Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:01, контрольная работа
Вавилон, расположенный в самом сердце Месопотамии, там, где сближаются русла Тигра и Евфрата, находился на скрещении важных торговых путей, шедших Малой Азии и Закавказья к Персидскому заливу и от сирийского побережья на плоскогорье Ирана. Вавилон стал столицей могущественного государства и превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр Передней Азии, сохранив своё значение в течение почти двух тысячелетий, чему способствовало его выгодное географическое положением.
Введение ………………………………………………………………………… 2
1Общая характеристика законов Хаммурапи ………………………………… 3
2 Гражданское право по законам Хаммурапи ………………………………
2.1 Право собственности
2.2 Обязательственное право
2.3 Семейное право и наследован
3 Преступление по закону Хаммурапи
4 Наказание по закону Хаммурапи
5 Судебный процесс
Заключение
Появление избыточного продукта меняло дело. На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, потом денежный штраф. На самой ранней стадии развития классового общества выбор между местью и выкупом был делом пострадавшего или его семьи или рода.. Об этом можно судить по хеттскому законнику, разрешавшему "хозяину крови" определить, должен ли виновный умереть или заплатить. " Царю же до этого дела нет" То же самое можно сказать и о размере выкупа. О нем договаривались в каждом отдельном случае, пока обычай или закон не установили общие нормы и даже после этого .
Законник Хаммурапи знает только денежный штраф в строго определенных размерах.Величина штрафа может быть большей или меньшей. Она зависит как от тяжести преступления, так и от социального положения сторон. Вот соответствующий пример: " Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его... 60 раз плетью из воловьей кожи. Если авилум ударит по щеке равного себе... он должен отвесить одну мину серебра 500 граммов : если мушкенум ударит по щеке мушкенума - он должен отвесить 10 сиклей серебра в 6 раз меньше . Старый обычай искупительного штрафа вплетается здесь в общую ткань правовой системы Вавилона . Другой пример дают ст. 23-24 Законника. Первая из них обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступление совершено на территории общины, а виновный не найден, вторая устанавливает, что будет дополнительный штраф, " если при этом загублена жизнь". Обычай этот, напоминающий " дикую виру" Русской правды, гораздо древнее Законника Хаммурапи, но сохранен в целях установления круговой ответственности членов общины. Классовое содержание Законника не вызывает сомнения. Достаточно ознакомления с теми его статьями, которые угрожают смертной казнью за оказание помощи бежавшему рабу, за покушение на священный принцип собственности. Кража скота или лодки каралась огромным штрафом в 10-30 раз больше стоимости украденного "Если же вору нечем отдать - его должно убить". Если управитель станет расточать имущество хозяина, " должно разорвать его на этом поле с помощью скота" и т. д. Законник Хаммурапи почти не говорит о государственных преступлениях, но в одном из вавилонских литературных памятников ( Диалог между господином и рабом) мы читаем: " Не поднимай восстания. Человека, поднявшего восстание, или убивают, или ослепляют, или схватывают, кидая в темницу.
5 Судебный процесс
Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказать свои утверждения.
Судебная система по
реформам Хаммурапи стала
Ведение процессов
по уголовным и гражданским
делам осуществлялось
Доказательствами служили
свидетельские показания,
Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Однако речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию - вероятно, прямо к царю. Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, в одной из статей (129) проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел.
Естественно, следует
учитывать, что Законы
Хаммурапи, являясь
плодом огромной работы по
сбору, обобщению и
Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело".
Обвинение поддерживало частное лицо, общественного обвинения не было. Денежные штрафы взимались по инициативе потерпевших. Что же служило доказательством на суде? Клятва, письменные акты, показания свидетелей, письменные акты. Что до клятвы, то клялись богами и именем монарха. Свидетели были всегда. Протоколы записывались на глиняных таблицах, при этом указывалась суть дела, и назывались свидетели. Было предусмотрено не возбуждать дважды одно и то же дело (брали письменные обязательства, подвергали штрафу в случае нарушения).
Законы Хаммурапи не дают
прямого подтверждения
Законы, записанные по судебным решениям Хаммурапи, несмотря на свою древность и значительную архаику отдельных правоположений, заложили основы всей системы юридических принципов и институтов, присущих праву Ближнего Востока в целом, а впоследствии и античному праву. В них впервые в праве было обосновано соотношение преступления с наказанием и то, что ответственность настигает виновного, принцип ответственности за ущерб и связь этой компенсации с причинами, приведшими к нему, предпочтение интересов делового человека злостному «таскальщику», наконец, то, что обязательство двусторонне и связывает обе стороны. Это сходство древнего права с позднейшими правовыми системами более неожиданно, чем очевидные различия в конкретных правилах.
Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.
Наряду с профессиональными царскими судьями, как свидетельствуют источники, существовали особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий - "божьего суда", который считался важным средством установления истины (обычно испытывали водой). К ордалиям прибегали в случае прелюбодеяния и чародейства. Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические - храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении законы Хаммурапи далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи.
В Вавилоне судебные решения
в сознании людей издавна связывались
с представлениями о
Заключение
При Навуходоносоре I (ок. 1124-03 до н. э.) и его наследниках Вавилон вновь стал столицей независимого государства, но к X веку до н. э. над Месопотамией утвердили свое господство ассирийцы. В течение трех веков Вавилоном правили ассирийские цари и их наместники. Им постоянно бросали вызов кочевые племена арамеев и халдеев.
Ассирийцы хорошо относились
к Вавилону благодаря его
Сын Набопаласара, Навуходоносор II (605-562 до н.э.), был одним из величайших завоевателей в истории. Основанное им царство простиралось от Суэца до Ирана. Он отобрал у Египта Сирию и Палестину, ликвидировал древнееврейское царство Иудею и разрушил Иерусалим. Подобно своим предшественникам-ассирийцам, Навуходоносор II сломил дух враждебного ему населения, силой переселяя целые племена. Наиболее известен нам из Библии "вавилонский плен" евреев.
При Навуходоносоре Вавилон находился в зените своей славы. Археологами найдены следы таких сооружений, как террасы Висячих садов и Великой храмовой башни, давшей начало библейской легенде о Вавилонской башне. В то время Вавилон был почти наверняка самым большим городом в мире, и им продолжали восхищаться еще несколько столетий. Помимо того, что они сберегли шумерскую культуру, вавилоняне совершили ряд важных открытий в области математики и астрономии, которые были переданы грекам, а через них - современному миру.
Нововавилонское царство внезапно прекратило свое существование в 539 г. до н. э., когда город был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Согласно легенде, Киру удалось отвести в сторону воды Евфрата, который тогда протекал через город, и армия персов вошла в город по руслу реки!
Значение законов Хаммурапи
выходит далеко за рамки правления
самого Хаммурапи и за хронологические
пределы существования
Социальное назначение законов Хаммурапи имело юридическое и идеологическое значение. Заключение, восхваляющее Хаммурапи как царя, "водворившего истинное благополучие и доброе управление в стране", призванного богом, "чтобы дать сиять справедливости в стране",-декларации, дающие идеализированной образ царя, заинтересованного в улучшении положения своих подданных. Продолжительное царствование (43 года) Хаммурапи ознаменовалось освобождением страны и возвышением города Вавилона (по аккадски - "врата бога").
Необходимость принятия законов
Хаммурапи диктовалось
Информация о работе Преступления и наказания согласно Законам Хаммурапи