Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 19:48, реферат
Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей
Современная правовая система Франции
в своих основных чертах сформировалась
в период Великой французской
революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие
за нею десятилетия, особенно в годы
правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими
документами этой эпохи, предопределившими
становление и дальнейшее развитие правовой
системы Франции, являются Декларация
прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных
актов периода Революции и кодификация
важнейших отраслей права - 5 кодексов,
подготовленных под наблюдением, а иногда
и при непосредственном участии Наполеона:
Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский
процессуальный кодекс 1806 г., Торговый
кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный
кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.
Большинство названных актов и поныне
сохраняют свою юридическую силу: Декларация
прав человека и гражданина считается
составной частью действующей Конституции
1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3
(Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя
и подверглись значительным изменениям,
признаются действующими, и лишь 2 кодекса
заменены новыми: Уголовно-процессуальный
- полностью и Гражданский процессуальный
- частично.
В эпоху "старого режима", предшествовавшую
буржуазной революции, важнейшую роль
среди источников права играли официально
издававшиеся с XVI в. собрания правовых
обычаев, среди которых насчитывалось
около 700 собраний местных обычаев и около
60 собраний "общих обычаев", действовавших
на территории одной или нескольких провинций
(ведущими были "Обычаи Парижа"). Французские
правовые обычаи, записи которых сохранились
начиная с V в., в свою очередь формировались
под сильным влиянием римского и канонического
права (главным образом на юге страны)
либо обычного права древнегерманских
племен (на севере страны), но со временем
приобрели самостоятельный и весьма противоречивый
характер, что и привело к попыткам объединить
правовые обычаи в масштабе если не всей
Франции, то ее больших исторических областей.
Наряду с правовыми обычаями известную
роль среди источников права в XVII-XVIII вв.
стали играть законодательные акты, издававшиеся
королевской властью. Среди них особое
значение имели ордонансы, подготовленные
правительством Кольбера, в том числе:
о гражданском процессе (1667), об уголовном
процессе (1670), о торговле (1673), а позднее
и королевские ордонансы правительства
д'Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях
(1735), об урегулировании семейных имущественных
споров (1747) и др. Многие положения этих
актов в более или менее переработанном
виде вошли в Гражданский, Торговый и другие
наполеоновские кодексы, а Гражданский
процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной
мере воспроизведением кольберовского
Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно
меньшее влияние на кодификацию оказали
нормы обычного права, прежде всего собранные
в "Обычаях Парижа".
Составители наполеоновских кодексов,
опираясь на многовековой опыт французского
права, предприняли в сфере правового
регулирования такие революционные преобразования,
которые обеспечили максимально свободное
развитие капиталистических отношений.
При этом найденные ими формы изложения
правовых институтов, и прежде всего при
составлении Гражданского кодекса 1804
г., оказались в большинстве случаев настолько
адекватными экономике и социальным условиям
капитализма, что были воспроизведены
в законодательстве многих стран Европы
и других континентов либо послужили ориентирами
при подготовке там соответствующих кодексов.
В современной системе источников права
центральное место занимают Конституция
Французской Республики 1958 г., Декларация
прав человека и гражданина 1789 г., а также
содержащая развернутое изложение демократических
прав и свобод граждан преамбула к Конституции
1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная
составной частью действующей Конституции
страны. Среди законодательных актов,
издаваемых французским Парламентом,
особую роль играют органические законы,
дополняющие важнейшие конституционные
положения. Обычные законы - акты Парламента
- регулируют либо отрасли права, либо
отдельные правовые институты. К числу
обычных законов относятся и кодексы,
соответствующие традиционной наполеоновской
схеме законодательства: гражданский,
уголовный и другие, изменения в которых
также производятся путем издания законов,
если законодатель не предписывает иного.
Действующая Конституция 1958 г. допускает
широкие возможности правового регулирования
путем издания регламентарных актов исполнительной
властью - Правительством, министрами
и уполномоченными на то органами администрации.
В ст.34 Конституции определен перечень
областей правового регулирования, находящихся
в исключительной компетенции законодательной
власти: права и свободы граждан, правила
национализации и денационализации предприятий,
порядок выборов в Парламент и местные
органы самоуправления, уголовная ответственность
и судопроизводство, а также определение
основных принципов, существенных для
обороны страны, финансов, образования,
для гражданского и торгового права, для
трудового права и социального обеспечения
и др.
Все остальные правовые вопросы, не входящие
в область законодательства, охватываются
регламентарными актами различного уровня.
Среди них наиболее значимы ордонансы
- акты, принимаемые Правительством с разрешения
Парламента и по заключению Государственного
совета в областях, обычно регулируемых
законодательством. Ордонансы подлежат
утверждению Парламентом в течение определенного
срока, после чего они приобретают силу
закона. Важное место в системе регламентарных
актов занимают подписываемые Президентом
правительственные декреты, часть которых
может быть принята только после заключения
Конституционного совета, либо декреты,
издаваемые Президентом без предварительного
обсуждения их в Совете министров.
Наряду с классическими кодексами, основное
содержание которых было определено еще
в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась
практика издания консолидированных законодательных
актов по отдельным достаточно крупным
отраслям правового регулирования. Эти
нормативные акты также именуются кодексами,
хотя в отличие от "классических"
они могут включать нормы, изданные не
только в законодательном порядке, но
и посредством регламентарных актов. Ныне
насчитывается несколько десятков таких
кодексов - о труде, дорожный, сельскохозяйственный,
налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения
и др. Известную роль в качестве источников
права играют во Франции также правовые
обычаи, прежде всего в области торговли,
и судебная практика, в особенности постановления
Кассационного суда. В некоторых случаях
эти постановления служат не только общим
ориентиром для судебной практики по определенным
категориям дел, но и указанием при решении
конкретных вопросов, по которым имеются
пробелы в законодательстве