Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:44, контрольная работа
Дипломатическое представительство - возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними. В настоящее время основным международно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатических представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Если дипломатическое представительство возглавляется послом, то оно называется посольством, а если посланником или поверенным в делах, то дипломатической миссией. В современных международных отношениях зарубежные дипломатические представительства государств в подавляющем большинстве случаев создаются в форме посольств. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного соглашения государств после установления между ними дипломатических отношений.
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО «Уральский Финансово-Юридический институт»
Юридический факультет
Контрольная работа
по дисциплине:
«Международное право»
Уткина А.И.
Екатеринбург
2014
Правовой статус (его сходство и различие) дипломатических и консульских представительств, их должностных лиц и сотрудников
Дипломатическое представительство - возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними. В настоящее время основным международно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатических представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Если дипломатическое представительство возглавляется послом, то оно называется посольством, а если посланником или поверенным в делах, то дипломатической миссией. В современных международных отношениях зарубежные дипломатические представительства государств в подавляющем большинстве случаев создаются в форме посольств. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного соглашения государств после установления между ними дипломатических отношений. Практика показывает, что во избежание возможных недоразумений и различных толкований достигнутых договоренностей в будущем страны предпочитают закреплять соглашения о дипломатическом признании и учреждении дипломатических представительств в письменной форме: в совместных заявлениях, коммюнике, нотах. Крупные государства имеют достаточно разветвленную сеть зарубежных дипломатических представительств. Достаточно, сказать, например, что по состоянию на январь 2005 г. в России, которая в то время имела дипломатические отношения со 186 государствами, были аккредитованы главы дипломатических представительств 154 государств и открыты 140 посольств. При этом сама Российская Федерация имела дипломатические представительства в 142 странах (к началу 2009 г. их количество возросло до 173). Главы дипломатических представительств в соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. подразделяются на три класса: класс послов и нунциев (посол Ватикана), аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; класс посланников и интернунциев (посланник Ватикана), аккредитуемых при главах государств; класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. Принадлежность дипломатического представителя к тому или иному классу имеет значение только в вопросах определения их старшинства и этикета и не влияет на его функции, права, обязанности и привилегии, которые одинаковы у всех глав представительств. Договариваясь об обмене дипломатическими представителями, государства всегда устанавливают для них одинаковый класс, что подчеркивает равенство сторон. В соответствии со ст. 4 Венской конвенции 1961 г. государство, которое решило направить нового посла, посланника или поверенного в делах в страну пребывания, должно предварительно получить у нее агреман, который представляет собой согласие компетентных властей соответствующего государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства. При этом Конвенция оставляет за принимающим государством право отказать в агремане без объяснения причин. Если речь идет о замене главы дипломатического представительства, то агреман обычно запрашивается через действующего главу представительства. Он посещает ведомство иностранных дел и в устной форме сообщает министру или его заместителю о намерении своего правительства назначить нового посла. При этом работникам министерства передается справка, содержащая основные данные о кандидате, его образовании, служебной деятельности и семейном положении. Запрос агремана может также проводиться путем направления в ведомство иностранных дел специальной вербальной ноты. Ответ дается форме, аналогичной форме запроса. В том случае, если агреман запрашивается на главу представительства, впервые въезжающего в страну, с которой установлены дипломатические отношения, то запрос может делаться через дипломатические представительства в третьих странах. Факт запроса агремана разглашать не принято. Это обусловлено тем обстоятельством, что гласность при отказе в выдаче агремана, как и сам отказ, может повлечь за собой осложнение, а то и резкое обострение отношений между государствами. Государство, получившее отказ, может в течение длительного времени после этого вообще не назначать своего представителя, автоматически понижая тем самым уровень своего дипломатического представительства в стране пребывания. Поэтому на запрос агремана не принято давать официальный отрицательный ответ. Сама задержка с ответом расценивается как свидетельство нежелания государства принимать соответствующую кандидатуру, и она, как правило, снимается. После получения агремана назначаемому дипломатическому представителю выдается верительная грамота за подписью главы государства и министра иностранных дел назначающей (аккредитующей) страны. В верительной грамоте подтверждается, что данное лицо назначено в качестве дипломатического представителя и излагается просьба верить всему тому, что он будет говорить от имени своего правительства. Верительная грамота - чрезвычайно важный юридический документ: при ее наличии лицо может выполнять все дипломатические функции, предусмотренные международным правом, никаких дополнительных полномочий не требуется. Верительную грамоту дипломатический представитель вручает лицу, при котором он аккредитуется, в торжественной обстановке на личной аудиенции. 1 Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от существующей в нем практики, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Одно лицо может быть дипломатическим представителем аккредитующего государства одновременно в двух или более государствах, если со стороны последних не последуют возражения против этого. Персонал дипломатического представительства состоит из следующих основных категорий сотрудников: дипломатические работники - члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, секретари, атташе); административно-технический персонал (бухгалтеры, шифровальщики, делопроизводители, переводчики); обслуживающий персонал (водители, повара, садовники и т.п.). В ст. 1 Венской конвенции 1961 г. упоминаются также частные домашние работники, которые, однако, не признаются ею служащими аккредитующего государства. Дипломатические работники представительства, как правило, являются гражданами аккредитующего государства, в то время как в состав административно-технического и обслуживающего персонала могут входить граждане страны пребывания. Количество сотрудников, работающих в дипломатическом представительстве, определяется по соглашению между сторонами, а в случае его отсутствия - аккредитующим государством. При этом при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить аккредитующему государству, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. По этим основаниям в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1961 г. страна пребывания может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории. Члены дипломатического персонала представительства назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государства без предварительного запроса. Исключение здесь составляют военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, кандидатуры которых, как правило, подбирает военный министр из числа кадровых офицеров своих вооруженных сил и согласовывает их с министром иностранных дел своего правительства. Кроме того, государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение. О такой возможности говорит ст. 7 Венской конвенции 1961 г. Для дипломатического персонала внутренним законодательством каждой страны устанавливаются специальные служебные звания - дипломатические ранги, которые обычно соответствуют занимаемой должности и имеют аналогичные наименования. Как показывает мировая практика, к числу таких званий в подавляющем большинстве государств относятся ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника (в некоторых странах он называется Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр), советника, первого секретаря, второго секретаря, третьего секретаря и атташе. В некоторых странах существует также градация внутри этих рангов. Так, в СССР еще в 1943 г. были установлены следующие ранги, которые и сегодня присваиваются российским дипломатическим работникам: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого и второго классов, советник первого и второго классов, первый секретарь первого и второго классов, второй секретарь первого и второго классов, третий секретарь и атташе. Служебные звания посла и посланника присваиваются главой государства, а все остальные - министром иностранных дел.
Не следует путать дипломатический ранг атташе (младший дипломатический ранг на иерархической лестнице) с должностью военного атташе, которая является промежуточной между должностями советника и первого секретаря. Для обозначения совокупности глав дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, в международном праве используется термин "дипломатический корпус". В широком смысле этот термин выражает понятие, включающее также всех дипломатических работников и членов их семей, находящихся в стране пребывания. Дипломатический корпус не является организацией и не имеет прав юридического лица. Его назначение носит в основном представительский и церемониальный характер. Главой дипломатического корпуса является дуайен - руководитель дипломатического представительства, старший по классу и времени пребывания в данной стране. В некоторых католических странах дуайеном всегда является папский нунций. Дуайен выступает от имени всех иностранных дипломатических работников во время проведения официальных государственных мероприятий в стране пребывания и может рассматривать отдельные споры между членами дипломатического корпуса (например, по вопросам старшинства). Как это определено в ст. 3 Венской конвенции 1961 г., дипломатические представительства выполняют следующие основные функции:
- представительство
- защита в государстве
пребывания интересов
- ведение переговоров с правительством государства пребывания;
- выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
- поощрение дружественных
отношений между аккредитующим
государством и государством
пребывания в развитии их
В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. консульские учреждения и их персонал выполняют следующие основные функции: - охрана и защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц), оказание им помощи и содействия, а также обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства; - содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними; - выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам; - выдача паспортов и виз, исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера; - передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений в соответствии с действующими международными соглашениями или правилами государства пребывания; - оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажу; - выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.
В государстве, где нет дипломатического
представительства, консульские учреждения
могут осуществлять некоторые дипломатические
функции. Количество и класс консульских
учреждений, их местонахождение определяются
соглашением между государствами. При
этом, в отличие от дипломатических представительств,
консульские учреждения функционируют
не в масштабах всего государства, а в
пределах консульского округа, границы
которого также определяются по взаимному
согласию и, как правило, охватывают территорию
нескольких административно-
консульскими атташе. Кроме
консульских должностных лиц к работникам
консульского учреждения также относятся
консульские служащие (административно-технические
работники) и работники обслуживающего
персонала. Особый вид консульского учреждения
- консульский отдел в дипломатическом
представительстве, в котором работают
сотрудники дипломатического представительства,
выполняющие консульские функции. В связи
с этим обычно различают консулов "отдельных"
(работающих в консульских учреждениях)
и консулов "отдельских" (работающих
в консульских отделах дипломатических
представительств). Кроме "отдельных"
и "отдельских" консулов существуют
также нештатные или почетные консулы,
полномочия которых, однако, ограничены
по сравнению с полномочиями штатных консульских
должностных лиц. Почетные консулы, как
правило, назначаются из числа граждан
представляемого государства или государства
пребывания, достаточно известных в данном
населенном пункте и являющихся адвокатами,
предпринимателями или общественными
деятелями. Почетные консулы не состоят
на государственной службе и выполняют
консульские функции параллельно с ведением
собственного бизнеса. Заработной платы
они не получают и содержатся за счет консульских
сборов, взимаемых за оказанные ими услуги. В
последние десятилетия институт почетных
консулов получил в мире достаточно широкое
распространение. В некоторых странах
(Швеция, Финляндия, Дания) их число значительно
превышает количество штатных консулов.
Что касается нашего государства, то до
1976 г. СССР не принимал иностранных почетных
консулов и не назначал своих за границу.
В настоящее время ситуация в этой области
изменилась и число почетных консулов
иностранных государств в России и российских
за рубежом неуклонно увеличивается. Приказом
МИД РФ от 13 октября 1998 г. было даже утверждено
специальное Положение о почетном консуле
Российской Федерации. 3 Главы консульских учреждений
назначаются представляемым государством
и допускаются к выполнению своих функций
государством пребывания. Первым главе
консульского учреждения выдается специальный
документ - консульский патент, в котором
удостоверяется его должность, а также
по общему правилу указываются его полное
имя и фамилия, категория или класс, к которому
он принадлежит, консульский округ и местонахождение
консульского учреждения. Представляемое
государство направляет патент или подобный
ему акт правительству того государства,
на территории которого глава учреждения
должен приступить к работе. Глава консульского
учреждения допускается к выполнению
своих функций при наличии разрешения
со стороны государства пребывания, которое
называется экзекватурой и оформляется
в виде отдельного документа или наложения
компетентным лицом разрешительной надписи
на самом консульском патенте. В случае
отказа в выдаче экзекватуры государство
пребывания не обязано сообщать представляемому
государству мотивы такого отказа. Другие
должностные лица консульского учреждения
в соответствии со ст. 19 Венской конвенции
1963 г., за небольшими исключениями, свободно
назначаются представляемым государством
на соответствующие должности. Тем не
менее в соответствии с Конвенцией представляемое
государство должно заблаговременно сообщать
государству пребывания полное имя и фамилию,
категорию и класс всех консульских должностных
лиц, помимо главы консульского учреждения,
с тем чтобы государство пребывания могло,
если оно этого пожелает, осуществить
свои права, предусмотренные п. 3 ст. 23 Конвенции.
Этот пункт устанавливает, что "лицо,
назначенное в качестве работника консульского
учреждения, может быть объявлено неприемлемым
до прибытия на территорию государства
пребывания или, если оно уже находится
в государстве пребывания, до того, как
оно приступит к исполнению своих обязанностей
в консульском учреждении. В любом таком
случае представляемое государство аннулирует
его назначение. Прекращение функций работников
консульских учреждений в соответствии
со ст. 25 Венской конвенции 1963 г. происходит
в случаях: уведомления государства пребывания
представляемым государством о прекращении
их функций; аннулирования экзекватуры;
уведомления государством пребывания
представляемого государства о том, что
государство пребывания перестало считать
их работниками консульского персонала.
Кроме того, сами консульские учреждения
могут прекратить свою работу в случае
начала войны между представляемым государством
и государством пребывания, закрытия консульства
или когда территория консульского округа
включается в состав территории другой
страны. Зарубежные органы внешних сношений
государств, их сотрудники и члены семей
последних наделены по международному
праву определенными иммунитетами и привилегиями.
При этом под иммунитетом (от лат. immunitas
- "независимость", "неподверженность")
понимаются изъятия из-под юрисдикции
государства пребывания, а под привилегиями
- особые правовые преимущества.4 Особые права и преимущества
предоставляются дипломатическим представительствам,
консульским учреждениям и их сотрудникам
правом внешних сношений, для того чтобы
обеспечить им нормальные условия работы,
освободить от возможного принудительного
воздействия со стороны властей страны
пребывания. Кроме того, наличие, например,
дипломатического иммунитета и привилегий
объясняется тем, что дипломатическое
представительство является органом суверенного
государства - субъекта международного
права, осуществляющего через свое представительство
определенные официальные функции. В доктрине
международного права обычно различают
привилегии и иммунитеты, относящиеся
к помещениям консульских учреждений
и дипломатических представительств,
их работе, а также личные привилегии и
иммунитеты главы и персонала зарубежных
органов внешних сношений государств.
Их содержание регулируется в основном
теми же международно-правовыми актами,
которые определяют статус и функции этих
органов и должностных лиц. Помещения дипломатического
представительства неприкосновенны. Власти
государства пребывания не могут вступать
в них иначе, как с согласия главы представительства.
На государстве пребывания лежит также
специальная обязанность принимать все
надлежащие меры для защиты помещений
представительства от всякого вторжения
или нанесения ущерба и для предотвращения
всякого нарушения спокойствия представительства
или оскорбления его достоинства. Основанием
для нарушения неприкосновенности представительства
не могут служить и события форс-мажорного
характера, такие, например, как пожар,
стихийные бедствия и т.п. Помещения представительства,
предметы их обстановки и другое находящееся
в них имущество вместе со средствами
передвижения представительства также
пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции,
ареста и исполнительных действий.
Право на неприкосновенность
помещений, архивов, документов и корреспонденции,
на освобождение от налогообложения, на
свободу сношений с правительством посылающего
государства, его зарубежными органами
внешних сношений, а также на использование
флага и герба закрепляется международным
правом также за постоянными представительствами
государств при международных организациях
и специальными миссиями. Объем привилегий
и иммунитетов, предоставляемых сотрудникам
дипломатического представительства,
различается в зависимости от того, к какой
категории персонала принадлежит данное
лицо. Так, например, члены дипломатического
персонала пользуются привилегиями и
иммунитетами в полном объеме. Личность
дипломатического агента неприкосновенна.
Он не подлежит аресту или задержанию
в какой бы то ни было форме. Государство
пребывания обязано относиться к нему
с должным уважением и принимать все надлежащие
меры для предупреждения каких-либо посягательств
на его личность, свободу или достоинство.
корреспонденцию и имущество.