Понятие и виды субъектов международного частного права. Понятие и содержание внешнеэкономической сделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Российское государство само выступает субъектом имущественных отношений при строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома. Во всех случаях эти сделки заключаются посольством РФ от имени государства. Следует строго различать случаи, когда субъектом имущественных отношений выступает государство и когда субъектом отношений являются государственные юридические лица или любые другие юридические лица. В области имущественных отношений государство выступает как особый субъект права, поскольку оно не является юридическим лицом.

Содержание работы

1. Понятие и виды субъектов международного частного права 3
1.1. Государства и международные межправительственные организации 3
1.2. Физические и юридические лица 5
2. Понятие и содержание внешнеэкономической сделки 9
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Международное частное правоКР.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Специальность: Юриспруденция  — 030501.65

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международное частное право»

по  теме:  «Понятие и виды субъектов международного частного права. Понятие и содержание внешнеэкономической сделки»

 

 

Студент:  Пушторская Екатерина Владимировна                              

Зачетная  книжка студента № 914-2008______

Тел. студента ___________________________

"_12_" мая__ 2010 года

 

 

Преподаватель:

к.ю.н., доцент  Синица              

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

 

 

Содержание

 

 

 

  1. Понятие и виды субъектов международного частного права

Субъектами МЧП выступают  субъекты различной юридической  природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные  межправительственные организации), так  и субъекты национального права (физические и юридические лица). Следует учитывать, что один и тот же субъект МЧП может стать участником как международно-правовых, так и национально-правовых отношений.

    1. Государства и международные межправительственные организации

В условиях интернационализации  хозяйственной жизни государство активно вступает в различные правоотношения, в том числе и имущественные, с иностранными юридическими лицами, международными хозяйственными организациями или даже с отдельными иностранными предпринимателями. Если государство выступает в них только в качестве одной стороны, то эти отношения регулируются нормами не международного права, а международного частного права.

При этом обычно различают  два вида правоотношений, в которых  участвуют государства. Во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.). Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.

Отношения первого вида регулируются исключительно нормами  международного публичного права и, хотя они тесно связаны с отношениями второго вида, в настоящем учебнике не рассматриваются. Что касается отношений второго вида, то это могут быть отношения по поставке товаров, выполнению различных услуг и иные.

Российское государство  само выступает субъектом имущественных отношений при строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома. Во всех случаях эти сделки заключаются посольством РФ от имени государства. Следует строго различать случаи, когда субъектом имущественных отношений выступает государство и когда субъектом отношений являются государственные юридические лица или любые другие юридические лица.

В области имущественных  отношений государство выступает  как особый субъект права, поскольку  оно не является юридическим лицом1.

В частности, государство, являясь членом международной валютно-финансовой организации (например, Международного Банка Реконструкции и Развития), обязано вносить взносы в бюджет этой организации в иностранной  валюте. В этом случае отношения  между МБРР и государством-членом неизбежно принимают межгосударственную форму. В то же время, если это же государство заключит соглашение о предоставлении займа с синдикатом банков, то такие правоотношения будут носить гражданско-правовой характер и будут регулироваться соответствующим применимым национальным правом. В этом случае правовой статус государства не будет отличаться от правового статуса других субъектов регулируемого правоотношения.  Ст. 124 Гражданского кодекса РФ специально предусматривает, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1).

Специфика международных  межправительственных организаций как субъектов МЧП заключается в том, что, будучи по своей природе межгосударственными организациями публичного характера, они тем не менее участвуют и в частно-правовых отношениях, совершая различного рода гражданско-правовые сделки и участвуя как сторона в спорах гражданско-правового характера, рассматриваемых в международных и национальных судах. В международных отношениях цивилистического характера международный межправительственные организации выступают в качестве юридического лица, что закреплено в уставах большинства из них. Международные межправительственные организации возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может появиться у них только на основании правовых норм международного характера. Это можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, они создаются на основе норм международного публичного права в целях удовлетворения общих межгосударственных интересов. Во-вторых, потребности удовлетворения общего интереса, в целях которого создается международная межправительственная организация, требуют исключения возможности контроля над ней со стороны какого-либо государства-члена (группы государств). В-третьих, наделение их статусом юридического лица базируется на международно-правовых нормах: оговорка о статусе юридического лица может содержаться в учредительных документах таких организаций или фиксироваться в ее внутренних правилах - правовых актах, создаваемых самой международной межправительственной организацией2.

    1. Физические и юридические лица

Термин "физические лица" применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношений от лиц юридических. С позиций международного частного права к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства, это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства3.

Правовое положение  физических лиц как субъектов  международного частного права определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего  представлено в виде законов о  правовом статусе иностранных граждан, а также в виде комплекса коллизионных норм, регулирующих их право- и дееспособность.

Согласно ст. 1195 ГК РФ личным законом физического  лица считается право страны, гражданство  которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. В соответствии со ст. 1196, 1197 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Гражданская правоспособность и гражданская дееспособность физического лица определяются его личным законом. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву. Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву (ст. 1200)4.

Двусторонние  договоры о правовой помощи, заключенные  Россией с рядом государств, также  содержат коллизионные нормы о правосубъектности  физических лиц. В этом случае договорные коллизионные нормы заменяют собой национальные коллизионные нормы российского гражданского права. Например, в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г. указано, что дееспособность физического лица определяется в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является (п. 1 ст. 19). При признании лица ограниченно дееспособным либо недееспособным компетентен суд Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, которое должно быть признано ограниченно дееспособным либо недееспособным. Суд применяет законодательство своего государства (ст. 20). Для признания лица безвестно отсутствующим или умершим, а также установления факта смерти применяются законодательство и компетентные суды Договаривающейся Стороны, гражданином которой являлось лицо в то время, когда оно по последним сведениям было в живых (п. 1 ст. 23)5.

Коллизионные  нормы о правосубъектности физических лиц содержатся и в многосторонних договорах о правовой помощи. В данном случае такие нормы имеют более широкую сферу действия и применяются всеми государствами - участниками договора.

Под правовым статусом физического лица в международного частного права понимается вся совокупность правоотношений, осложненных иностранным элементом, в которых это лицо участвует. Тем не менее существует целый ряд групп правоотношений, имеющих наиболее важное значение и играющих решающую роль при определении статуса иностранного физического лица в каком-либо государстве. К их числу относятся трудовые, семейные и наследственные правоотношения. В их регулировании опять-таки четко просматриваются два источника: национальное законодательство и международные договоры. Прежде чем перейти к подробному анализу данных групп правоотношений, рассмотрим основные требования Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон)6.

Закон устанавливает, что основой правового положения  иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ст. 4). Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории: временно пребывающие в России, временно проживающие в России,  постоянно проживающие в России7.

В каждом из трех вышеупомянутых случаев Законом  предусмотрены определенные основания и сроки нахождения иностранных граждан на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из России по истечении срока действия визы или срока, установленного Законом, если на момент истечения указанных сроков он не получил разрешения на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию8.

Разрешение  на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

- родившемуся  на территории РСФСР и состоявшему  в прошлом в гражданстве СССР  или родившемуся на территории  Российской Федерации;

- признанному  нетрудоспособным и имеющему  дееспособных сына или дочь, имеющих  российское гражданство;

- имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

- состоящему  в браке с гражданином Российской  Федерации, имеющим место жительства  в Российской Федерации;

- осуществившему инвестиции  в Российскую Федерацию в размере,  установленном Правительством РФ;

- в иных случаях, предусмотренных  федеральным законом.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований  иностранному гражданину по его заявлению  может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8). Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство содержатся в ст. 9 Закона, причем перечень таких оснований является исчерпывающим9.

Правовое положение  юридических лиц как субъектов  МЧП определяется как в национальном законодательстве, так и в международных  договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено законами об иностранных инвесторах и инвестициях, которые содержат, как правило, унифицированные материально-правовые нормы. Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в Российской Федерации, так же, как и в случае с физическими лицами, имеют трехуровневую структуру. Во-первых, в их число входят коллизионные нормы российского гражданского законодательства. Во-вторых, правосубъектность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. В-третьих, большую группу коллизионных норм составляют нормы многосторонних договоров о правовой помощи10.

Правовое положение  юридических лиц как субъектов  международного частного права определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено законами об иностранных инвесторах и инвестициях, которые содержат, как правило, унифицированные материально-правовые нормы. Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в Российской Федерации, так же как в случае с физическими лицами, имеют трехуровневую структуру.

Информация о работе Понятие и виды субъектов международного частного права. Понятие и содержание внешнеэкономической сделки