Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 08:42, контрольная работа
Принципы международного права - продукт длительного исторического развития. Принципы являются одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы. Но признаки международного права существовали не всегда. Они возникли с появлением государств и их внешних функций. Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Введение 3
1. Основные принципы международного права и их особенности 4
2. Принцип неприменения силы или угрозы силой 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Глоссарий 17
Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН. Пункт 4 ст.2 Устава гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».
Толкование принципа неприменения силы или угрозы силой дается в таких документах, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств, 1970 года, определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 ноября 1987 г.
В Уставе ООН есть возможность правомерного обращения к вооруженной силе, в таких случаях как в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение (ст.51), и по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).
В статьях 41 и 50 Устава ООН содержатся положения, разрешающие законное применение невооруженной силы. К подобного рода мерам относятся «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».
Большинство склоняется к мнению, что только в случае произошедшего, либо неминуемого вооруженного нападения возможно применение силы в порядке самообороны, если оно является необходимым и соразмерным. Т.е. угроза не может быть устранена никаким другим способом, а требование соразмерности, что лишь в случае пресечения нападения и устранения последствий возможно применение силы. Только с санкции Совета Безопасности и ООН допускается применение силы против реальных и неминуемых потенциальных угроз.
Устав ООН предусматривает право не только на индивидуальную, но и на коллективную самооборону, которая может иметь место только по просьбе государства, подвергшегося нападению.
С учетом этого положения
Международный Суд в своем
решении по делу Никарагуа - США отверг
ссылку США на то, что они использовали
вооруженную силу против Никарагуа
в порядке самообороны, и тем
самым отверг указанную концепцию.
Суд заявил: «В случае права на индивидуальную
самооборону использование
Понятие силы включает прежде всего агрессивную войну, которая квалифицируется как преступление против мира, причем настолько опасное, что запрещена и пропаганда агрессивной войны.
Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости другого государства.
Принятое Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г. определение агрессии содержит перечень действий, представляющих собой акты агрессии, не зависимо от того, имело ли место формальное объявление войны:
1) любые действия,
представляющие собой угрозу
силой или прямое или
2) применение силы или
угрозы силой с целью
3) репрессалии с применением вооруженной силы; к этим запрещенным действиям относится, в частности, так называемая "мирная блокада", т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;
4) организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;
5) организация,
6) военная оккупация территории
государства, являющаяся
7) приобретение территории
другого государства в
8) насильственные действия,
лишающие народы права на
Иные действия так же могут быть признаны актами агрессии, но сделать это может только Совет Безопасности ООН. Как указывается в ст. 51 Устава ООН, государства могут использовать право на самооборону в случае вооруженного нападения, «до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности».
Совет Безопасности призван определять «существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» и решать «какие меры следует предпринять», не связанные с использованием вооруженных сил или с использованием таковых, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Устава).
Следовательно, законное использование вооруженных сил возможно только и исключительно по решению ООН в лице Совета Безопасности в общих интересах международного сообщества государств, а также в случае законной самообороны. Так, когда Ирак совершил агрессию против Кувейта летом 1990 года, право на самооборону могли использовать Кувейт и по его просьбе любое другое государство.
После того как Совет Безопасности принял дело об агрессии Ирака против Кувейта к своему рассмотрению, дальнейшие действия против агрессора осуществлялись в соответствии с резолюциями Совета Безопасности. 29 ноября 1990 г. Совет Безопасности принял Резолюцию (№ 678), в соответствии с которой, если Ирак на 15 января 1991 г. не выполнит резолюции Совета Безопасности, государства, сотрудничающие с Кувейтом, уполномочивались "использовать все необходимые средства с тем, чтобы поддержать и выполнить" резолюции Совета Безопасности об агрессии Ирака против Кувейта. В соответствии с названной резолюцией № 678 США и их союзники начали военные действия против Ирака 17 января 1991 г. Они закончились 28 февраля 1991 г. после принятия Ираком всех 12 резолюций Совета Безопасности.
Из сказанного следует, что как субъектом, так и объектом агрессии может быть только государство - субъект международного прав.6
И никакие соображения любого характера, политические, экономические, военные или иные, не могут служить оправданием агрессии.
Право на самооборону Устав
ООН определяет как неотъемлемое
право государства. Оно должно использоваться
лишь в случае необходимости, и предпринимаемые
меры должны быть пропорциональными, не
должны выходить за рамки того, что
требуется для отражения
Обязанность неприменения силы
распространяется на все государства,
поскольку поддержание
Основные принципы современного
международного права в совокупности
возглавляют всю систему
Принципы международного права выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат основой функционирования и развития международного права. Принципы нашли отражение в таких актах как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г, Заключительный акт СБСЕ от 01.08.1975
Также мы подробнее рассмотрели принцип неприменения силы и угрозы силой. Принцип центральной проблемы любой правовой системы - соотношения силы и права. Ввиду отсутствия в международной системе надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. Такое положение придает особое значение установлению правовых рамок применения силы.
Понятие силы включает прежде всего агрессивную войну, которая квалифицируется как преступление против мира, причем настолько опасное, что запрещена и пропаганда агрессивной войны. Право на самооборону Устав ООН определяет как неотъемлемое право государства. Оно должно использоваться лишь в случае необходимости, не должны выходить за рамки того, что требуется для отражения агрессии.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы - это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик. Принципы являются критерием международной законности.