Понятие и виды избирательной системы. Избирательная система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, критериев и принципов, с помощью которых определяются результаты голосования. Выборы какой-либо избирательной системы в обществе зависит от соотношения политических сил.
В узком смысле в понятие избирательной системы закладывается идея о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования [4, стр. 93].
Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (фр. ma jorite – большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

Содержание работы

Понятие и виды избирательной системы. Избирательная система в РФ.……………………………………………………………………………..…...3
Понятие и принципы избирательного права.……………………………………7
Гарантии реализации избирательного права в РФ.…………………………..…8
Решение задачи № 1………………………………..………………………........10
Решение задачи № 2……………………………………………………………..10
Список использованных источников…………..………………………..….……..12

Файлы: 1 файл

контр. по констит. праву.docx

— 34.32 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

Государственное учреждение высшего профессионального образования 

 

Уральский государственный  экономический университет 

 

 

 

 

 

 

 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конституционное право»

 

Вариант № 6

 

 

 

 

 

                          

                                                     Исполнитель: студент гр. ЮР-12 КЧ  

                                                                     Овчинникова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                           

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание 

 

                                                                                             

  1. Понятие и виды избирательной системы. Избирательная система в РФ.……………………………………………………………………………..…...3 
  2. Понятие и принципы избирательного права.……………………………………7                    
  3. Гарантии реализации избирательного права в РФ.…………………………..…8
  4. Решение задачи № 1………………………………..………………………........10
  5. Решение задачи № 2……………………………………………………………..10

Список использованных источников…………..………………………..….……..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды избирательной системы. Избирательная система в РФ

Избирательная система представляет собой совокупность установленных  законом правил, критериев и принципов, с помощью которых определяются результаты голосования. Выборы какой-либо избирательной системы в обществе зависит от соотношения политических сил.

В узком смысле в понятие  избирательной системы закладывается  идея о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования [4, стр. 93].

Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат. Исторически  первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (фр. ma jorite – большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

В зависимости от того, какое  это большинство – относительное, абсолютное или квалифицированное, система имеет разновидности. Наиболее часто встречающиеся это мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. «Мажоритарная  система  относительного  большинства  является одной из самых распространенных в мире. Данную систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента или обеих палат одновременно – 43 государства, в том числе США и ряд государств – членов британского Содружества наций» [4, стр. 94]. При этой  форме мажоритарной  системы избранным считается тот кандидат (или список  кандидатов),  который набрал  голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже тогда, когда он набрал меньше половины.

При такой избирательной  системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал  хотя  бы  один,  выборы  действительны.  Если  же  выдвинут один  кандидат  на  место,  он  считается  избранным  без  голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам). Эта система относительного большинства всегда и очень просто выявляет  победителя,  так  как  кто-то  набирает  это  относительное большинство. В тех же случаях когда несколько кандидатов набрали одинаковое  количество  голосов,  вопрос  решается  жребием  или  по

старшинству. «При  мажоритарной  избирательной  системе относительного  большинства  выборы  проводятся  по  униноминальным (одномандатным)

округам, а многомандатные встречаются редко, например, при выборах  коллегии  президентских  выборщиков  в  США,  где  многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков от различных партий» [4, стр. 94]. Мажоритарная  система  абсолютного  большинства  требует  для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины. Однако общее исходное число может иметь три значения:

а)  общее  число  зарегистрированных  избирателей (такое  жесткое требование практически не встречается);

б)  общее число поданных голосов;

в)  общее число поданных действительных голосов.

Например,  по  избирательному округу баллотируются четыре кандидата А, Б, В, Г в парламент; 15000 поданных за них голосов распределились так: А – 2800 голосов, Б – 8100 голосов, В – 1050 голосов, Г – 3050 голосов. Избранным оказался кандидат Б, набравший 8100 голосов, то есть абсолютное большинство. Если ни один кандидат не получит большинства (абсолютного) голосов или несколько их наберут одинаковое количество, в этом случае используют,  как  правило,  перебаллотировку.  В  новый  бюллетень  из числа ранее баллотировавшихся кандидатов вносятся фамилии только двух, набравших наибольшее число голосов. Победит кандидат, получивший при перебаллотировке и новом голосовании абсолютное число голосов. В том случае когда ни тот, ни другой кандидат не получил

его или они набрали  одинаковое количество голосов, то вопрос об избрании решается либо жребием, либо избранным считается кандидат, старший по возрасту.

Наряду  с  мажоритарными  избирательными  системами  существует  и прогрессивная  пропорциональная  избирательная  система  в  таких  демократических  странах,  как  Австрия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Финляндия и др. Основное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных  состоит  в  том,  что  они  строятся  не на  принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными  голосами  и  завоеванными мандатами.  Использование пропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

Пропорциональная система  может применяется только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший  результат  достигается  в  том  случае  когда  вся  страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента. «Лучшим тому примером является избрание Кнессета – парламента  Израиля,  состоящего  из 120 депутатов.  Такое возможно  потому,  что  Израиль – маленькое  государство,  а  в  более крупных без деления на избирательные округа просто не обойтись» [4, стр. 96]. Проводимые  по  пропорциональной  системе выборы  являются строго  партийными.  Здесь каждая  партия  выдвигает свой  список кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список своей партии целиком, однако в ряде случаев ему предоставляется возможность определить свое отношение к кандидатам в «связанном» или «свободном списке». После того как голоса подсчитаны, определяется избирательный метр,  или  квота,  т.е.  наименьшее  число  голосов,  необходимое  для избрания одного депутата. [4, стр. 96].

Часто говорят о смешанной  избирательной системе. Однако этот термин представляется не совсем корректным. Под смешанной избирательной  системой принято понимать следующий порядок выборов: часть депутатов представительного органа избирается по мажоритарной избирательной системе, часть – по пропорциональной. Так как при подобном варианте выборов элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем не смешиваются, представляется целесообразным говорить не о смешанной избирательной системе, а о параллельном применении двух избирательных систем в рамках одних выборов. [5, стр. 23]

 

Избирательная система РФ включает в себя порядок выборов:

  1. Президента РФ (Главы государства);
  2. депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (нижней палаты Парламента РФ);
  3. в другие государственные органы власти, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые на основе всеобщего и прямого избирательного права;
  4. в органы государственной власти субъектов РФ;
  5. в органы местного самоуправления.

По форме проведения выборы подразделяются на: непосредственные и косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т.п.

Наиболее распространенными типами избирательных систем в России также признаны – мажоритарная и пропорциональная.

В РФ используются обе вышеуказанные  избирательные системы, поэтому  РФ – государство со смешанной  формой избирательной системы, т. е. половина (225) депутатов высшего представительного  органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной системе исходя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок. [6, стр. 109].

  1. Понятие и принципы избирательного права

Избирательное право - это подотрасль Конституционного права, изучающая и регулирующая общественные отношения, связанные с реализацией гражданами прав на выборы и референдум.

Существуют понятия субъективного  и объективного избирательного права.

Субъективное избирательное  право - это право граждан избирать и быть избранными. Здесь имеются в виду активное (избирать) и пассивное (быть избранным) избирательные права граждан РФ.

«Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.» (Статья 4, часть 1 Конституции РФ).

Объективное избирательное  право - система исходящих от органов государственной власти и органов местного самоуправления норм, регулирующих общественные отношения в ходе подготовки и проведения всех видов выборов, а также это «основанная  на  определенной  системе представлений  о  должном  и  справедливом  совокупность  норм,  исполнение  которых  обеспечивается государством  и  которые  регулируют  процесс  избрания  членов  представительных  органов  власти  и отдельных должностных лиц» [8, стр. 16]

К обобщённым принципам избирательного права с учётом общемировых тенденций демократизации следует отнести:

    1. Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами).

2) Свободное участие в  выборах (избиратель сам решает  участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере.

3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос").

4) Прямые и непрямые  выборы – означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное –означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

5) Тайное голосование  (исключение внешнего наблюдения  и контроля за волеизъявлением  избирателя). [7, стр.128].

Гарантии реализации избирательного права в РФ.

Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов  избирательного права. 
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов.

Политические – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; Организационные, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов;

Материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);

Правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

 Правовое обеспечение  гарантий составляют: Конституция  РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря  1999 г. "Об административной ответственности  юридических лиц за нарушение  законодательства Российской Федерации  о выборах и референдумах".

Информация о работе Понятие и виды избирательной системы. Избирательная система в РФ