Понятие субъекта международного права и виды субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

В теории международного права сложилась концепция особого статуса его субъектов. Основное свойство субъекта — юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое относительно друг друга положение.

Содержание работы

1.
Понятие субъекта международного права и виды субъектов
3
2.
Государство как основной субъект международного права
8
3.
Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида
13
4.
Задача
16

Список использованных источников
20

Файлы: 1 файл

subekty_mezhdunarodnogo_prava.docx

— 48.16 Кб (Скачать файл)

Международная правосубъектность государства связана с участием в деятельности международных организаций. Межгосударственное объединение — союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Межгосударственным является объединение государств с передачей ему государствами-членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств.

Примерами межгосударственных объединений являются: ООН, Содружество наций (до 1946 г. — Британское содружество наций), Европейский союз (до 1993 г. — Европейское экономическое сообщество), Совет Европы, членом которого Российская Федерация является с 1996 г. Типичной разновидностью межгосударственных объединений, в которые входит РФ, является Содружество Независимых Государств (СНГ) и Союз Суверенных Государств (ССГ). СНГ образовано 10 декабря 1991 г. и в его состав входят 12 государств — бывших республик СССР. Союз Суверенных Государств (ССГ) в составе Российской Федерации и Республики Беларусь образован 2 апреля 1996 г.

В действующей Конституции Российской Федерации отныне имеется специальная норма (ст. 79), согласно которой Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Государство, как субъект международного права, обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и их выполнением, а также стремлением к тому, чтобы нормы международного права выполнялись всеми субъектами, имели юридическую обеспеченность. Правосубъектность государства существует независимо от воли других субъектов международного права и сохраняется до тех пор, пока государство существует. Она универсальна, охватывая все компоненты предмета международно-правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Доктринальные  и нормативные подходы к решению  проблемы признания международной правосубъектности индивида

Правовое положение физических лиц как субъектов международного частного права определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено в виде законов о правовом статусе иностранных граждан, а также в виде комплекса коллизионных норм, регулирующих их право- и дееспособность. В России в настоящее время действует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" .

В настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих международных договорах. Важнейшими из них являются Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны 1949 г.; Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; многочисленные конвенции, одобренные МОТ.

Региональные договора: Европейская конвенция о защите прав человека и неосновных свобод 1950 г. и 11 протоколов к ней; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

Эти договоры закрепляют права и обязанности индивидов как участников международных правоотношений, предоставляют индивиду права на обращение в международные судебные учреждения с жалобой на действия субъектов международного права, определяют правовой статус отдельных категорий индивидов (беженцев, женщин, детей, мигрантов, национальных меньшинств и т.д.).

Международные права индивидов, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, закреплены примерно в 20 многосторонних и в ряде двусторонних договоров.

Регулирующее воздействие международного права проникает в такие сферы, которые составляли ранее исключительную компетенцию государства. Индивид все больше соприкасается с международным правом, совершенствуются формы и способы международно-правового воздействия на поведение человека. Международное право, с требованиями и дозволениями которого не только государства, но и отдельные лица сообразуют свое поведение, становится таким же привычным и необходимым атрибутом повседневной жизни, как и другие социальные регуляторы. Однако во всех этих случаях права, получаемые индивидом, опосредованы государствами и без их согласия не действуют.

Например, правовой статус физических лиц, находящихся на территории РФ регулируют как национальное законодательство, так и международные договоры. Так, при определении статуса иностранного физического лица на территории РФ учитываются требования Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Но, при определении дееспособности физических лиц, граждан СНГ определяется так же в соответствии с Минской конвенцией СНГ от 22 января 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» в редакции Московского протокола от 28 марта 1997 г.

В Конвенции указано, что дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является. Дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (п. 1, 2 ст. 23). По делам о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным компетентен суд Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является (п. 1 ст. 24). Суд применяет законодательство своего государства. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц - учреждения юстиции по последнему месту жительства лица. Учреждения юстиции договаривающихся сторон применяют законодательство своего государства (п. 1, 3 ст. 25).

Приведенные выше примеры дают основание предположить, что государства по ряду проблем (пусть даже немногим) наделяют индивидов качествами международной правосубъектности. Объем такой правосубъектности, бесспорно, будет возрастать, и расширяться, ибо каждая историческая эпоха порождает своих субъектов международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Пункт 3 ст. 6 Конституции Мордовии гласит: «Республика является самостоятельным участником внешнеэкономических отношений». Устанавливается также, что осуществление внешних экономических связей находится в ведении Республики, а координация такой деятельности отнесена к совместному ведению Мордовии и Российской Федерации.

Вопрос: Каким образом применимые внутригосударственные акты РФ решают вопрос об объеме прав и обязанностей, то есть компетенции её субъектов в том, что касается внешних сношений?

 

Решение:

По Конституции России вопросы внешней политики и международных отношений отнесены к ведению Российской Федерации. Конкретное регулирование прав и обязанностей субъектов РФ заложены в Федеральном законе от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

В соответствии с данным законом Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

 Под международными  и внешнеэкономическими связями  субъектов Российской Федерации  понимаются осуществляемые в  торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут содержать положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации заблаговременно уведомляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют процедуру заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с учетом необходимости согласования проектов соглашений.

Закон регламентирует порядок согласование проектов этих соглашений, их регистрации, опубликования и статуса.

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

В соответствии со ст. 8 Закона Федеральные органы государственной власти не несут ответственность по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства Российской Федерации либо по конкретному соглашению субъекта Российской Федерации имеются официальные гарантии Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти оказывают органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимую правовую и экспертно-консультативную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, в выработке текстов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в выполнении указанных соглашений, а также обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов Российской Федерации в иностранных государствах.

Субъекты Российской Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации пользуются правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации.

Открытие представительств субъектов Российской Федерации на территориях иностранных государств, а равно открытие иностранных представительств на территории субъекта Российской Федерации производится на основе соглашения между соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и правомочным органом субъекта иностранного федеративного государства или правомочным органом административно-территориального образования иностранного государства.

Представительства субъектов Российской Федерации на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта Российской Федерации,  не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации возлагается на федеральные органы исполнительной власти.

 В случае возникновения  разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются согласительные процедуры в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

В случае, если соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенное органом государственной власти субъекта Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, ущемляет законные интересы другого субъекта Российской Федерации либо нарушает порядок, установленный настоящим Федеральным законом, такое соглашение может быть оспорено в судебном порядке.

 

Список использованных источников

  1. Рекомендаций CM/Rec(2007)14 Комитета министров государствам-членам Совета Европы «О правовом статусе неправительственных организаций в Европе» (Принята Комитетом министров 10 октября 2007 года на 1006-м заседании постоянных представителей министров)
  2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970г.
  3. Минская конвенция СНГ от 22 января 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» в редакции Московского протокола от 28 марта 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. N 2.
  4. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.)
  5. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  6. Конституция Республики Мордовия (принята 21 сентября 1995 г.) (с изменениями и дополнениями 28 февраля, 27 ноября 1997 г., 7 октября, 17 декабря 1999 г., 9 ноября 2000 г., 5, 10 января, 28 мая, 12 ноября 2001 г., 7 июля 2003 г., 28 января 2004 г., 30 марта, 23 декабря 2005 г., 26 апреля, 26 июня, 5 октября, 1 декабря 2006 г., 3 мая, 13 сентября 2007 г., 26 марта, 20 мая 2008 г., 17 ноября 2009 г., 13 мая 2010 г., 15 марта 2011 г., 13 июня 2012 г.).
  7. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№29. - Ст. 2757.
  8. Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. -№ 2. - Ст. 231.
  9. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., М.: Волтерс Клувер, 2010. -С.213.
  10. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., - М.: Юристъ,2009. - С.121.

Информация о работе Понятие субъекта международного права и виды субъектов