Принцип невмешательства во внутренние дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время актуальность принципа невмешательства во внутренние дела государств возрастает в связи со спецификой современных международных отношений, характеризующихся ростом числа локальных конфликтов, транснациональной преступностью, этнической и религиозной нетерпимостью, появлением новых принципов международного права, усилением роли общечеловеческих ценностей, таких, например, как соблюдение прав человека, демократия, охрана окружающей среды.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Основная часть
Глава 1. Принцип невмешательства как принцип международного права..............................................................................................................................5
Глава 2. Соотношение принципа невмешательства во внутренние дела государств и государственного суверенитета..........................................8
Заключение.................................................................................................................16
Список использованной литературы...................................................................18

Файлы: 1 файл

реферат по МП.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Помимо ряда сфер, урегулированных  общими нормами международного права, к международным делам относят  также ситуации, которые представляют интерес для всего мирового сообщества, угрожают международному миру и безопасности. Организация Объединенных Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности. Согласно пункту 7 статьи 2 Устава ООН Организация наделяется принудительными полномочиями в отношении государств, чьи действия нарушают международный мир и безопасность или создают угрозу его нарушения. Государства свободны в своих действиях, пока ими не затрагиваются международный мир и безопасность.

В то же время существует ряд аспектов, которые исключаются из внутренней компетенции государств. К таким проблемам относят охрану окружающей среды, освоение космоса и Мирового океана, демократию и защиту прав человека. Таким образом, международными делами являются те, которые урегулированы общими нормами международного права, договорными или обычными. Объект двусторонних соглашений исключается из внутренней компетенции только государств - участников договора и только на срок действия договора. Государствам запрещается совершать действия, подвергающие угрозе международный мир и безопасность. Из сферы внутренней компетенции также исключаются дела, представляющие интерес для всего мирового сообщества.

Дискуссионной является проблема круга дел, по существу входящих во внутреннюю компетенцию государства. Установить четкие границы внутренней компетенции невозможно. Международными соглашениями регулируются лишь некоторые области. Декларация о принципах международного права 1970 г. к внутренним делам относит право выбирать и развивать свою политическую, экономическую, социальную, культурную системы; Хельсинкский акт СБСЕ 1975 г. закрепляет право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, право на нейтралитет15. В Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 г. закрепляется право развивать международные отношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами, право иметь свободный доступ к информации, развивать и использовать свою систему информации и средств массовой информации.

В то же время необходимо отметить, что многие положения документов, принятых в 1970—1980-е гг., не отражают современный характер развития международных  отношений. Если деятельность международных организаций после Второй мировой войны была направлена на то, чтобы не допустить возникновения вооруженного конфликта между государствами, то на современном этапе возникают другие, не менее важные приоритеты. Сейчас отсутствие межгосударственных столкновений уже не является гарантией международного мира и стабильности. На первое место выходят внутригосударственные конфликты на этнической или религиозной основе. Поэтому особое внимание уделяется соблюдению прав человека. Если Устав ООН предлагал лишь "вновь утвердить веру в основные права человека", то согласно Документу Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. соблюдение прав человека необходимо для прочного мира, безопасности, справедливости, сотрудничества. При этом осуществление прав и свобод возможно только в условиях демократии и правового государства. Хельсинкский документ 1992 г. в качестве общих ценностей провозглашает права человека, права национальных меньшинств (возможно, ввиду особой конфликтогенности проблемы), демократию, верховенство закона, экономическую свободу, социальную справедливость, ответственное отношение к окружающей среде.

Международные соглашения закрепляют круг вопросов, входящих во внутреннюю компетенцию, только в общих чертах. Дать исчерпывающий перечень просто невозможно ввиду многоплановости деятельности государства, постоянно меняющегося объема внутренней компетенции, который находится в прямой зависимости от развития международных отношений и международного права, участия государств в двусторонних и многосторонних договорах, членства в международных организациях. Обычно можно лишь решать вопрос о том, входит ли конкретный вопрос в компетенцию конкретного государства в данный момент времени.

Таким образом, принцип невмешательства во внутренние дела государств является одним из основных принципов современного международного права. Он тесно связан с другими принципами международного права, в особенности с принципом неприменения силы или угрозы силой, принципом суверенного равенства государств, концепцией государственного суверенитета и в значительной мере определяется ими. Существование принципа невмешательства возможно лишь благодаря взаимному признанию государствами независимости друг друга.

Государственный суверенитет является неотъемлемым атрибутом каждого государства. Он появляется и исчезает только одновременно со страной и не может быть ограничен. Развитие международного права и международных отношений накладывают ограничения на внутреннюю компетенцию государств (полномочия страны свободно действовать в той или иной сфере). Внутренняя компетенция не распространяется на области, урегулированные общими нормами международного права или затрагивающие все мировое сообщество. Государствам запрещается совершать действия, угрожающие международному миру и безопасности. Внутренние и внешние дела являются содержанием внутренней компетенции. Определить ее объем невозможно, так как он меняется с развитием международных отношений и различается для каждого государства. В международных соглашениях определяются границы внутренней компетенции, а также действия, нарушающие нормы международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью данной работы являлось рассмотрение сущности и содержания принципа невмешательства.

В заключение подведем итоги:

1.Принцип невмешательства  - принцип международного права,  означающий запрет государствам, международным организациям вмешиваться  во внутренние дела других  государств и народов в любых  формах: вооруженным, экономическим,  дипломатическим путем, путем засылки шпионов, диверсантов, открыто или косвенно. Принцип невмешательства закреплен в многочисленных двусторонних и многосторонних международных договорах, и в Уставе ООН.

2.Значимость принципа  невмешательства во внутренние  дела государств возрастает в связи со спецификой современных международных отношений, характеризующихся ростом числа локальных конфликтов, транснациональной преступностью, этнической и религиозной нетерпимостью, появлением новых принципов международного права, усилением роли общечеловеческих ценностей, таких, например, как соблюдение прав человека, демократия, охрана окружающей среды.

3.Распространение коллективных  вмешательств, связанных с защитой  прав человека, путем миротворческих  операций, борьбы с терроризмом  и другими международными преступлениями вносит свои коррективы в трактовку принципа невмешательства.

4.Принцип невмешательства  во внутренние дела государств  является одним из основополагающих  принципов современного международного  права, закрепленных в Уставе ООН и ряде других международных документов.

5. Государства не вправе осуществлять на своей территории такие действия, которые угрожают всеобщему миру и безопасности или могут оказать вредное воздействие за пределами территории этого государства. (загрязнять окружающую среду с трансграничными последствиями, заниматься пропагандой войны, нарушать признаваемые международным правом права личности).

6. Государственный суверенитет  - атрибут государства, не может  быть ограничен, накладывает ограничения  на внутреннюю компетенцию государств, запрещается совершать действия, угрожающие международному миру и безопасности. Внутренние и внешние дела являются содержанием внутренней компетенции, меняется с развитием международных отношений и различается для каждого государства. В международных соглашениях определяются границы внутренней компетенции, а также действия, нарушающие нормы международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Устав Организации Объединенных Наций от 24 октября 1945 г. // Действующее международное право. / Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. -  Юрайт, Международные отношения , 2007.  Т.1.

2. Аречага Х. де. Современное  международное право. - М.: Прогресс, 1983.

3. Блатова Т.Н. Пакт  Лиги арабских государств от 22 марта 1945 г. // Международное право  в документах / Сост. Н. Т. Блатова. - М.: Юридическая литература, 1982. - С. 274.

4. Довгань Е.И. К вопросу о соотношении принципа невмешательства во внутренние дела государств и государственного суверенитета. /Белорусский журнал международного права им еждународных отношений. -№3. – 2002.

5. Документ Копенгагенского  совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. // Права человека: Сборник международно-правовых документов. Мн., 1999. С. 694.

6. Колосов Ю. М. Действующее  международное право. / Э.С.Кривчикова. Т. 1. - с. 72.

7. Колосов Ю.М. Заключительный  акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. // Действующее международное право. / Э. С. Кривчикова. Т. 1. - С. 76.

8. Действующее международное право. / Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. -  Юрайт, Международные отношения , 2007.  Т.2. С.157

9. Колосов Ю.М. Декларация  о недопустимости интервенции  и вмешательства во внутренние  дела государств от 09.12.1981 // Действующее международное право. /Э.С.Кривчикова. - Т. 1. - С. 99.

10. Комаровский Л. Начало  невмешательства. - М.: В Университетской  типографии (Катков и К), 1874. - с. 115-116.

11. Лазарев В.В. Основы  права. Принцип невмешательства во внутренние дела. /Библиотека Полка букиниста. – М., Перспектива, 2008. – с.56.

12. Тункин Т.И. Право  и сила в международной системе. - М.: Международные отношения, 1983. - с. 48.

13. Ушаков Н.А. Невмешательство  во внутренние дела государств. - М.: Международные отношения, 1971. - с. 61.

14. Черниченко С.В. Теория  международного права. Т. 1. - М.: НИМП, 1999. С. 99.

15. Хельсинкский документ "Вызов времени перемен" от 10 июля 1992. – с.726.

1 Устав Организации Объединенных Наций от 24 октября 1945 г. // Действующее международное право. / Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. -  Юрайт, Международные отношения , 2007.  Т.1. – с.7.

2 Аречага Х. де. Современное международное право. - М.: Прогресс, 1983. - С. 173.

3 Блатова Т.Н. Пакт Лиги арабских государств от 22 марта 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова. - М.: Юридическая литература, 1982. - С. 274.

4 Довгань Е.И. К вопросу о соотношении принципа невмешательства во внутренние дела государств и государственного суверенитета. /Белорусский журнал международного права и международных отношений. -№3. – 2002.

5 Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. // Права человека: Сборник международно-правовых документов. Мн., 1999. С. 694

6 Колосов Ю. М. Действующее международное право. / Э.С.Кривчикова. Т. 1. - с. 72.

7 Колосов Ю.М. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. // Действующее международное право. / Э. С. Кривчикова. Т. 1. - С. 76.

8 Действующее международное право. / Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. -  Юрайт, Международные отношения , 2007.  Т.2.  С.157

9 Колосов Ю.М. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 09.12.1981 // Действующее международное право. /Э.С.Кривчикова. - Т. 1. - С. 99.

10 Комаровский Л. Начало невмешательства. - М.: В Университетской типографии (Катков и К), 1874. - с. 115-116.

11 Лазарев В.В. Основы права. Принцип невмешательства во внутренние дела. /Библиотека Полка букиниста. – М., Перспектива, 2008. – с.56.

12 Тункин Т.И. Право и сила в международной системе. - М.: Международные отношения, 1983. - с. 48.

13 Ушаков Н.А. Невмешательство во внутренние дела государств. - М.: Международные отношения, 1971. - с. 61.

14 Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 1. - М.: НИМП, 1999. С. 99.

15 Хельсинкский документ "Вызов времени перемен" от 10 июля 1992. – с.726.


Информация о работе Принцип невмешательства во внутренние дела