которые определяются социальной и экономической политикой государства. Например, полиция является федеральным органом с единым федеральным руководством.

Итак, социальная и экономическая  сферы общественной жизни регулируются главным образом федеральными законами. В данном аспекте германское федеративное государство схоже с централизованным.

С одной стороны, земельные  органы управления, исполняют законы данной федеральной земли, что характерно для федеративного государства. С другой стороны, они исполняют большинство федеральных законов, что нетипично для федеративного государственного устройства.

Список используемой литературы

 

  1. Конституционное право зарубежных стран : Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, — М.: Норма, 2004. — 832 с.

 

  1. Конституционное право зарубежных стран : Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 320 с.

 

  1. Конституционное право зарубежных стран : Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, — 2006. 192 с.

 

  1. Мишин, А.А. Конституционное право зарубежных стран : Учебник для вузов /А.А. Мишин. – 14-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2009. – 560 с.

 

  1. Цыганков, А.П.  Современные политические режимы: структура, типология, динамика :  Учебное пособие / А.П. Цыганков. – М. : Интерпракс, 1995. – 294 с.

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ ФРГ И ФРАНЦИИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ)

 

Признаки,

характеризующие режим

ФРГ

Франция

Права и свободы граждан

Основой закон ФРГ  открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные права и свободы человека.

Основной закон различает  «права немцев» и «права человека». Понятие «немец» практически  означает наличие у лица

гражданства ФРГ.

Закрепляя принцип равноправия и равенства всех перед законом, Основной закон ФРГ в ст. 2—6, 13, 14, 17 провозглашает

равные для всех права: на жизнь и физическую неприкосновенность, свободное проявление личности, неприкосновенность

жилища и частной  собственности, право наследования, свободу

совести и вероисповедания, свободу мнения, право на информацию и ее распространение, право на обращение в компетентные учреждения, на охрану здоровья, защиту брака и семьи. В то

же время конституционные  положения содержат специальные

нормы и правила, регламентирующие порядок въезда-выезда,

проживания и передвижения иностранцев на германской территории, их взаимоотношения с органами власти и управления.

В ряде случаев правообладателями  называются только немцы.

Так, например, все немцы  имеют право на мирные собрания без

специальной регистрации или разрешения властей (ст. 8), на

создание союзов и  обществ, не противоречащих законодательству и конституционному порядку (ст. 9), право  свободного

передвижения и проживания в пределах страны (ст. 11), право

на свободный выбор  профессии, места работы или учебы

(ст. 12). Избирательными  правами Основной закон ФРГ  наделяет только немцев. Статья 16 устанавливает, что ни один  немец не может быть выдан  иностранному государству.

Хотя в Конституции  Франции 1958 г. нет главы о правах

человека, в ее преамбуле содержится ссылка на Декларацию

прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции

1946 г., которые являются  действующими источниками права.

В Декларации права рассматриваются  в качестве естественных

и неотъемлемых, к ним  причислены: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению, а также равенство.

Преамбула дополняет  перечень прав и свобод, закрепляя  равенство мужчины и женщины, право на убежище, достоинство

личности. Если первый акт  в основном регулирует личные и политические права (а также право собственности), то второй —

в большей степени  социально-экономические.

Во французском праве  сложилась двухзвенная градация прав

и свобод, которые делятся  на основные (фундаментальные) и неосновные (производные). К числу основных относится право на

жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, защиту имущества и безопасность. Производные от этих прав закреплены в

отраслевом законодательстве.

Конституционно закрепляются индивидуальные права: право на равенство, на сохранение личного статуса, свобода личности. К правам гражданина относятся избирательное право, в том

числе и право французов, проживающих за пределами Франции, быть представленными в Сенате, право  объединяться в

политические партии, которые способствуют выражению  мнений в ходе выборов. К политическим правам относится и право

жить в условиях демократии и республиканской формы правления, право на доступ к публичным постам, подотчетность должностных лиц  народу, право на сопротивление угнетению.

Плюрализм партий

В соответствии со ст. 21  Основного закона ФРГ партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться.

Их внутренняя организация  должна соответствовать демократическим  принципам. Они должны представлять

публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе.

Немецкие партии содействуют формированию политической

воли народа. Они образуются свободно на основе индивидуального добровольного членства. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим конституционным принципам. Партии равны перед законом. Политические партии,

которые по своим целям  или действиям стремятся причинить

ущерб основам свободного демократического строя или поставить  под угрозу существование Федеративной Республики, антиконституционны. Вопрос о конституционности партии решает Федеральный конституционный суд. Существует государственное финансирование партий во время избирательных кампаний.

В современных условиях нельзя с достаточной определенностью  выявить тип партийной системы. Можно с большой долей

уверенности утверждать, что она является «двухсполовинной», т. е. в общественно-политической жизни доминируют две основные партии —Христианско-демократический союз —

Христианско-социальный союз и Социал-демократическая партия Германии. Однако они

правят, как показывает опыт прошедших десятилетий, образуя

парламентские коалиции с одной из двух небольших партий —

Свободная демократическая  партия или «Союз-90-Зеленые».

Статья 4 Конституции  Французской республики гласит: Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и

осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и

демократии.

Свобода образования  политических партий, провозглашенная

Конституцией, способствовала образованию многопартийной системы  во Франции. Основу этой системы образуют, как правило,

крупные общенациональные политические партии и объединения,

оказывающие активное воздействие  на формирование политического курса  страны, а равно на функционирование всего механизма власти. В зависимости от конкретных политических условий

состав существующей в стране многопартийной системы  и ее характеристики меняются. Но принцип  свободы образования партий

не подвергался пересмотру, а тем самым всегда сохранялась юридическая база многопартийности.

Сегодня во Франции сложилась  так называемая блоковая система, когда  с одной стороны выступают  Объединение в

поддержку республики и  Союз за французскую демократию, образуя  тем самым единый, хотя и разношерстный блок, а с другой

стороны им противостоит блок, основу которого образуют Французская  социалистическая партия и

Французская коммунистическая партия. Следует, правда, иметь в  виду, что ФСП в этом блоке занимает явно доминирующие позиции, и именно эта партия играет решающую роль в определении политического курса блока социалистов и коммунистов.

Участие народа в выборах  власти

Часть 2 статьи 20 Основного закона ФРГ гласит: Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.

Таким образом Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти

народа через институты прямой (референдум, народный опрос,

народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное  предпочтение при этом конституционный  законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов,

осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения.

В соответствии с ч.2 ст. 38 Право выбирать депутатов Бундестага ФРГ имеют лица, достигшие 18-летнего возраста, право быть избранными – лица, достигшие возраста гражданского совершеннолетия.

Избирательная система  ФРГ представляет собой форму  пропорционального представительства, т.е. каждый избиратель имеет два  голоса: один для избрания депутата бундестага по своему территориальному избирательному округу и один для голосования по партийным спискам; таким образом, избиратель может разделить свой голос между двумя партиями.

Статьей 3 Конституции Французской республики установлено, что национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и

путем референдума.

Никакая часть народа, и никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.

В соответствии с установлениями Конституции выборы могут быть прямыми или косвенными. Они всегда

являются всеобщими, равными  и тайными.

В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние

французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и  политическими правами.

Избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие  восемнадцатилетнего возраста.

Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских  — пользуются только граждане Французской  Республики. Участвовать в

голосовании в рамках территориальных коллективов на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Конституционно-правовая система Пятой республики предусматривает сравнительно широкое использование референдума,

основание и условия  проведения которого определяются непосредственно в основном законе страны. Это, в частности, ст. 11 и 89

Конституции. Необходимость  проведения референдума вытекает

также из содержания ст. 53, устанавливающей, что любое изменение  статуса той или иной территории — обмен, присоединение — не может быть действительным без согласия заинтересованного населения.

Разделение властей

Германия - парламентская  федеративная республика. На первый взгляд сложная и специфическая система  взаимоотношений и взаимодействия различных органов власти и управления на федеральном и земельном уровне является взвешенной конструкцией, позволяющей принимать политические решения с учетом как федеральных, так и местных интересов.

Бундестаг

Высшая законодательная  власть принадлежит федеральному парламенту - бундестагу. Депутаты бундестага избираются в ходе прямого и тайного голосования сроком на четыре года. Половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной системе. Именно второй голос избирателя формирует партийно-политическую структуру бундестага, а первый голос лишь корректирует персональный состав каждой фракции. Оба способа формирования парламента органично слиты между собой. В этом в частности состоит отличие от системы выборов в России, где мажоритарная и пропорциональная системы выдвижения и избрания депутатов отделены друг от друга и каждая из них формирует свою половину парламента.

 

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5 процентов голосов избирателей по партийным спискам. Председатель бундестага официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве после федерального президента.

 

Бундесрат

Принятые бундестагом  законопроекты, требующие внесения изменений в Конституцию ФРГ и касающиеся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающие интересы федеральных земель для вступления в силу, должны быть одобрены представительством федеральных земель - бундесратом. Бундесрат состоит из представителей, назначаемых правительствами земель из своего состава. Каждая федеральная земля располагает, в зависимости от численности населения, количеством голосов от трех до шести.

 

Главой государства  является федеральный президент, который избирается специально созываемым федеральным собранием на пятилетний срок. Один и тот же человек может быть избран президентом не более двух раз подряд. Федеральное собрание созывается председателем бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов, избираемых земельными парламентами. Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура канцлера не будет утверждена или если глава правительства утратил поддержку большинства в бундестаге. Именно такую процедуру применили в Германии в 2005 году, чтобы добиться досрочных выборов.

 

Президент назначает  и увольняет министров - но только по представлению канцлера. Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Он стоит над партиями и их сиюминутными политическими интересами. Несмотря на представительский характер функций федерального президента, каждая из политических партий Германии считает своим большим успехом, если он избран из ее рядов.

 

Центральная исполнительная власть

Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное  правительство. Возглавляет его федеральный канцлер. Канцлер избирается на четырехлетний срок абсолютным большинством бундестага. В соответствии с Конституцией ФРГ, канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Основной Закон предусматривает прерогативное право канцлера принимать основополагающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики.

Федеральные министры возглавляют  соответствующие министерства. При  министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства. Специфика исполнительной власти в Германии заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел.

Система органов власти Франции основана на принципе

разделения властей. Еще в 1789 г. Декларация прав человека и

гражданина закрепила  этот важнейший системообразующий

принцип французской  государственности, однако реализация

его в условиях Пятой  Республики иная, чем это было в  предыдущий период республиканской  истории.

Франция сегодня —  это республика с сильной бицефальной

исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и правительство (Совет министров). Вместе они образу-

ют центральную исполнительную власть.

Согласно ст. 5

Конституции Президент  следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов,

принимает меры по обеспечению  национальной независимости и

территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных  соглашений и договоров. Президент Республики — верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он

производит назначение на высшие военные и гражданские  должности. Он представляет страну в  международных отношениях, ведет  международные переговоры и заключает  международные договоры. Как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Президент издает важнейшие регламентарные акты — ордонансы,

имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

Президент имеет широкие  полномочия в сфере управления.

Он назначает Премьер-министра и по его предложению других

членов правительства, принимает отставку этих высших должностных  лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю

парламентского большинства  и общественное мнение, иначе вопрос о доверии правительству после его формирования может

инспирировать политический кризис. Правительство несет ограниченную парламентскую ответственность  перед нижней палатой, которая реализуется путем принятия резолюции порицания (вотум недоверия). Правительство является коллегиальным органом. К исполнительной власти относятся государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные

силы. Структура правительства конституционными нормами

жестко не определена, поэтому вопрос его организации  решается всякий раз при формировании нового правительства либо

при его реорганизации. Решающая роль в формировании правительства  принадлежит главе Французской  Республики.

Правительство в полном составе именуется Советом министров, его председателем является Президент. Правительство может собирать и премьер-министр, тогда заседания в отсутствие

Президента называются Кабинетом министров. Премьер-министр обладает достаточными полномочиями. На него возложена ответственность за национальную оборону, исполнение законов, взаимодействие с Парламентом.

Акты правительства, являющиеся по природе подзаконны-

ми, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно

Конституции в ряде случаев  правительство вправе просить

Парламент о разрешении в течение ограниченного срока  осуществлять путем издания ордонансов (актов, имеющих силу)

мероприятия, относимые  к сфере законодательного регулирования.

Высшим представительным и законодательным органом

Франции является бикамеральный Парламент. Согласно Статьи 24 Конституции Французской республики

Парламент состоит из Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются

прямым голосованием.

Сенат избирается путем  косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных

коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами  Франции, представлены в Сенате.

Нижняя палата —

Национальное собрание, депутаты которого избираются сроком

на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования, рассматривается как орган общенационального представительства.

Сенат, члены которого избираются сроком на девять лет путем

косвенных выборов, представляет интересы территориальных

коллективов. Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия в основном касаются лишь законодательного

процесса, а также сферы  парламентского контроля. Глава государства  обладает правомочиями по роспуску нижней палаты.

Парламент принимает  три вида законов: конституционные

(по изменению Конституции), органические (по указанным в

конституционных нормах вопросам) и обычные. Правом законодательной  инициативы обладают парламентарии  и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае

одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

Принятые Парламентом  законы должны быть в течение

15 дней подписаны Президентом.  Если он не согласится с ка-

ким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторное  обсуждение. Если закон будет принят повторно в пре-

жней редакции абсолютным большинством голосов, Президент

обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан

Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции.

Парламентский контроль за правительством во Франции

ограничен, однако Парламент  вправе выразить правительству

недоверие, приняв резолюцию  порицания.

Независимая судебная власть

Конституционные нормы закрепляют основные начала организации и функционирования судебной власти в Германии.

Статья 92 Основного закона ФРГ гласит: Судебная власть вверяется  судьям; она осуществляется Федеральным  конституционным судом и предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель. В ст. 97 провозглашается важный принцип правового государства — независимость судов и их подчинение только закону.

В Германии существует сложная  и разветвленная судебная

система, в основание  которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: общей подсудности (компетенции), трудовые, социальные, административные, финансовые. Согласно конституционным положениям, в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный

административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный  суд по трудовым спорам и Федеральный  суд по социальным вопросам (ст. 95). Кроме  того, могут быть также учреждены Федеральный патентный суд, Военно-уголовный суд и другие суды. Подобную судебную систему принято называть специализированной.

Таким образом, в рамках данной системы судебное производство помимо конституционной юстиции  подразделяется на

пять самостоятельных  отраслей судопроизводства, которые  возглавляют, соответственно, верховные  суды Германии. Верховные суды независимы друг от друга, в случае разногласий  совещание председателей этих органов  принимает консолидированное решение.

В ФРГ существует эффективный  институт конституционного контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет

как предварительный, так  и последующий контроль. Для Гер-

мании характерна парламентская  модель формирования органа

конституционного контроля. Его статус определяется Основным законом и специальным федеральным конституционным

законом.

В соответствии со статьей 64 Конституции Французской республики Президент Республики является гарантом независимости судебной власти.

Судебная власть представлена судами общей юрисдикции и

административными судами. Прокуратура, в задачу которой входит поддержание государственного обвинения, действует при судах. Возглавляет суды общей юрисдикции Кассационный суд.

Административные суды разрешают административные споры

и дают заключения о юридической сути конфликта. Высшим

органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенностью судебной системы Франции является наличие

такого органа, как  Трибунал по конфликтам, призванный раз-

решать споры о компетенции между двумя ветвями судебной

власти. В его состав входят представители Государственного

совета, Кассационного  суда и прокуратуры. Председателем  номинально считается министр юстиции.

В судебную систему не входит Конституционный совет, обладающий особым статусом. Это специальный орган, призванный контролировать соблюдение Конституции и осуществлять

конституционный надзор. В его состав входят девять человек,

назначаемых на девять лет. По три члена назначает Президент,

председатели Сената и Национального собрания. В состав Конституционного совета пожизненно входят по их желанию бывшие президенты Французской Республики. Все законы до подписания их Президентом проходят проверку на соответствие их Конституции Франции. Если Конституционный совет признает

акт противоречащим Конституции, то вправе отменить его. Кроме полномочий по осуществлению конституционного надзора Конституционный совет наблюдает за ходом проведения

президентских и парламентских  выборов, общенациональных

референдумов.

Информация о работе Политический режим ФРГ И Франции (сравнительный анализ)