Правовое регулирование брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в процесс которой вовлечена и Российская Федерация. В последние годы вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Правовое регулирование брака
1.1 Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом
1.2 Правоотношения между супругами
1.3 Расторжение брака в международном частном праве
Глава 2 Семейные отношения с участием детей
2.1 Правоотношения между родителями и детьми
2.2 Международное усыновление
2.3 Опека и попечительство над детьми
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мчп контр.работа.docx

— 39.59 Кб (Скачать файл)

3) один из его родителей  имеет гражданство РФ, а другой  родитель является иностранным  гражданином, при условии, что  ребенок родился на территории  РФ либо, если в ином случае  он станет лицом без гражданства;

4) родители ребенка, находящегося  на территории РФ, неизвестны  и не объявились в течение  шести месяцев со дня обнаружения  ребенка;

5) оба его родителя  являются гражданами иностранного  государства, не предоставившего  ребенку, родившемуся на территории  РФ, своего гражданства;

6) оба родителя ребенка,  родившегося на территории РФ, являются лицами без гражданства. 

Права и обязанности родителей  и детей регулирует ст. 163 СК РФ. Основная коллизионная привязка - закон совместного  места жительства родителей и  детей. При отсутствии совместного  места жительства применяется закон  гражданства ребенка. Алиментные обязательства  и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК РФ). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

2.2 Международное  усыновление

На международном уровне основные вопросы усыновления (удочерения) разрешаются в Европейской Конвенции  об усыновлении детей 1967 г.

В последние годы чрезвычайно  распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. Коллизионные вопросы усыновления возникают  в связи с различиями предписаний  материального права в законодательстве разных стран: возможность усыновления  совершеннолетних лиц, согласие усыновляемого  и его кровных родственников, сохранение правовой связи усыновленного  лица с его кровными родственниками и другое.

Обычно, при усыновлении  применяется личный закон усыновителя  или личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное применение). К усыновлению одним (обоими супругами) применяется статут общих последствий  брака. Для определения перечня  требований, предъявляемых к выражению  согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему  комплексу вопросов усыновления  необходимо учитывать закон гражданства  ребенка. Дополнительно применяется  закон суда, особенно, когда требования к выражению согласия по закону гражданства  невыполнимы или их выполнение затруднено.

Основным коллизионным принципом, применяемом при усыновлении (удочерении) или при отмене усыновления (удочерения) иностранными гражданами российских детей  на территории РФ, является закон гражданства  усыновителя. При этом должны быть соблюдены  требования российского законодательства, обеспечивающие защиту интересов детей при усыновлении (удочерении) (п. 1 ст. 165 СК РФ).

Применение при усыновлении  на территории РФ иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими  гражданами, которые после усыновления скорее всего будут проживать за пределами РФ. Соблюдение иностранного законодательства позволяет обеспечить соответствующий статус ребенка в этом государстве. Следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами, сохраняет гражданство РФ. Гражданство этого ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей (единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Дети, в отношении которых  допускается усыновление, порядок  учета таких детей и лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления  определяются по российскому законодательству. Усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только:

1) по истечении трех  месяцев со дня поступления  сведений о детях, нуждающихся  в устройстве в семью, в государственный  банк данных о детях, оставшихся  без попечения родителей;

2) если не представилось  возможным передать этих детей  на воспитание в семьи граждан  РФ, постоянно проживающих на  территории РФ, или на усыновление  родственниками детей, независимо  от места их жительства и  гражданства (ст. 124 СК РФ).

Усыновление (удочерение) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

При усыновлении (удочерении) на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного  представителя ребенка и компетентного  органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это  требуется в соответствии с законодательством  указанного государства, согласие ребенка  на усыновление.

В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами  территории РФ, если иное не предусмотрено  международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами  международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят  на учете до достижения ими совершеннолетия.

На консульские учреждения Российской Федерации возложена  обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей -- граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пределами. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством РФ.

Усыновление (удочерение) являющегося  гражданином РФ и проживающего за пределами РФ ребенка, произведенное  компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения  предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы  территории РФ.

2.3 Опека и попечительство  над детьми

Гражданско-правовой институт опеки и попечительства представляет собой комплекс мер, направленных на охрану личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. В семейном праве опека и  попечительство представляют собой  совокупность норм, направленных на охрану личных и имущественных прав и  интересов несовершеннолетних. Опека устанавливается над малолетним, а попечительство - над несовершеннолетним. В праве стран континентальной Европы опека назначается в отношении несовершеннолетних, потерявших родителей; если родители лишены родительских прав или дееспособности в судебном порядке (Швейцария). В англо-американском праве опека связана с охраной ребенка, поскольку его опекунами с рождения по закону являются его родители (как и во Франции).

Опекуном может быть дееспособное лицо. Круг лиц, на которых могут  быть возложены обязанности опекунов, практически везде ограничен: 1) опекунами  не могут быть лица, сами находящиеся  под опекой; 2) опекунами не могут  быть лица, имеющие попечителей или  лишенные по суду почетных прав и преимуществ; 3) опекунами не могут быть лица, ведущие  аморальный образ жизни; 4) опекунами не могут быть лица, чьи интересы находятся в противоречии с интересами подопечного; 5) опекунами не могут быть лица, объявленные несостоятельными или в отношении которых не закончено конкурсное производство; 6) опекунами не могут быть лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершеннолетнего, когда они были живы.

В США и Великобритании опекун приобретает статус доверительного собственника. Деятельность опекуна  контролируется опекунским судом и  семейным советом. В странах континентальной  Европы над несовершеннолетним, чьи  родители или опекуны временно не могут выполнять свои обязанности  по представительству, назначаются  попечители. Во Франции опекун назначается  семейным советом, в Швейцарии - опекунским судом, в Великобритании и США - судом. В обязанности опекуна входит забота о развитии личности подопечного, представительство его в гражданских делах. Опекун несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения его дел.

Приемная семья является формой попечительства. Приемные родители по отношению к приемным детям  обладают правами и обязанностями  опекунов (или попечителей). Договор  о передаче ребенка в приемную семью должен предусматривать права  и обязанности приемных родителей; условия содержания, воспитания и  образования ребенка; срок пребывания в этой семье; обязанности органов  опеки и попечительства; условия  и последствия прекращения договора. Приемные родители являются законными  представителями приемного ребенка, защищают его законные права и  интересы. Договор о передаче ребенка  в приемную семью может быть досрочно расторгнут по инициативе органа опеки и попечительства; по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин; в случае возвращения ребенка родителям или его усыновления.

Отдельные вопросы опеки  и попечительства над несовершеннолетними  решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними 1902 г. и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними 1905 г. Эти конвенции содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяется в соответствии с национальным законом подопечного. Опека или  попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного  государства, может быть учреждена, только если закон страны, гражданство  которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой  исключительного нрава учреждения опеки и попечительства над своими гражданами. Правоотношения между опекуном и попечителем регулируются национальным законом подопечного.

По делам о защите несовершеннолетних в 1961 г. была принята Конвенция о  компетентных органах и праве, в  соответствии с которой в вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих дел применяют свое собственное право.

В РФ данная проблема решается в гражданско-правовом порядке при  помощи «цепочки» коллизионных норм. В ст. 1199 ГК РФ (Право, подлежащее применению к опеке и попечительству) установлено  следующее:

- опека или попечительство  над несовершеннолетними, недееспособными  или ограниченными в дееспособности  совершеннолетними лицами устанавливается  и отменяется по личному закону  лица, в отношении которого устанавливается  либо отменяется опека или  попечительство;

- обязанность опекуна  (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону  лица, назначаемого опекуном (попечителем);

- отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся  под опекой (попечительством), определяются  по праву страны, учреждение которой  назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся  под опекой (попечительством), имеет  место жительства в РФ, применяется  российское право, если оно  более благоприятно для этого  лица.

Основная коллизионная привязка - это личный закон опекаемого и  подопечного. Законодатель предусмотрел сочетание нескольких видов коллизионных привязок (принцип расщепления коллизионной привязки) - применение закона страны компетентности учреждения, личного закона опекуна (попечителя), закона страны регистрации акта, российского права (если оно наиболее благоприятно для подопечного (опекаемого).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной курсовой работе мы изучили особенности правового  регулирования брачно-семейных отношений  международного характера; рассмотрели  заключение брака; признание браков, заключенных за рубежом; консульские  браки; охарактеризовали правоотношения между супругами; проанализировали расторжение брака в международном частном праве; изучили правоотношения между родителями и детьми; рассмотрели процесс усыновления (удочерения).

Необходимо заметить, что  начиная с 1997 г. в Российской Федерации  уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным усыновлением. 19 сентября 1997 г. Государственной Думой  было принято постановление «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением», в котором  обращено внимание на необходимость  государственного контроля за соблюдением  прав детей - граждан РФ, усыновляемых иностранцами. В 1998 г. в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» в ст. 165 СК была включена норма о том, что при усыновлении в Российской Федерации детей - граждан РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан Российской Федерации. Позднее, 29 марта 2000 г., Правительством РФ было принято постановление «О правилах постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». К сожалению, возложение обязанности на иностранных граждан ставить на учет в консульских учреждениях усыновленных детей на практике может быть малоэффективным. Однако уже сам факт постановки проблемы по вопросам международного усыновления на государственном уровне является для России важным как в политическом, так и в правовом аспектах.

Информация о работе Правовое регулирование брака