Правовое регулирование биржевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы исследования неоспорима, поскольку биржи являются необходимым элементом в рыночной инфраструктуре любого государства, стимулируют развитие рынка и несовершенствование биржевого законодательства может «затормозить» развитие экономики.
Как показывает мировой опыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное внимание проблемам, связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организации обеспечивают справедливость и законность рыночных операций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БИРЖИ
1.1 Понятие и значение биржи………………………………………………..5
1.2 Функции биржи ……………………………………………………………7
1.3 Виды бирж…………………………………………………………….…….9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Порядок проведения организации торгов……………...………………..17
2.2Пути совершенствования российского законодательства регулирующего биржевую деятельность ………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .…………………………..24

Файлы: 1 файл

биржа курсовик.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

Валютные биржи создаются для организации и обслуживания рынка иностранной валюты. Они наиболее жестко контролируются со стороны государства (в лице Банка России) в отличие от других видов бирж. Мировой опыт показывает, что в дальнейшем торговля валютой вряд ли будет обособлена от торговли ценными бумагами.

Основное количество бирж, возникших в России пришлось на товарные и товарно-фондовые. Чисто фондовых и валютных бирж практически не было. В первые годы деятельности в нашей стране отсутствовало законодательное разделение бирж на товарные, фондовые и валютные, поэтому товарные биржи торговали как товарами, так и ценными бумагами, а фондовые – специализировались только на ценных бумагах. В настоящее время товарные биржи имеют право торговать ценными бумагами только при наличии специального фондового отдела и соответствующей лицензии на торговлю ценными бумагами.

Смешанные товарно-фондовые биржи появились как результат деятельности посредников, цель которых получить выгоду от одновременной работы на одном рынке одновременно как с товарами, так и с ценными бумагами. Дальнейшее развитие рынка и усиление конкурентной борьбы в экономике России потребует специализации бирж. Это будет результат развития самого рынка независимо от вмешательства государства в рыночные отношения.

2. По принципу организации (роли  государства в создании бирж) различают два вида бирж:

2.1. публично-правовые (государственные  биржи);

2.2. частно-правовые (частные биржи);

Биржи, носящие публично0правовой характер, в России контролируются государством и создаются на основе Закона РФ «О биржах». Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, не являющиеся членами биржи, также допускаются к совершению операций согласно приобретаемым ими разовым билетам.

Биржи, имеющие частно-правовой характер, доступны только узкому кругу лиц, входящих в биржевую корпорацию. Число членов таких бирж ограничено. Биржи такого вида являются паевыми обществами. Их уставной капитал делится на определенное количество паев (сертификатов). Каждый член биржи должен быть владельцем хотя бы одного пая (сертификата), который дает ему право заключать сделки в помещении биржи.

Многие экономисты относят российские биржи к частным торговым ассоциациям, которые руководствуются на руду с официальным законодательством собственными правилами самоуправления4.

Биржи в России имели статус публично-правового института, находящегося под контролем или в непосредственном ведении специальных государственных органов управления. Это был результат неразвитости торгово-посреднической деятельности и недостаток в крупных частных капиталах. В последнее время биржи создаются не как государственные организации, занимающие определенное место в иерархии государственного управления, а как акционерные общества.

3. Созданные биржи в основном  регистрировались как акционерные  общества или товарищества с  ограниченной ответственностью. Это предоставляло учредителям биржи большую свободу при подготовке необходимых документов, позволяло заложить такой механизм управление и распределение прибыли, который устраивал бы их. Учредителей привлекало и то, что биржа в форме товарищества могла быть зарегистрирована в местных органах власти5. Отдельные биржи регистрировались как частный индивидуальный предприятия.

4. По форме участия посетителей  в торгах биржи могут быть  открытыми и закрытыми. В торгах на открытых биржах участвуют ее постоянные члены, выполняющие роль биржевых посредников, поэтому доступ непосредственных покупателей и продавцов в биржевой зал закрыт. Для закрытых бирж характерным признаком является наличие специализированной системы органов сбора и до биржевой обработки заказов, т.е. существование периферийных служб бирж.

В торгах на открытых биржах, кроме постоянных членов и биржевых посредников, могут принимать участие и посетители. При этом открытые биржи бывают двух типов:

1. чисто («идеально») открытая биржа, на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников. Их даже вообще может и не быть, так как на таких биржах обеспечивается свободный доступ в биржевое кольцо продавцов и покупателей. Таким образом, чисто открытая биржа характеризуется прямыми связями производителей и потребителей;

2. открытая биржа смешанного типа, на которой непосредственно с продавцами и покупателями трудятся две группы посредников (брокеры, работающие от имени и за счет клиента; дилеры, осуществляющие операции на бирже от своего имени и за свой счет).

В соответствии суставами большинство товарных бирж в нашей стране являются закрытыми, хотя для увеличения биржевого оборота иногда привлекаются к торгам и непосредственные клиенты путем (продавцы или покупатели) наделения их статусом разового или постоянного посетителя для заключения сделок. Степень открытости биржевого собрания непосредственно связана с торговой стратегией, чаще всего открытость биржи используется в рекламных целях или для оживления торгов. К тому же открытость бирж можно объяснить неразвитостью биржевого механизма, позволяющего участвовать в торгах непрофессиональным участникам биржевого рынка. Закрытый характер биржи соответствует самой ее концепции как организация (ассоциация) торгующих (посредников), создаваемой для обеспечение торговли и удовлетворения их интересов, а не для привлечения и инвестирования капитала. Поэтому для бирж, защищающих интересы торговли, закрытый характер более предпочтителен.

5. По номенклатуре товаров, являющихся  объектом биржевого торга, они  подразделяются на универсальные (общего типа) и специализированные.

На универсальных биржах ведутся торги по широкому кругу разнообразных торгов.

Специализированные биржи имеют потоварную специализацию или специализацию по групповым товарам. Специализация заключается в том, что в акционеры привлекаются непосредственные производители той или иной товарной группы. Преимуществами специализированных бирж является: снижение издержек торговли, ослабление диктата монополизированных производителей, выявление цены на которую могут ориентироваться, обработка биржевого стандарта, а затем фьючерсного контроля на продукт специализации биржи.

1. В зависимости от места и  роли бирж в мировой торговле, выполняемых функций и ориентации  на рынке их принято делить  на международные и национальные.

Международные биржи представляют собой особый вид постоянно действующего потового рынка, охватывающий несколько государств, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары. Особенностью международных бирж является обеспечение свободного перевода прибыли, получаемой по биржевым операциям, а также заключение спекулятивных сделок, которые дают возможность получения прибыли на разнице котировальных цен на биржах разных стран6.

Национальные биржи действуют в пределах одного отдельно взятого государства, учитываются особенности развития производства обращения и потребления материальных ресурсов, присущие данной стране. Валютный, налоговый и торговый режимы данного государства препятствуют проведению арбитражных сделок и участию в биржевой торговле лиц и фирм – нерезидентов страны место нахождения биржи.

7. В зависимости от сферы деятельности  биржи в нашей стране можно  разделить на центральные (столичные), межрегиональные и региональные (локальные).

Территориальное положение бирж в стране должно соответствовать центрам торговых связей и транспортных путей. Межрегиональные биржи, как правило, объединяют районы производства и потребления товаров. Большинство бирж в России следует отнести к локальным и ли региональным.

8. по характеру операций мировая  практика биржевой торговли выделяет  следующие виды бирж:

1 реального товара;

2 фьючерсные;

3. опционные;

4. смешанные.

Биржа реального товара характерна для начального этапа биржевой торговли, ее отличительными чертами считают регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту подчиненность определенным правилам, торговлю массовыми, однородными товарами, отдельные партии которого взаимозаменяемы. Совершение сделок происходит при отсутствии товара на основе описания. Основная черта – это обязательная продажа и поставка товара после проведения торгов.

Фьючерсные биржи. Они отражают превращение биржи из рынка реального товара в рынок прав на товар. Фьючерсные биржи являются своеобразными финансовыми институтами, обслуживабщими торговлю. Без банковского кредитования, достаточной массы свободных денежных средств фьючерсная торговля невозможна. Она одновременно представляет собой рынок цен соответствующих товаров и оказывает существенное влияние Ии на биржевые котировки, и на фактические цены конкретных сделок с реальными товарами.

Опционные биржи. Используются для страхования участников биржевой торговли, так как дают возможность покупателям опционов ограничить возможные убытки при заключении биржевых сделок. Для российских бирж возможно заключение на одной бирже всех видов сделок: с реальным товаром, фьючерсных и опционных. Поэтому их можно отнести к смешанным биржам.

9. В зависимости от характера  деятельности выделяют биржи  прибыльные (коммерческие) и бес  прибыльные (некоммерческие).

Поскольку биржи организовывались за счет объединения капиталов небольшого количества числа акционеров-инвесторов, они согласно

долевому вкладу в уставный капитал ожидали получить прибыль, обещанную им в виде дивидендов. В большинстве случаев биржа создавалась как объединение продавцов для упрощение их операций на самой бирже. Необходимость в коммерческой деятельности биржи заключается в обеспечении дивидендами своих членов.

Эффект в организации биржи состоит в снижении затрат у ее учредителей и членов при проведении коммерческих сделок.

 

 

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Порядок организации и проведения электронных торгов

 

В 2009 году было введено понятие электронной площадки и оператора электронной площадки. Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивающие проведение открытых аукционов в электронной форме. Для обеспечения доступа к участию в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, оператор осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.

Для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, аккредитованный участник размещения заказа должен зарегистрироваться на электронной площадке в качестве участника соответствующего аукциона посредством использования средств идентификации. Регистрация проводится бесплатно в любое время с момента размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме до момента окончания проведения аукциона.

В редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливался. Этот факт в 2005 – 2006 гг. вызывал много вопросов. Высказывались мнения, что из-за его отмены при проведении открытого аукциона в электронной форме увеличивается длительность данной процедуры, поскольку «шаг» мог бы искусственно занижаться поставщиками7. Новая редакция Закона о размещении заказов предусматривает, что при проведении аукциона в электронной форме участники аукциона подают в форме электронных документов предложения о цене контракта, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены контракта на «шаг аукциона», указанный в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. При поступлении первого предложения о цене контракта, являющейся в момент проведения аукциона наиболее низкой, участник аукциона, подавший такое предложение, должен незамедлительно уведомляться об этом оператором.

Указанные поправки в ФЗ о проведении аукциона в электронной форме призваны способствовать предотвращению коррупции при размещении и проведении государственных и муниципальных закупок. Однако, по мнению представителей Федеральной антимонопольной службы, еще не все проблемные вопросы сняты. В частности, ФАС намерена продолжить работу над нормативной документацией по электронным аукционам8.

 

2.2 Пути совершенствования российского законодательства регулирующего биржевую деятельность

 

Преобразование российского законодательства необходимо совершать в несколько этапов.

На первом этапе необходимо внести в действующее законодательство и нормативное регулирование такие изменения, которые бы предоставили возможность уже работающим структурам продолжать свою деятельность.

Речь идет о том, чтобы оставить все так как есть, не заставляя инфраструктурные институты изменять организационно-правовую форму, внутреннюю структуру (создавая новые дочерние компании и т.п.). На практике это означает отказ от требования, адресованного, по крайней мере, к уже созданным валютным и товарным биржам, реорганизовываться в некоммерческие партнерства или создавать дочерние компании в форме некоммерческих партнерств9.

Кроме того, представляется целесообразным ограничить круг запретов на совмещение деятельности организатора торговли лишь совмещением с профессиональной брокерской (дилерской) деятельностью. При этом торговые, расчетно-клиринговые системы должны иметь право обслуживать максимально широкий спектр финансовых инструментов - валюта, драгметаллы, производные инструменты (фьючерсы, опционы), ценные бумаги и т.п.

Информация о работе Правовое регулирование биржевой деятельности