Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 13:31, реферат
Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе.
Права человека подлежат защите на международном и национальном уровнях. Главенствующая роль в системе защиты прав человека принадлежит международному праву, на уровне которого действует ряд транснациональных документов, в которых закреплены общепринятые права и свободы человека. В системе Организации Объединенных Наций к настоящему времени заключено свыше 60 различных соглашений в данной сфере правоотношений. Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество.
Как видно
из изложенного, в Конституции и
других законодательных актах
В развитие
межгосударственного
Органы государственного управления Республики Беларусь активно участвуют в диалоге с различными международными организациями по вопросам, касающимся прав человека в нашей республике.
Признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, Республика Беларусь приняла на себя обязательства в отношении большого количества многосторонних международных договоров. Заключенных в рамках ООН, касающихся конкретных видов нарушений прав человека. Так, Беларусь – участница Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о правах ребенка и др.
Кроме того, закрепленное в целом ряде международных документов положение о том, что каждый имеет право на жизнь, также является одним из основополагающих прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.
Жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного блага, право на нее является естественным и неотчуждаемым, полученным человеком с момента его рождения. При лишении жизни человека все его другие естественные права теряют смысл, поскольку исчезает их носитель. Поэтому общепризнанное положение о том, что каждый имеет право на жизнь, носит всеобъемлющий характер, взаимосвязанный с вопросом о правомерности лишения человека жизни, в том числе и посредством применения смертной казни в качестве уголовного наказания.
В течение всего времени существования человечества ведутся споры по вопросу необходимости смертной казни. Причем как ее противники, так и сторонники не привели достаточных аргументов ее влияния на преступность как в сторону сокращения, так и в сторону увеличения.
Применение или неприменение смертной казни – одна из проблем, разрешение которой осуществляется в различных странах далеко не однозначно. Каждая страна приходит к отмене этого вида наказания своим путем, причем для выработки такого решения нередко требуется весьма длительное время.
21 декабря 2010 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция с призывом ко всем государствам «постепенно ограничивать применение смертной казни и сокращать число преступлений, которые могут караться смертной казнью», «ввести мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение» с последующей отменой высшей меры наказания.
Обязательной силы эта резолюция не имеет. Смертная казнь не запрещена международным правом, более того – международный пакт по гражданским и политическим правам разрешает ее применение за наиболее тяжкие преступления. Однако в мире наблюдается устойчивая тенденция к отмене высшей (или исключительной) меры наказания. Так, в 2008 году полностью отказались от применения смертной казни 138 стран, по состоянию на 2010 год 140 стран мира отменили данную меру наказания. При этом реально смертная казнь применяется в 25 государствах, причем в основном только за совершение отдельных особо тяжких преступлений, совершенных в военное время, а не за так называемые общеуголовные преступления.
Отказ от смертной казни – это внутреннее дело каждой страны, не ее обязанность, а право, реализуемое в рамках решения задач по обеспечению правопорядка и нормальной жизнедеятельности общества в соответствии с определенными национальными особенностями и традициями.
Республика Беларусь, следуя международным тенденциям, последовательно предпринимает активные шаги, направленные на ограничение применения смертной казни. В первую очередь, следует отметить развитие законодательства в этом направлении.
В статье
24 Конституции Республики Беларусь
говорится том, что смертная казнь
до ее отмены может применяться в
соответствии с законом как исключительная
мера наказания за особо тяжкие преступления
и только согласно приговору суда,
тогда как в Конституции
В ныне действующем Уголовном кодексе по сравнению с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960 г. сфера возможного применения данной меры наказания сокращена более чем в два раза (по 14 составам преступлений вместо 30). Кроме того, смертная казнь не применяется к лицам моложе 18 лет, женщинам, а также мужчинам старше 65 лет.
Также сейчас
санкции всех статей Уголовного кодекса,
предусматривающих возможность
вынесения смертного приговора,
допускают выбор судом
Таким образом, развитие уголовного законодательства Республики Беларусь, регламентирующего применение смертной казни, свидетельствует о том, что оно имеет тенденцию к сокращению использования этого вида наказания.
О такой же тенденции свидетельствует и судебная практика.
Согласно данным статистики, в нашей стране за последние годы существенно снизилось количество вынесенных смертных приговоров. Со времени введения такой меры наказания, как пожизненное заключение, число смертных приговоров в республике сократилось с 46 в 1997 году до 3 в 2011 году. В 2012 году наказание в виде смертной казни не назначалось.