Понятие гражданства и его принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 23:14, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть понятия и главные принципы российского гражданства как института гражданства в целом.
Для достижения цели будут использованы следующие задачи:
1. Дать понятие гражданства РФ.
2. На базе подобранной литературы дать понятие принципам гражданства и раскрыть классификацию принципов гражданства.
3. рассмотреть главные принципы гражданства российской Федерации и дать каждому принципу небольшую характеристику.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общее положение по гражданству РФ………………………………4
1.1 Понятие, основные принципы гражданства………………………4
1.2 Понятие и классификация принципов гражданства…………….6
1.3 Главные принципы российского гражданства……………………8
Заключение……………………………………………………………..…16
Библиография

Файлы: 1 файл

Понятие гражданства и его принципы в РФ.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

5. Принцип недопустимости выдачи  гражданина российской Федерации  другому государству.

Развитие международных связей порождает делему международной, транснациональной  преступности, представляющую серьезную  опасность как для отдельных  государств, так и для всего  человечества. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на местности  другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения  разных стран в борьбе с преступностью  неувязка выдачи преступников (экстрадиции) становится совсем актуальной. Конституции российской Федерации во второй главе о правах и свободах человека и гражданина (ст. 62, 63), Что служит важнейшей гарантией их соблюдения. Не считая того, экстрадиция должна соответствовать также и другим нормам Конституции РФ, посвященным процессуальным гарантиям: никто не может быть повторно осужден за одно и то же грех (ч. 1 Ст. 54); Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 Ст. 54).

В международном праве последнее  существует в виде принципа двойной  криминализации, заключающейся в  том, что совершенное деяние должно считаться преступлением как  в государстве, запрашивающем о  выдаче, так и в запрашиваемом  государстве [4.:С.98]. В Конституции российской Федерации он зафиксирован в ч. 2 Ст. 63 Наряду с положением о невыдаче лиц, преследуемых за политические убеждения, что также соответствует международным нормам

6. Принцип допустимости двойного  гражданства.

В ч. 1 Ст. 62 Конституции российской Федерации закреплено, что гражданин  российской Федерации может иметь  гражданство иностранного страны (двойное  гражданство) в согласовании с федеральным  законом или международным контрактом российской Федерации. Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом российского  Союза и большущим числом оставшихся проживать в его бывших республиках  российских этнических соотечественников [5.:С.105].

Согласно ст. 6 «Двойное гражданство» Закона «О гражданстве российской Федерации», гражданин российской Федерации, имеющий также другое гражданство, рассматривается российской Федерацией только как гражданин российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным контрактом российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином российской Федерации другого гражданства не влечет за собой прекращение гражданства российской Федерации [10.:С.104].

7. Принцип сокращения безгражданства.

Безгражданство - правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо страны. В ст. 3 Закона о гражданстве российской Федерации содержится следующее понятие лица без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного страны. Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Безгражданство может быть абсолютным и относительным: абсолютное - возникает с момента рождения; относительное - с момента утраты гражданства.

Ни в одном международном  договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает роли, ограничиваясь  внутренними мерами. Так, в ч. 6 Ст. 4 Закона о гражданстве России закреплено, что российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на местности  российской Федерации.

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. Их правовое положение определяется внутренним законодательством страны, в котором  они проживают. Страны обязаны обеспечить для лиц без гражданства внедрение  основными правами человека и  обеспечить для них соответствующий  режим. В России статус лиц без  гражданства по существу приравнивается к статусу иностранных людей, за исключением того, что иностранное  дипломатическое представительство  не вправе оказывать им защит. Лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают правами  людей, на них распространяются те же ограничения, что и на иностранцев.

8. Принцип защиты и покровительства людей российской Федерации, находящихся за ее пределами.

Существо этого принципа заключается  в установлении обязательства страны оказывать всемерную защиту своим  гражданам, находящимся за пределами  его местности, покровительствовать  им. В своей сущности данный принцип  связан с суверенитетом страны и  наличием взаимных обязанностей меж  последним и гражданином, что  отражает природу гражданства.

Как следует из ст. 7 Закона «О гражданстве  российской Федерации» 2002 г. [2], Гражданам российской Федерации, находящимся за пределами российской Федерации, предоставляются защита и покровительство российской Федерации. Органы государственной власти российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения российской Федерации, находящиеся за пределами российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтоб гражданам российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания людей российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

9. Принцип сохранения гражданства  при заключении или расторжении  брака.

Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства  без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры. Само по себе заключение или расторжение  брака меж гражданами различных государств, а равно рождение в таком браке детей либо их усыновление обусловливает возникновение довольно сложных правовых ситуаций, связанных с определением гражданства супругов (либо бывших супругов) и их детей.

Для российской Федерации данный принцип  совсем актуален из-за большой распространенности международных браков. В связи  с этим в ст. 8 Закона о гражданстве  российской Федерации закреплено, что  заключение или расторжение брака  меж гражданином российской Федерации  и лицом, не имеющим гражданства  российской Федерации, не влечет за собой  изменение гражданства указанных  лиц. Изменение гражданства одним  из супругов не влечет за собой изменение  гражданства другого супруга. Расторжение  брака не влечет за собой изменение  гражданства родившихся в этом браке  или усыновленных (удочеренных) супругами детей [10.:С.105].

10. Принцип предоставления авторитетного  гражданства.

При анализе института авторитетного  гражданства возникает ряд вопросов, на которые нет однозначных ответов: поскольку не определен правовой статус авторитетных людей, в частности, не ясно, будет ли он полностью совпадать  с правовым статусом российских людей  или же различаться от них; необходимо ли согласие страны, гражданину которого предоставляется почетное гражданство; должна ли Россия осуществлять защиту прав авторитетного гражданина. Из-за нерешенности указанных вопросов, институт авторитетного гражданства не нашел  внедрения в российской Федерации. Высказывалась целесообразность исключения авторитетного гражданства из закона о гражданстве российской Федерации, с предложением бросить его как звание на городском уровне [10.:С.106]. Авторы нового Закона о гражданстве российской Федерации разделяют последнее мировоззрение, поскольку института авторитетного гражданства он не предугадывает.

11. Принцип приоритета норм международного  права и международных договоров  по вопросам гражданства над  государственным законодательством.

Отдельной нормы, фиксирующей ценность международных договоров в отношении внутригосударственного законодательства, в различие от предыдущего закона о гражданстве в Законе о гражданстве российской Федерации 2002 г. Не содержится. В то же время в ст. 2 Нового Закона, определяющей законодательство о гражданстве российской Федерации, установлено, что вопросы гражданства регулируются не считая Конституции российской Федерации, настоящего Федерального Закона, и принимаемыми в согласовании с ними другими нормативными правовыми актами российской Федерации также международными договорами российской Федерации. Не считая того, указание на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры российской Федерации содержится также в ряде других статей (6, 7). Данный принцип является не особым принципом гражданства, а общеправовым, в силу чего нет необходимости раскрывать подробно его содержание. В Конституции российской Федерации он зафиксирован в ч. 4 Ст. 4, Где сказано, что если международным контрактом российской Федерации установлены остальные правила, чем предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Трудность понимания такового явления, как гражданство, заключается в  том, что оно, такое обыденное  на первый взгляд, на самом деле является сложным и многогранным. Более  того, в этом заключается его природа. Гражданство может быть государственным  и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Гражданство  может быть знатным. Его можно  предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство неких стран можно  приобрести. Как правило, гражданство  определяется в виде связи индивидума с государством, но очевидно, что  в то же время оно представляет собой и определенное состояние  общества. Поэтому гражданство следует  рассматривать не только как государственный  и правовой институт, но и как  институт социально-культурный, нравственно-психологический. Юридическая природа гражданства  включает в себя и институт права, и правоотношение, и правовое состояние, и субъективное право. Для того, чтоб лицо могло считаться гражданином  какого-либо страны, необходимо документальное подтверждение гражданства.

таким образом, принципы института  гражданства можно рассматривать  как часть более общей трудности  принципов права в целом. Принципы представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие  единство и главные тенденции  развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся  закономерности развития общества, вытекают из содержания политики страны и содержат обобщенную характеристику отрасли  права.

Принципы института гражданства  представляют собой исходные начала, ведущие идеи и установки, на базе взаимосвязей частей содержания гражданства, определяющие его стабильность.

Библиография

 Законодательные,  нормативные акты, документальные  источники

1. Конституция РФ. - М.: Проспект, 2005.

2. Федеральный Закон «О  гражданстве российской Федерации»  от 31.05.2002 N 62-ФЗ, в ред. От 02.11.2004. СПС:  Консультант Плюс.

Литература

3. Авакьян С.А. Гражданство  российской Федерации. - М., 1994.

4. Беляев С.С. Юридическая  регламентация института экстрадиции  (выдачи).// правительство и право. 1998. № 1.

5. Воеводин Л.Д. Юридический  статус личности в России. - М., 1997.

6. Габричидзе Б.Н. Конституционное  право современной России 2001г. 

7. Глущенко П.П. Социально правовая защита конституционных прав и свобод людей (теория и практика). - СПб., 1998.

8. Доброхотов Е.Н., Филиппова М.В. Российское право публичного обеспечения. - СПб., 1992.

9. Козлова Е.И. Конституционное  право России 2001 г.

10. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 1999.

11. Полянский В.В. Принципы российского гражданства. // Российское правительство и право. 1980, № 5.

12. российское гражданство: Учеб. Пособие для вузов./ Под ред. Проф. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. - 2-Е изд., Перераб. И доп. - М.: 2005.




 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие гражданства и его принципы