Понятие и источники дипломатического и консульского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 03:12, контрольная работа

Описание работы

Наличие в мире системы государств — объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Файлы: 1 файл

bestref-1408.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

1.10. Особенности  правового статуса должностных  лиц и служащих международных организаций

В основе привилегий и иммунитетов  должностных лиц международных  организаций лежит теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, что должностные лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов; имеют право ввозить беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, поскольку эти привилегии и иммунитета должны предоставляться должностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц Конвенции.

Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.

В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении  с дипломатическими.

Генеральный секретарь ООН, его  заместители, а также жены этих лиц  и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.

В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предоставляются должностным  лицам ООН и экспертам в  интересах Объединенных Наций, а  не для их личной выгоды. Генеральный  секретарь ООН не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального секретаря право отказа от имущества принадлежит Совету Безопасности ООН.

2. Консульское  право

2.1. Понятие  и источники консульского права

Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.

Исторически консульские отношения  развивались как отношения, связанные  прежде всего с международной  торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество представительства интересов своего государства как такового.

С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских  учреждений, неуклонно расширялся, функции их приобретали все  более многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических связей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику и отличие от дипломатических.

Источниками консульского права являются международный договор и международный  обычай.

Хронологически в этом ряду первым стоит международный обычай, поскольку в древние времена и в период средневековья консульские отношения регулировались главным образом на основе обычая. В настоящее время международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.

Международные договоры по консульским  вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В современном консульском праве  действуют три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

Большую роль в консульском праве  играют двусторонние договоры и конвенции  по консульским вопросам, заключать  которые начали еще в XII—XIII веках. Сейчас их число во всем мире достигает нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил с другими государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 годах заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной. Ведутся переговоры с другими странами.

К источникам консульского права относятся  также положения некоторых международных  договоров, которые не посвящены  исключительно консульским вопросам. Это прежде всего Венская конвенция  о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.

Весьма важное значение имеют положения  национального законодательства, определяющие статус, функции и структуру консульских  органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных  консульских учреждений.

2.2. Установление консульских отношений

Государства устанавливают консульские  отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений  означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено  иное. Консульские отношения могут  устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

В настоящее время консульская  практика знает два вида консульских  учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

СССР в середине 20-х годов  стал инициатором введения в международную  практику института «отдельских  консульств», то есть создания консульских  отделов в составе дипломатических представительств.

Между установлением консульских  отношений и фактическим открытием  отдельного консульского учреждения может  быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отношений, но и для каждого конкретного случая — об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.

Консул и любое другое консульское  должностное лицо считаются приступившими к исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными органами представляемого государства и признано властями государства пребывания.

Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы назначения своих и приема иностранных консулов входят в компетенцию ведомств иностранных дел.

Консульское право не предусматривает  обязательного получения предварительного согласия принимающего государства. Однако в двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства включают положения, предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.

Для выполнения консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры.

Консульский патент - это документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания.

По получении консульского патента  власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций в консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения мотивов.

В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга  определяется старшинство консула  по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских  учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находящихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульских отделов дипломатических представительств.

Консульский корпус возглавляется  дуайеном, то есть старшим по рангу  и времени получения экзекватуры  главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве  пребывания может быть несколько  консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления  консульского патента и получения  экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.

При изменении пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение новых патента и экзекватуры. Для других членов персонала консульства этого не требуется. Власти государства пребывания информируются об их назначении на соответствующую должность.

Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул — это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Окончание миссии консула может  иметь место в следующих случаях:

отозвание консула представляемым государством;

аннулирование экзекватуры государством пребывания;

истечение срока консульского патента;

закрытие консульского учреждения в данном пункте;

прекращение консульских отношений  в целом;

война между государством пребывания и представляемым государством;

7) смерть консула; 

8) выход территории, где находится  консульский округ, из-под суверенитета  государства пребывания.

Первый из вышеперечисленных случаев  наиболее распространен и в основном имеет место при нормальной смене  консулов в каком-либо пункте государства  пребывания. При этом государство  пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзекватура.

Информация о работе Понятие и источники дипломатического и консульского права