Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:29, реферат
С давних пор, вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется множеством причин. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоёв, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии поставленных задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие государства………………………………………………………..4
2. Основные признаки государства…………………………………………..6
3. Формы правления и государственного устройства………………………7
4. Разделение по формам государственного устройства…………………...10
5. Заключение………………………………………………………………....13
6. Список использованной литературы……………………………………...14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие государства……………………………
2. Основные признаки государства…………………………………………..6
3. Формы правления
и государственного устройства…
4. Разделение по формам
государственного устройства………
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………...14
Введение
С давних пор, вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется множеством причин. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоёв, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии поставленных задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.
Как мы знаем, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. Поэтому всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить её можно лишь при изучении государства в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества. Немалую роль в этом изучении, играет изучение функций государства, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой формы организации политической власти, но и общества в целом.
В своей работе я постаралась
раскрыть данную тему, базируясь на
различной правовой литературе, переложив
некоторые аспекты этого
Государство - это форма организации общества, обеспечивающая определенный порядок на определенной территории в конкретный отрезок времени
Государство - это форма организации политической власти, созданная для управления делами общества; это система органов и лиц, осуществляющих функции по обеспечению определенного порядка в обществе. Государства различают по форме правления, форме государственного устройства и типу политического режима.
Сущность государства. Раскрыть сущность государства - значит, уяснить, почему общество не может развиваться и существовать без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политическая организация власти. В первобытном обществе на стадии дикости и варварства не было необходимости регулировать общественные отношения с помощью особого аппарата политической власти. Не было и самой политики (так - как политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами и другими социальными группами), то была реальная власть. Это власть авторитета вождя племени. Кроме этого многие вопросы общественного устройства решались на основе принятых в данном племени обычаев, традиции, обрядов и т.д. Иначе говоря, существовала стихийная система саморегуляции общественной жизни. Но впоследствии стал происходить процесс слияния родов, образования союзов племен, что привело к смещению обрядов и обычаев. Рушилась система межличностных отношений.
Возникла необходимость разработать новые всеобщие регуляторы взаимоотношений между людьми, объединенными в одно общество, но имеющими различные интересы и приоритеты. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета постепенно, с жестокой неизбежностью занимала власть силы, ибо не было другой альтернативы для выражения человеческого общества. Исходя из этого, можно дать одно из определений государства: государство - это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общественных дел, вытекающих из природы общества.
«Единственно возможная» - означает, что пока никто еще не нашел другой формы существования цивилизованного общества, кроме государства.
«Всеобщая» - это значит, что такая политическая организации власти, как государство, присуща всем народам независимо от территории проживания.
«Универсальная» - значит, что, сколько ни существовало государств в различные исторические эпохи (или в один и тот же исторический период), ни одно из них никогда абсолютно не повторяло черты другого. Характер государства определялся особенностью их исторического развития и спецификой общественных отношений.
2. Основные признаки государства
1. Административно-
2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).
3. Наличие публичной
легитимной власти, имеющей три
ветви: законодательную,
4. Обладание суверенитетом
(состояние независимости
5. Наличие особого
аппарата управления, обеспечивающего
выполнение функций
6. Единая денежная система, единое экономическое правовое пространство.
7. Существование системы взимания налогов.
8. Наличие внешне атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.
Форма государства - это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а так же их взаимоотношение с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия - такая форма
правления, при которой вся
Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но и существует и по сей день, например, в Саудовской Аравии. Король Саудовской Аравии создает при себе лишь совещательный орган - совет. Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.
Сословно-представительная монархия появилась в Европе в 18 веке как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. Как форма государственного правления, она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.
Основные черты дуалистической монархии:
1. Власть монарха передается по наследству.
2. Монарх назначает
3. Вся остальная власть
Конституционная монархия. В современном мире к такой форме правления относятся: Великобритания, Испания, Япония и др.
Основные черты
1. Правительство формируется из парламентского большинства
2. Лидер, победивший на выборах партии, становится премьер-министром
3. Правительство подотчетно
4. Законодательные акты
5. Монарх не может присутствовать на заседании правительства
6. Монарх является
символом государственности,
7. Единственной чертой,
которая сохранилась от
Республика - это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выбранными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на: парламентские, президентские, смешанного типа, суперпрезидентские.
Признаки парламентской республики:
1. Правительство формируется
из числа депутатов парламента,
которые являются членами
2. Правительство подотчетно
парламенту и несет перед ним
коллективную ответственность
3. Глава государства
избирается парламентом или
4. Правительство остается
у власти до тех пор, пока
пользуется поддержкой
Признаки президентской республики:
1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом
2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.
3. Президент избирается
населением страны путем
4. Президент может одновременно являться главой правительства.
5. Президент обладает правом отлагательного вето на решение парламента, а так же имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.
Различают государства, состоящие из административно - территориального или национально - территориального устройства, и государства, в составе которого нет других государств. Последнее называется унитарным государством. В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом (области, провинции, губернии), имеется один законодательный орган, правительство, одна конституция. Федеративные государства - это союзные государства, состоящие из государственных образований - штатов, кантонов, земель, республик и др.
В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно - территориальное деление.
Конфедерация - союз суверенных государств, сохраняющих свой суверенитет в полном объеме и объединившихся в союз для координации некоторых своих действий внутри объединения и на международной арене, то есть для определенных целей.
Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств (СНГ), созданная для координации их политики, экономики. Координация осуществляется такими органами, как Совет глав государств, представленный их президентами, Совет глав правительств.
Политический режим может быть демократическим и антидемократическим. При демократическом режиме основу составляет демократия, народовластие, приоритет прав и свобод личности в стране. К разновидностям демократического режима относятся Либеральный, буржуазно - демократически или конституционный режимы, режим правового государства. К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, расистско - националистический и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.
В условиях демократии появляется стремление к созданию правового государства.
Правовое государство -это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Российское государство является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. В ст. 1 Конституции Р.Ф. сказано: «Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами».
Незыблемыми основами конституционного строя Росси являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.
Признаки правового государства в условиях демократии, трактуются разными авторами по-разному. Так С.С. Алексеев относится к ним: выполнение законодательных и исполнительных функций представительными органами; наличие государственной власти, включая исполнительную власть; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех органов самоуправления закону; независимое сильное правосудие; утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека.
В.А. Четвернин противопоставляет понятия «правовое государство» и «государство законности», считая, что господство закона не может не ограничивать субъективных прав.