Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Все действующие на сегодняшний день непосредственно в сфере регулирования инвестиционной деятельности законодательные акты России определяют единый правовой режим функционирования на российском рынке зарубежных инвесторов, но только вкупе с международными договорами в этой сфере, участницей которых выступает Россия. Именно здесь и заключена генеральная особенность регулирования иностранных инвестиций.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие иностранных инвестиций 5
2. Международно-правовое и внутреннее регулирование 7
3. Режим иностранных инвестиций 13
4. Правовые гарантии для иностранных инвесторов 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

международное право.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Каждое государство  устанавливает определенный порядок  допуска иностранного капитала. В  одних странах действует разрешительная (или лицензионная) система (например, в Индии, ряде государств Латинской Америки), в других - установлен в принципе свободный доступ капитала. Суть разрешительной системы состоит в том, что инвестору выдается предварительное разрешение (лицензия) на осуществление инвестиционной деятельности. Преимущество этой системы состоит в том, что она обеспечивает лучшие возможности для контроля над деятельностью иностранного инвестора. В то же время установление дополнительных ограничений для доступа капитала создает большие возможности для коррупции административного аппарата, ведающего выдачей разрешений.

При любой системе  государство, принимающее инвестиции, может устанавливать запреты  и ограничения для осуществления  иностранными инвесторами определенных видов деятельности или для осуществления  такой деятельности на определенных территориях.

Правовое положение  иностранных инвестиций в развивающихся  странах отличается большим разнообразием, что объясняется существенными  различиями в политике этих стран  по отношению к иностранному капиталу. В одних странах иностранный  капитал ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде случаев национализировался, в других - поощрялся путем предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному капиталу характерны частные колебания и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений, вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут вразрез с национальными интересами этих стран.

К числу важнейших  мероприятий по ограничению иностранных  капиталовложений относятся:

а) установление особого  государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств;

б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства  отрасли;

в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах);

г) мероприятия, направленные на использование какой-то части  прибылей иностранных предприятий  для внутренних нужд развивающейся  страны (налогообложение, ограничения  при переводе прибылей за границу и т.п.);

д) определение концессионной  политики.7

3. Режим иностранных инвестиций

 

Правовой режим иностранной  собственности определяется, прежде всего, внутренним законодательством  развивающихся стран (горным законодательством, законами о разработке природных богатств, специальными инвестиционными кодексами). В данной области международного частного права нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, т.е., как правило, применяется не коллизионный, а прямой метод регулирования.

В законодательстве об иностранных  инвестициях, а также международных  договорах применяются различные  подходы к определению понятия  режима иностранных инвестиций. В  одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства.

Возможно и одновременное  применение обоих этих режимов (например, Соглашение России с Японией 1998 г.). Согласно Федеральному закону РФ от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Закон предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима: изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера.

Предоставление иностранным  инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено  в международных договорах, что  не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство МБРР). Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это касается прежде всего защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта, импорта и других юридических аспектов. В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности».8

4. Правовые гарантии для иностранных инвесторов

 

Федеральный закон об иностранных инвестициях предусматривает  ряд гарантий для иностранных инвесторов на территории России, а именно:

- гарантию правовой  защиты деятельности иностранных  инвесторов (ст. 5);

- гарантию использования  иностранным инвестором различных  форм осуществления инвестиций (ст. 6);

- гарантию права иностранного  инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

- гарантию участия  иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

- гарантию перехода  прав и обязанностей иностранного  инвестора другому лицу (ст. 7);

- гарантию обеспечения  надлежащего разрешения спора,  возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

- гарантию права иностранного  инвестора на беспрепятственный  вывоз за пределы России имущества  и информации в документальной  форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

- гарантию использования  на территории России и перевода  за пределы России доходов,  прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

- особо следует отметить  наличие в Законе гарантий  компенсации при национализации  и реквизиции имущества иностранного  инвестора или коммерческой организации  с иностранными инвестициями (ст. 8).

Гарантия компенсации  при национализации и реквизиции в Законе формулируется следующим образом: имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации  с иностранными инвестициями выплачивается  стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации  с иностранными инвестициями возмещаются  стоимость национализируемого имущества  и другие убытки.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату.

В случаях приватизации установлены ограничения в отношении приобретения иностранцами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности9.

Практическое значение для иностранных инвесторов имеет признание их прав собственности на городские земли и участки, на которых находятся промышленные, торговые и иные объекты. Несмотря на наличие изъятий, иностранные лица сохраняют право собственности на земельные участки, приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке приватизации10.

 

Заключение

 

Проблематика правового регулирования иностранных инвестиций далеко выходит за пределы международного частного права, даже при самом широком понимании частноправовых отношений с иностранным элементом, характерным для российской доктрины. Традиционно в отечественных курсах и учебниках рассматриваются вопросы определения самого понятия и форм иностранных капиталовложений как объекта правоотношений, в том числе и гражданско-правового характера, защиты вещных прав в этой области, определения правового статуса субъектов - предприятий с иностранными инвестициями как субъектов отношений, договорных отношений, гарантий прав инвесторов, порядка рассмотрения инвестиционных споров.

Анализ законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности позволяет сделать  вывод о том, что международное  частное право продолжает занимать свое место и играть свою роль в  регулировании отношений с участием иностранного инвестора и осуществлением иностранных инвестиций в России. Но его место все более смещается в орбиту применения унифицированных материально-правовых норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних международных соглашениях, разработки и применения особых процедурных норм международного характера, устанавливающих механизмы разрешения споров с участием иностранных инвесторов, страхования инвестиционных рисков и т.д. Определенной тенденцией является тесное взаимодействие международного частного и международного публичного права в регулировании инвестиционных отношений. Его результатом является и появление особых полисистемных комплексов в теории международного права - международного экономического или инвестиционного права.

В подавляющем большинстве случаев международное частное право не претендует на регулирование частноправовых отношений с участием иностранного инвестора в России в связи с тем, что они напрямую регулируются нормами гражданского или предпринимательского права, причем чаще всего без учета наличия иностранного элемента. И это является вполне закономерным и соответствует идеям законодателя максимально уравнять правовой статус отечественных и иностранных субъектов хозяйствования, реализовать принцип национального режима, предоставляемого иностранным предпринимателям.

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 № 39-ФЗ (в редакции ФЗ от 24.07.2007 № 215-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в редакции ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  3. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник (издание пятое, переработанное и дополненное) // Юристъ, 2005
  4. Гудков И.В. «Договор к энергетической хартии в контексте отношений Россия - ЕС» // «Энергетическое право», 2007, № 1
  5. Дмитриева Г.К. Международное частное право: учебник // 2-е изд. М., 2003. с. 271 - 297
  6. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2003
  7. Доронина Н.Г. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (постатейный) //  «Право и экономика», №№ 4, 5, 6, 2000
  8. Марышева Н.И. Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России // Журнал Российского права. 2004. № 6
  9. Марышева Н.И. Международное частное право: учебник // М., 2004
  10. Соколова Т.В. Характеристика правового регулирования иностранных инвестиций в России // «Международное публичное и частное право», 2005, № 3
  11. Фархутдинов И.З. «Международное инвестиционное право: теория и практика применения» // Волтерс Клувер, 2005
  12. Юшкарев И.Ю. «Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве: современные тенденции» // «Юрист», 2006, № 12

1 Юшкарев И.Ю. «Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве: современные тенденции» // «Юрист», 2006, № 12

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций