Право международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 05:12, курс лекций

Описание работы

Право международной торговли - совокупность норм (обычно-правового происхождения, национальных норм законодательства отдельных государств, а также международных договоров, которые действуют в сфере международной торговли в широком смысле (т.е. в области отношений, во-первых, выходящих за рамки собственно торговых и, во-вторых, относящихся к международному хозяйственному обороту).

Файлы: 1 файл

PMT_3.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие права международной торговли (ПМТ).

Право международной  торговли - совокупность норм (обычно-правового происхождения, национальных норм законодательства отдельных государств, а также международных договоров, которые действуют в сфере международной торговли в широком смысле (т.е. в области отношений, во-первых, выходящих за рамки собственно торговых и, во-вторых, относящихся к международному хозяйственному обороту). П.м.т. следует отличать от международного торгового права, которое квалифицируется как подотрасль международного экономического права, входящая в состав международного права, и, таким образом, регулирует отношения межгосударственные либо таковые между субъектами, производными от государств, и иными субъектами международного права. Наиболее традиционные сферы, которые относятся к П.м.т., - это международная купля-продажа, страхование, перевозка товаров различными видами транспорта, оборотные документы, интеллектуальная собственность, торговый арбитраж и т.д. Кроме того. П.м.т. подразумевает как материально-правовые, так и коллизионные нормы, как нормы международных договоров, так и предписания внутригосударственного права. В таком аспекте П.м.т. не содержит национальных положений государственно-правового или административно-правового характера.направленных на конструирование системы правового регулирования,определение механизмов управления и общих принципов правовой регламентации внешнеэкономической деятельности (квотирование, лицензирование, таможенное и тарифное регулирование и т.д.). а также правил международных договоров, которые регулируют соответствующие отношения между государствами и устанавливают корреспондирующие этому их обязанности в данной области. поскольку они не относятся к частному праву.

 В последние годы  в научный обиход и практику международной торговли прочно вошло латинское понятие lex mercatoria (букв.: "торговое право"), которым большей частью принято обозначать некую автономность, обособленность регламентации международных торговых сделок от каких-либо национальных систем правового регулирования. В теории lex mercatoria получили отражение существующие тенденции и результаты взаимодействия права с его материальной основой в части международных экономических (преимущественно торговых в широком смысле слова) отношений. конкретно - растущей динамики мирохозяйственных связей и определенным отставанием развития национального законодательства, обеспечивающего их регулирование. Кроме того, появление lex mercatoria, мыслящегося в качестве "вненационального" комплекса правовых и неправовых норм. призванных обеспечивать необходимое регулирование международных торговых операций, должно было бы снять определенное противоречие международного характера таких операций и их регламентации преимущественно внутригосударственными средствами. К составляющим lex mercatoria элементам относят нормы международного публичного права, унифицированные акты, общие принципы права, рекомендательные нормы документов международных организаций, обычаи и обыкновения, арбитражные решения, причем помимо международных конвенций в lex mercatoria включаются модельные законы, разрабатываемые в международном масштабе для целей использования при выработке актов национального законотворчества, а также обычаи международной торговли, которые трактуются нетрадиционно широко, подразумевая в том числе и торговые (деловые) обыкновения, типовые договоры (контракты), общие условия, всевозможные своды единообразных правил и пр. Важно подчеркнуть, что концепция lex mercatoria при всем многообразии интерпретации ее содержания имеет общий стержень. Это прежде всего вывод П.м.т. за рамки какой-либо конкретной правовой системы, будь то международной или национальной, с одной стороны. и включение в его состав предписаний неправового характера - с другой: наконец, отказ от традиционных коллизионных принципов как основного инструментария международного частного права и замена их "вненациональными". "автономными" средствами регулирования внешнеэкономических связей и разрешения возникающих в этой сфере споров.

 

2. Предмет и метод ПМТ.

 

Изучение современной международно-правовой базы регулирования мировой торговли, существующих инструментов торгово-политического регулирования, правил их применения и способов защиты от недобросовестного их использования, анализ соответствующих договорно-правовых документов, сравнительный анализ законодательства и правоприменительной практики стран – членов Всемирной торговой организации в области торговой политики, а также комплекса международно-правовых обязательств и прав, принимаемых на себя странами-членами ВТО - все эти вопросы являются предметом рассмотрения в рамках курса "Право международной торговли".

 Предметом изучения, таким  образом, являются правовые институты  и нормы, регулирующие деятельность  суверенных государств – публично-правовые  отношения, в сфере международной торговли.

Правовое регулирование  гражданско-правовых отношений, осложненных  иностранным элементом, может осуществляться различными методами. В основном они  обусловлены спецификой правовых норм, регулирующих эту группу отношений.

 

Нормы, решающие, какой из коллидирующих, «сталкивающихся» законов (правопорядков) подлежит применению, называются коллизионными. Предупреждая столкновение законов, коллизионные нормы определяют подлежащее применению (применимое) право, т.е. носят по существу бланкетный (отсылочный) характер. В тоже время, существует достаточно много правовых норм (в основном они содержатся в международных договорах и унифицированных правилах), определенно устанавливающих правило поведения, не отсылая к другой правовой системе. Такие нормы носят название материально-правовых. Соответственно выделяют два метода правового регулирования: коллизионный и материально-правовой. Каждый из методов регулирования имеет свои достоинства и недостатки. Так, коллизионное регулирование является более гибким, позволяет учесть интересы всех участников правоотношения. В то же время, последствием отсылки к праву другой страны может быть применение нормы, имеющей внутренний характер, предназначенной для регулирования внутригосударственных отношений. На практике оба эти метода применяются в совокупности, дополняя друг друга.

Несмотря на стремление коммерсантов к максимально автономному регулированию  своих отношений со сведением  участия в нем государства  к минимуму, сохраняется значение "традиционных" методов единообразного правового регулирования, таких как международные договоры и внутренние законы. Помимо этого, развитие международно-правовых документов не исключает развития национального законодательства в области МТП. Преждевременно говорить об уходе в прошлое коллизионных, в том числе международно-договорных методов правового регулирования международной торговли. Происходит лишь их дополнение новыми правовыми инструментами различной природы. В разнообразии средств правового регулирования заключено единообразие самого правового регулирования, и в этом единстве и борьбе противоположностей, пожалуй, заключается главная закономерность развития современного права международной торговли.

 

 

3. Связь ПМТ с международным правом и международным частным правом.

 

Право международной  торговли следует отличать от международного торгового права, которое квалифицируется  как подотрасль международного экономического права, входящая в состав международного публичного права и, таким образом, регулирует отношения межгосударственные либо таковые между субъектами, производными от государств, и иными субъектами международного права. Под правом международной торговли понимают совокупность норм (обычно-правового происхождения, национальных норм законодательства отдельных государств, а также международных договоров), которые действуют в сфере осуществления международной торговли в широком смысле (т.е. в области отношений, во-первых, выходящих за рамки собственной национальной юрисдикции, и во-вторых, относящихся не только к торговым связям, но и вообще к международному хозяйственному обороту). В самом общем плане категория «право международной торговли» иногда используется как синоним правового режима международных торговых отношений, в который включаются и публично-правовые, и частноправовые предписания, касающиеся международной торговли. Вместе с тем распространенное ныне в мировой практике понимание права международной торговли подразумевает наличие в нем прежде всего норм частноправового характера.

Наиболее традиционные сферы, которые относятся к П.м.т., - это международная купля-продажа, страхование, перевозка товаров различными видами транспорта, оборотные документы, интеллектуальная собственность, торговый арбитраж и т.д. Кроме того. П.м.т. подразумевает как материально-правовые, так и коллизионные нормы, как нормы международных договоров, так и предписания внутригосударственного права. В таком аспекте П.м.т. не содержит национальных положений государственно-правового или административно-правового характера.направленных на конструирование системы правового регулирования,определение механизмов управления и общих принципов правовой регламентации внешнеэкономической деятельности (квотирование, лицензирование, таможенное и тарифное регулирование и т.д.). а также правил международных договоров, которые регулируют соответствующие отношения между государствами и устанавливают корреспондирующие этому их обязанности в данной области. поскольку они не относятся к частному праву.

 

4. Принципы ПМТ.

 

В Венской конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров говорится, что относящиеся к ее предмету вопросы, которые прямо в ней не урегулированы, подлежат решению в соответствии с общими принципами, на которых она основана (ст. 7). Однако в самой Конвенции не указывается, что же понимается под этой категорией. В противоположность этому в Межамериканской конвенции о праве, применимом к контрактам, 1994 г., которая также использует данное понятие, содержится некоторое уточнение, способствующее уяснению того, что имелось в виду ее создателями, когда предполагалось, что вопросы, прямо не урегулированные в документе, будут разрешаться на основе «общих принципов международного коммерческого права», а именно: «общие принципы, признанные международными организациями». Для полноты картины добавим, что рассматриваемая Конвенция в качестве еще одного критерия восполнения пробела в вопросе применимого права и содержания «общих принципов коммерческого права» упоминает для достижения целей правосудия и справедливости о руководствах, обычаях, а также общепринятых торговых обыкновениях и практике.

 К категории  «общих принципов» специалисты  справедливо относят «Принципы  международных коммерческих договоров  1994 г., разработанные Международным  институтом унификации частного  права (УНИДРУА). По своей правовой природе названные Принципы не относятся ни к международно-правовым соглашениям (договорам, конвенциям), ни к обычаям. Это правила, разработанные в рамках международной (межправительственной) организации, носящие характер рекомендательных норм. Они имеют факультативное действие, т.е. применяются в тех случаях, когда стороны специально сделали на них ссылку в контракте. В подобных ситуациях содержащиеся в Принципах УНИДРУА материальные нормы, касающиеся заключения, исполнения или неисполнения, а также прекращения (расторжения) договора, заменяют собой нормы национального законодательства и тем самым сужают сферу его действия, а значит, и пределы расхождений в материальном праве различных государств. Принципы УНИДРУА, таким образом, направленные на достижение единообразия в правилах поведения для соответствующих отношений, выступают средством и результатом унификации в области права международной торговли.

Эти принципы включают следующие базовые положения:

Свобода договора  -   Стороны   свободны   вступать   в   договор  и  определять  его

содержание.

Свобода формы - существование договора может быть  доказано  любым способом,  включая

свидетельские показания.

Обязательность  договора -надлежаще заключенный договор является обязательным для сторон. Он  может быть  изменен или прекращен только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон или иным образом в соответствии с принципами УНИДРУА.

 Дручгие принципы, которые взяты из МЧП:

Принцип автономии воли сторон - Законодательство большинства государств позволяет сторонам договора самим избрать право, подлежащее применению к их договорным обязательствам.

При регулировании  договорных обязательств основным коллизионным принципом для определения применимого  права выступает принцип автономии  воли сторон. Это означает, что стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по их договору (ст. 1210 ГК РФ).

Принцип национального  режима следует отнести к одному из основных начал международного частного права. Под национальным режимом понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Режим наибольшего  благоприятствования (режим наиболее благоприятствуемой нации) — принцип  регулирования международных частных  отношений, согласно которому правовой статус иностранных граждан уравнивается между собой, т.е. иностранным гражданам одного государства предоставляется такой же объем прав, как и гражданам любого другого иностранного государства.

 

 

5. Национальный режим в ПМТ.

Принцип национального  режима следует отнести к одному из основных начал международного частного права. Под национальным режимом понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

В России этот принцип  в отношении иностранных граждан  закреплен в Конституции. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации  правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, принцип национального режима сформулирован  в Конституции РФ более широко, чем в Законе, поскольку этот принцип подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Исключения из него допускаются лишь на основании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

В области гражданского права применение национального  режима наиболее широким образом  предусмотрено ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, в  которой говорится, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом»

 

Информация о работе Право международной торговли