Право международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.
Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Содержание работы

1. Понятие, источники права международных договоров.
2. Международный договор: понятие, признаки.
3. Классификация международных договоров.
4. Форма международного договора: язык, структура, наименование.
5. Стадии заключения международных договоров.
6. Договор и не участвующие в нем государства.
7. Недействительность международных договоров.
8. Прекращение и приостановление действия международных договоров.

Файлы: 1 файл

контр раб по международному праву.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

Международная организация  представляется лицом, имеющим специальные  полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной  организации представляет ее без  предъявления полномочий (ст. 7 Венской  конвенции 1986 г.).

Подготовка и принятие текста договора. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров  через обычные дипломатические  каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров  подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных  организациях проекты текстов договоров  разрабатываются их главными органами либо специально созданными для этих целей вспомогательными органами. В  практике имеются примеры, когда  международная конференция сама разрабатывала проект текста договора. Так это было с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, текст которой III Конференция ООН по морскому праву готовила с 1974 по 1982 год. Принятием текста договора заканчиваются, в сущности, переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Согласно п. 1 ст. 9 Венской конвенции 1969 года, «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении...» Формами принятия текста договора могут быть подписание или парафирование. На международных конференциях текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры. Однако в том случае, если не была установлена процедура принятия, текст принимается, как это предусмотрено в п. 2 ст. 9 Венской конвенции 1969 года, «путем голосования за него двух третей представителей государств, присутствующих и участвующих в голосовании». Аналогичное положение содержится и в ст. 9 Венской конвенции 1986 года. В международных организациях, например в ООН, тексты договоров принимаются согласно правилам, существующим в этих организациях. Как правило, текст договора принимается путем принятия соответствующей резолюции.

Международная практика выработала новую форму принятия текста договора на международных конференциях и  в международных организациях —  принятие текста договора без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных  возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.

Установление аутентичности  текста договора. Аутентичность текста договора означает, что данный текст  является подлинным и достоверным. Как указывается в ст. 10 Венской  конвенции 1969 года, аутентичность может  устанавливаться путем подписания, подписания ad referendum или парафирования самого текста договора либо заключительного акта конференции, содержащего этот текст. При этом необходимо иметь в виду, что сами договаривающиеся государства устанавливают, каким образом они будут определять аутентичность текста. Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией. Под парафированием понимается, как правило, постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств или международных организаций.

Способы выражения согласия на обязательность договора. Последней  стадией заключения договора является выражение согласия государств и  других субъектов международного права  на обязательность договора. Статьи 11 Венских конвенций 1969 и 1986 годов  установили следующие способы выражения  согласия на обязательность договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация  договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой  другой способ, о котором условились стороны.

Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.

Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются  друг против друга или одна под  другой. В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя  того государства, у которого будет  храниться данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте  также ставится наименование государства, у которого будет храниться данный экземпляр подлинника договора. В  текстах договора на языках, текст  которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне. Такое чередование именуется альтернатом.

Под многосторонним договором  подписи представителей государств располагаются одна под другой в  алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность  подписания представителями государств может начинаться не с первого  места, а с любого другого, определенного  жребием.

В Венских конвенциях 1969 и 1986 годов говорится еще об одном  значении подписания. В соответствии со статьями 18 этих конвенций государства  или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта  и цели. От указанных действий государства  или международные организации  обязаны воздерживаться в отношении  как к не вступившему в силу договору, так и к действующему до того времени, пока они ясно не выразят  своего намерения не становиться  участниками такого договора. Следующим  способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенциями ратификация  — это международный акт. Однако ратификация одновременно является институтом внутреннего права государств, поскольку только внутреннее право  определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Такими органами являются обычно главы  государств и парламенты. Как международный  акт ратификация означает, в сущности, ту процедуру, которую международное  право признает необходимой для  того, чтобы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров. К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора. Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Все сказанное относится  также к актам принятия и утверждения. Необходимо лишь отметить, что принятие и утверждение — это акты, которые  совершаются, как правило, иными  органами государств, чем главы государств и парламенты.

Согласие на обязательность договора может быть выражено путем  обмена документами, например нотами или  письмами идентичного содержания. Необходимо отличать эту процедуру от заключения договора в форме обмена письмами или нотами, в которых содержится сам предмет договора.

Согласие на обязательность договора может быть выражено путем  присоединения к договору (ст. 15 Венских  конвенций). Ни одна из Венских конвенций  не раскрывает понятия присоединения. Между тем международная практика выработала в этом отношении определенные правила. Присоединение обычно осуществляется к уже вступившему в силу договору. Присоединиться может как государство, которое не принимало участия  в подготовке текста договора и его  принятии, так и государство, которое  даже подписало договор, но не выразило своего согласия на обязательность до его вступления в силу. Присоединение  может осуществляться, например, путем  ратификации, принятия, утверждения  или подписания протокола о присоединении.

Ратификация, принятие, утверждение  и присоединение как международные  акты означают необходимость обмена соответствующими документами, их депонирования  или уведомления о принятии таких  актов. При этом ратификация оформляется  в виде ратификационной грамоты, а принятие, утверждение и присоединение  — в виде нот, писем и других документов.

Функции депозитария. Заключение многостороннего договора обусловливает  необходимость назначения депозитария  для хранения подлинника договора и  всех связанных с ним документов. В соответствии со ст. 76 Венской конвенции 1969 года и ст. 77 Венской конвенции 1986 года в качестве депозитария могут  быть назначены одно или несколько  государств, международная организация  или главное исполнительное должностное  лицо такой организации. Например, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 годов  является Генеральный секретарь  ООН.

В соответствии со ст. 77 Венской  конвенции 1969 года и ст. 78 Венской  конвенции 1986 года в функции депозитария  входят: хранение таких документов, как полномочия, ратификационные  грамоты, документы о присоединении; подготовка заверенных копий с подлинника договора для рассылки их участникам, а также государствам и международным  организациям, имеющим право стать участниками договора; информирование о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; изучение вопроса о том, находятся ли подписи, документы, уведомления и сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежащей форме; сообщение государствам или международным организациям, имеющим право стать участниками договора, о том, когда было получено необходимое для вступления договора в силу число подписей, ратификационных грамот или документов, касающихся акта официального подтверждения, или документов о принятии, утверждении или присоединении; информация участников договора об оговорках, возражениях против них и о снятии оговорок; регистрация договора в Секретариате ООН. Функции депозитария являются по своему характеру международными, и при их выполнении он должен действовать беспристрастно.

Регистрация и опубликование  договоров. XX столетие характеризуется  тем, что международные договоры стали регистрироваться. До второй мировой войны регистрацией договоров  занимался Секретариат Лиги Наций. С образованием Организации Объединенных Наций государства, являющиеся ее членами, обязаны в соответствии со ст. 102 Устава регистрировать свои договоры в Секретариате ООН. Если договор  не зарегистрирован, то государства  не могут ссылаться на него ни в  одном из органов ООН. В свою очередь, Секретариат ООН при первой возможности  публикует зарегистрированные договоры в специальной серии сборников. Включение этой статьи в Устав  ООН преследовало цель ограничить тайную дипломатию и довести до сведения международного сообщества содержание договоров.

Кроме Секретариата ООН регистрацией договоров занимаются и другие международные  организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован  в международной организации, он подлежит, как следует из Венских  конвенций, обязательной регистрации  в Секретариате ООН.

Многими государствами предусматривается  порядок публикации договоров, заключенных  с их участием. Внутригосударственная  публикация носит наименование промульгации.

Оговорки. Венские конвенции определяют оговорку как одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации. Однако Венские конвенции ограничивают право делать оговорки. Так, государство или другой субъект не имеет права делать оговорку, если она запрещена самим договором, несовместима с объектом и целями договора либо не входит в число разрешенных договором.

Если допустимость оговорки к той или иной статье прямо  предусмотрена в самом договоре, она не требует какого-либо специального принятия договаривающимися сторонами. В отношении других случаев Венские  конвенции устанавливают двенадцатимесячный срок для возражений против оговорок. Если такого возражения не было высказано, то оговорка считается принятой.

Юридические последствия  оговорки и принятия ее другим участником заключаются в том, что оговорка изменяет для сделавшего оговорку участника  в его отношениях с этим другим участником положения договора, к  которым относится оговорка. Если какой-либо участник возражает против оговорки другого участника, то договор  действует между ними, за исключением  тех положений договора, к которым  сделана оговорка. Участник, возражающий  против оговорки, имеет право заявить, что договор в целом не будет  действовать между ним и участником, который сделал оговорку.

Оговорки, возражения или  согласие с оговорками должны быть сделаны в письменной форме и  доведены до сведения договаривающихся сторон. Согласие с оговоркой может  быть и молчаливым. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или подтверждению, то она должна быть подтверждена участником при выражении согласия на обязательность для него договора. Участник, сделавший оговорку, имеет право снять ее в любое время. В этом случае согласия участников, признавших оговорку, не требуется. Возражение против оговорки также может быть снято в любое время. Снятие оговорки и возражения против нее должны быть оформлены в письменном виде. Государства при подписании, ратификации, принятии, утверждении или присоединении к договору иногда делают заявления, раскрывающие их позиции по некоторым положениям договора. Такие заявления являются односторонними актами, которые не следует смешивать с оговорками, поскольку они не направлены на изменения договорных положений и юридических последствий не имеют.

6. Договор и не участвующие в нем государства.

Согласно Венской конвенции  о праве международных до¬говоров "третье государство означает государство, не являющееся участником договора" (ст. 2 "h"). Договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (ст. 26 Конвенции). Вместе с тем в некоторых случаях возникает проблема "взаимоотношений" между международным договором и третьими государствами или иными участниками международных отношений, не участвующими в данном международном договоре, — международными организациями, народами, борющимися за независимость, государствоподобными образованиями. Это касается, во-первых, предоставления прав не участвующим в договоре субъектам и возложения на них обязанностей; во-вторых, возможного причинения ущерба их правам и интересам посредством заключения данного договора (точнее, его будущей реализацией).

 Предоставление прав  и возложение обязанностей на  третьи государства и третьи  международные организации регулируются  Венскими конвенциями о праве  международных договоров и о  праве договоров между государствами  и международными организациями  или между международными организациями  (в обеих Конвенциях ст. 34—38, их  содержание лишь незначительно  отличается).

 Конвенции закрепляют  следующие правила: 1) права и обязательства  для третьего государства (или  третьей организации) не создаются  без его (ее) согласия, волеизъявления; 2) права и (или) обязательства возникают для третьего государства (организации), если государства — участники договора имели на это намерение (т. е. это акт волеизъявления государств-участнков); 3) согласие третьего государства (организации) принять на себя обязательство по договору должно оформляться письмен¬но; 4) согласие третьего государства (организации) принять предоставленное право не требует письменного оформления, оно предполагается, пока не будет доказательства противного. Государство пользуется предоставленными по договору правом на условиях, в нем предусмотренных; 5) обязательство, принятое третьим государством (организацией) может быть отменено или изменено только по согласию между государствами-участниками и третьим государством (организацией). Право, принятое третьим государством (организацией), не может быть отменено или изменено государствами — участниками договора без согласия третьего государства (организации), если установлено, что таким было намерение государств-участников. Таким образом, предоставление прав, возложение обязанностей и их принятие представляют собой своеобразные волевые решения — своего рода соглашения (явно выраженные — письменные — или молчаливые). Однако третье государство (организация) не становится участником договора. Можно считать его участником тех норм, которые закрепляют принятые им права или обязательства.

Информация о работе Право международных договоров