Права человека в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности.

Содержание работы

Введение
1. Международно-правовое регулирование порядка признания и защиты основных прав и свобод человека. Основные направления и международно-правовые акты в этой сфере
2. Перечень и общая характеристика международно-признанных основных прав и свобод человека
3. Международно-правовые проблемы приобретения, изменения и утраты гражданства
4. Международный организационно-правовой механизм прав и свобод человека
5. Европейский суд по правам человека: организация, порядок деятельности, компетенция, условия и порядок подачи и рассмотрения жалоб
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 33.77 Кб (Скачать файл)

Восстановление в гражданстве  практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство  государства, затем его утратили, после чего снова захотели его  приобрести.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Утрата гражданства по инициативе лица допускается в том случае, если соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без  гражданства.

Лица без гражданства (апартиды), т.е. лица, не состоящие в гражданстве  какого-либо государства, подчиняющиеся  юрисдикции того государства, на территории которого проживают.

Двойное гражданство (бипатрид) —  наличие у гражданина гражданства  двух или более государств. Двойное  гражданство у человека может  появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с национальными законами государств.15

 

4. Международный организационно-правовой  механизм прав и свобод человека

 

В соответствии с положениями международных  договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Особое место в системе ООН  по защите прав человека занимала до ее расформирования Комиссия по правам человека. Комиссия была уполномочена представлять ЭКОСОСу предложения, рекомендации и доклады по вопросам защиты прав человека. Государства, в  которых имело место нарушение  прав человека, отвечали на поставленные Комиссией вопросы. В целях укрепления правозащитного механизма ООН в  сентябре 2005г. решено создать Совет  по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компетентный выносить рекомендации по ситуациям  нарушения прав. По постановлению  Генеральной Ассамблеи ООН в  состав Совета входят 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем  прямого тайного голосования.

В декабре 1993 г. Генеральная Ассамблея  ООН приняла резолюцию об учреждении должности Верховного Комиссара  ООН по правам человека.

Отдельные конвенции предусмотрели  создание специальных органов. В  их числе: Комитет по правам человека (1976 г.), созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических права; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (1985 г.), созданный  Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН; Комитет по ликвидации расовой дискриминации (1970 г.), созданный  на основе Международной конвенции  о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Комитет по правам ребенка (1990 г.), созданный на основе Конвенции  о правах ребенка 1989 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (1982 г.), созданный на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Комитеты изучают доклады, обсуждают их на своих заседаниях и представляют государствам свои замечания по ним.

Наряду с универсальными международно-правовыми  актами существует большое количество региональных соглашений и конвенций  по правам человека. Наиболее важные из них — Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод 1950 г.. Американская конвенция  о правах человека 1969 г.. Африканская  хартия прав человека и народов 1981 г. и др. Эффективно действует Европейская  конвенция. Для контроля за выполнением  ее положений созданы Европейская  комиссия по правам человека и Европейский  суд по правам человека (Суд в  Страсбурге).16

Страны СНГ 26 мая 1995 г. подписали  Конвенцию о правах и основных свободах человека, а для контроля за реализацией ее положений создали  Комиссию по правам человека СНГ. Согласно Уставу СНГ (ст. 33) данная Комиссия является консультативным органом СНГ  и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами - членами СНГ.

Ведущую роль в международном механизме  защиты прав и свобод человека играют международные судебные учреждения.

 

5. Европейский суд по правам  человека: организация, порядок деятельности, компетенция, условия и порядок  подачи и рассмотрения жалоб

 

Европейский Суд по правам человека начал свою деятельность в 1959 г. Суд  состоит из судей, представляющих каждое из государств-членов Совета Европы, то есть количество судей определяется количеством стран-членов Совета Европы. Судьи Европейского Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех кандидатур, предложенных государством. Судьи могут быть переизбраны. Пребывание в должности судьи ограничено лишь возрастным цензом, предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет.17

Высшими органами работы Суда являются Пленарное заседание Суда и Председатель (Президент) Суда. Организационно Суд  разделен на четыре секции, которые  формируются сроком на 3 года. Секции формируются таким образом, чтобы  каждая из них могла бы рассматривать  любые жалобы, из числа поступивших  в Суд. В рамках секций формируются  Комитеты и Палаты.

Комитеты рассматривают жалобы на предмет приемлемости, их основной задачей является отклонение явно неприемлемых жалоб, не соответствующих формальным критериям обращения в Европейский  Суд по правам человека. Решение  Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным.

Большинство дел по существу рассматриваются  Палатами Суда. Высшим судебным органом  в рамках Европейского Суда является Большая Палата, состоящая из 17 судей. К компетенции Большой Палаты относится четко определенный круг вопросов, она рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых  могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим; осуществляет апелляционные  полномочия, если стороны обратятся  с такой просьбой в течение 36х  месяцев с момента вынесения  решения Палатой, рассматривает  межгосударственные жалобы.

С точки зрения технологии подготовки жалобы в Европейский Суд по правам человека начинать следует с определения  нарушенного права и проверки критериев (условий) приемлемости. Большинство  из правил приемлемости предусмотрено в ст. 34 и 35 Европейской Конвенции, но некоторые из них следуют из Конвенции в целом.

Лицо, которое подает жалобу в Европейский  Суд по правам человека, называет себя жертвой нарушения прав, оговоренных  в Конвенции. Жертва может быть прямой, косвенной и потенциальной. Заявитель  является прямой жертвой, если нарушено непосредственно его право. Косвенная  жертва – это родственник или  близкий человек, того, чьи права  были нарушены. Потенциальной жертвой  может быть признан тот заявитель, который обжалует законодательный  акт, как потенциально нарушающий его  права.

Срок, в течение которого необходимо обратиться в Европейский Суд  по правам человека, строго ограничен  шестью месяцами.

Индивидуальные жалобы поступают  в канцелярию нового Суда, которая  устанавливает все необходимые  и первоначальные контакты с заявителем и при необходимости запрашивает  дополнительную информацию. На этой стадии сторонами подаются так называемые состязательные бумаги и возможно применение предварительных судебных мер –  по просьбе стороны в деле или  другого заинтересованного лица либо по инициативе Палаты.

Затем заявление поступает к  судье-докладчику, который передает его или Палате в составе семи судей (для межгосударственных жалоб), или Комитету в составе трех судей  для решения вопроса о приемлемости. В случае, если жалоба объявляется  неприемлемой единогласным решением, решение окончательно. Если Палата принимает дело к производству, она  может предложить сторонам представить  дополнительные доказательства. Слушание по существу проводится, если оно не проводилось на стадии рассмотрения вопроса о приемлемости. Слушание возможно как в письменной, так  и в устной форме. Стороны могут  обратиться в Палату и с целью  дружественного урегулирования. Если достичь урегулирования не удается, Палата представляет свое решение.

 

Заключение

 

Права человека как отрасль международного права представляет собой совокупность международно-правовых норм, определяющих права и свободы человека и  гражданина, устанавливающих обязательства  государств по закреплению прав и  свобод, предоставляющих индивидам  юридические возможности защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Многолетняя деятельность ООН, других международных органов и организаций  в том числе и регионального  уровня показывает, что международная  защита прав человека в наши дни  состоит в том числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению  их эффективной работы.

В результате усилий и мер, предпринятых в ходе международного сотрудничества государств, были выработаны многие рекомендации, решения и договоры о демократических  правах и свободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнения государствами своих обязательств в этой гуманной области международных  отношений.

Становятся реальностью слова  выдающегося российского юриста Г.И. Тункина, сказанные незадолго  до его кончины. Он считал появление  в современном международном  праве института прав человека великим  переворотом, так как классическое право считало суверенитет государства  непроницаемой границей для международного права. Человек оставался в неограниченном подчинении государству. Лишь современное  право, по мнению ученого, «взяло человека под свою защиту» и обязало  государство обеспечить права и  свободы всем людям, проживающим  на его территории.18

 

 

Список  использованной литературы

 

Международно-правовые акты

 

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // РГ. 05.041995.

2. Международный пакт о гражданских  и политических правах 1966г. // Бюллетень  Верховного Суда РФ. №12. 1994.

3. Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах 1966г. // Бюллетень Верховного Суда  РФ. №12. 1994.

4. Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод 1950г. // СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 163.

5. Конвенция о статусе беженцев 1951г. // Бюллетень международных договоров. 1993. №9.

6. Конвенция о статусе апатридов  1954г. // Действующее международное  право. Т.1. М., 1996.

 

Учебная литература

 

1. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное  право. – М. Эксмо, 2012.

2. Лукашук И.И. Международное право.  Особенная часть. Учебник – М.: Волтерс Клувер, 2010.

3. Международное публичное право:  Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2010

4. Международное право: Учебник  / Отв. ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. – М.: Норма, 2011.

5. Международное право. Особенная  часть. Учебник / Отв ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. – М.: Статут, 2010.

6. Стандарты Европейского Суда  по правам человека и российская  правоприменительная практика / Под  ред. М.Р.Воскобитовой. – М.: Анахарсис, 2011

1 Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: Международные отношения, 1992. С. 5.

2 Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. М., 2008.

3 Там же. С. 450.

4 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. М., 2010.

5 БМД. 1994. N 1. С. 5.

6 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. М., 2011.

7 Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // РГ. 05.041995.

8 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. // БВС РФ. №12. 1994.

9 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. // БВС РФ. №12. 1994.

10 Там же. Ст.11

11 Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принята 18 декабря 1992 г. Резолюцией 47/135 на 92-м пленарном заседании 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Московский журнал международного права. 1993. N 2.

12 Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. М., 2012.

13 Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2012.

14 Ушаков Н.А. Международное право. М., 2011.

15 Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2010.

16 Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010.

17 Стандарты Европейского Суда по правам человека и российская правоприменительная практика / Под ред. М.Р.Воскобитовой. М., 2009.

18 Тункин Г.И. Международное право: наследие ХХ века // Российский ежегодник международного права. СПб. 1994.

 


Информация о работе Права человека в международном праве