Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 13:22, контрольная работа
Все действующие на сегодняшний день непосредственно в сфере регулирования инвестиционной деятельности законодательные акты России определяют единый правовой режим функционирования на российском рынке зарубежных инвесторов, но только вкупе с международными договорами в этой сфере, участницей которых выступает Россия. Именно здесь и заключена генеральная особенность регулирования иностранных инвестиций.
Введение 3
1. Понятие иностранных инвестиций 5
2. Международно-правовое и внутреннее регулирование 7
3. Режим иностранных инвестиций 13
4. Правовые гарантии для иностранных инвесторов 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Каждое государство
устанавливает определенный порядок
допуска иностранного капитала. В
одних странах действует
При любой системе
государство, принимающее инвестиции,
может устанавливать запреты
и ограничения для
Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся странах отличается большим разнообразием, что объясняется существенными различиями в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В одних странах иностранный капитал ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде случаев национализировался, в других - поощрялся путем предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному капиталу характерны частные колебания и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений, вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут вразрез с национальными интересами этих стран.
К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся:
а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств;
б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли;
в) установление обязательной
доли участия национального
г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.);
д) определение концессионной политики.7
Правовой режим иностранной собственности определяется, прежде всего, внутренним законодательством развивающихся стран (горным законодательством, законами о разработке природных богатств, специальными инвестиционными кодексами). В данной области международного частного права нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, т.е., как правило, применяется не коллизионный, а прямой метод регулирования.
В законодательстве об иностранных
инвестициях, а также международных
договорах применяются
Возможно и одновременное применение обоих этих режимов (например, Соглашение России с Японией 1998 г.). Согласно Федеральному закону РФ от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Закон предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима: изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера.
Предоставление иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено в международных договорах, что не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство МБРР). Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это касается прежде всего защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта, импорта и других юридических аспектов. В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности».8
Федеральный закон об
иностранных инвестициях
- гарантию правовой
защиты деятельности
- гарантию использования
иностранным инвестором
- гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
- гарантию участия
иностранного инвестора в
- гарантию перехода
прав и обязанностей
- гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);
- гарантию права иностранного
инвестора на
- гарантию использования
на территории России и
- особо следует отметить
наличие в Законе гарантий
компенсации при
Гарантия компенсации при национализации и реквизиции в Законе формулируется следующим образом: имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.
При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату.
В случаях приватизации установлены ограничения в отношении приобретения иностранцами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности9.
Практическое значение для иностранных инвесторов имеет признание их прав собственности на городские земли и участки, на которых находятся промышленные, торговые и иные объекты. Несмотря на наличие изъятий, иностранные лица сохраняют право собственности на земельные участки, приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке приватизации10.
Проблематика правового регулирования иностранных инвестиций далеко выходит за пределы международного частного права, даже при самом широком понимании частноправовых отношений с иностранным элементом, характерным для российской доктрины. Традиционно в отечественных курсах и учебниках рассматриваются вопросы определения самого понятия и форм иностранных капиталовложений как объекта правоотношений, в том числе и гражданско-правового характера, защиты вещных прав в этой области, определения правового статуса субъектов - предприятий с иностранными инвестициями как субъектов отношений, договорных отношений, гарантий прав инвесторов, порядка рассмотрения инвестиционных споров.
Анализ законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности позволяет сделать вывод о том, что международное частное право продолжает занимать свое место и играть свою роль в регулировании отношений с участием иностранного инвестора и осуществлением иностранных инвестиций в России. Но его место все более смещается в орбиту применения унифицированных материально-правовых норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних международных соглашениях, разработки и применения особых процедурных норм международного характера, устанавливающих механизмы разрешения споров с участием иностранных инвесторов, страхования инвестиционных рисков и т.д. Определенной тенденцией является тесное взаимодействие международного частного и международного публичного права в регулировании инвестиционных отношений. Его результатом является и появление особых полисистемных комплексов в теории международного права - международного экономического или инвестиционного права.
В подавляющем большинстве случаев международное частное право не претендует на регулирование частноправовых отношений с участием иностранного инвестора в России в связи с тем, что они напрямую регулируются нормами гражданского или предпринимательского права, причем чаще всего без учета наличия иностранного элемента. И это является вполне закономерным и соответствует идеям законодателя максимально уравнять правовой статус отечественных и иностранных субъектов хозяйствования, реализовать принцип национального режима, предоставляемого иностранным предпринимателям.
1 Юшкарев И.Ю. «Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве: современные тенденции» // «Юрист», 2006, № 12
Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций