Принципы международной охраны авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Авторское право - часть национального гражданского права и раздел международного частного права, регулирующие права авторов произведений науки, литературы и искусства. Это, прежде всего, исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения. По российскому законодательству и в ряде других стран охраняется в течение жизни данного человека плюс 50 лет; если такое право предоставлено фирме, то оно охватывает 75 лет со дня первой публикации; экономическая жизнь (срок службы) авторского права может быть существенно короче, чем предусматривается законодательством.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ
Понятие интеллектуальной собственности
Основные особенности прав на интеллектуальную собственность
ГЛАВА 2. АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА В МЧП
2.1 Принципы международной охраны авторских прав
2.2 Смежные права и их охрана
Заключение

Файлы: 1 файл

авторское пра.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

 

основными положениями, общими для  всей системы международной охраны авторских прав, включенными в  национальное законодательство большинства  государств можно назвать следующие:

 

1) принцип гражданства автора;

 

С присоединением государства к  соответствующим конвенциям территориальные ограничения отпадают. Согласно п.«а» (1) и (2) ст.3 Бернской конвенции охрана предоставляется произведениям, как выпущенным, так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами государств - участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают на их территории. Тем самым реализуется принцип гражданства автора. Ю.Г.Матвеев в своем учебнике называет этот принцип «национальным принципом» - его значение состоит в том, что произведение автора, гражданина государства - участника Бернской конвенции, «охраняется во всех странах Бернского союза независимо от места его первой публикации»[2].

 

Именно в связи с этим некоторые  исследователи, в частности Г.Керимов, высказывают мнение, что международного права интеллектуальной собственности не существует. Его не существует в первую очередь вследствие того, что права интеллектуальной собственности ограничиваются территорией одного государства. Авторское и изобретательское право, право на товарные знаки, возникшие в одном государстве на основании его законов, отличаются строго территориальным характером: они, в принципе, имеют действие в пределах данного государства и не имеют действия за пределами его юрисдикции[3]. Права лиц на патенты и товарные знаки, а также авторские права защищаются в каждых странах в отдельности, иногда на региональном уровне, но никогда на глобальном. Вместе с этим нельзя, конечно, отрицать значение международных договоров в области охраны интеллектуальной собственности. Но стоит помнить, что они были приняты с целью гармонизировать национальные меры охраны на основе соблюдения принципа территориальности. Принцип территориальности (национальности) права интеллектуальной собственности был движущей силой развития международно-правовой охраны интеллектуальной собственности[4].

 

2) территориальный принцип предоставления  охраны;

 

Этот принцип применяется только для произведений авторов, не являющихся гражданами стран - участниц конвенций. То есть принцип гражданства автора и территориальный принцип не могут применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках реализации территориального принципа в том случае, если произведение впервые было выпущено в свет в одной из стран - участниц соответствующего договора или одновременно в стране - участнице и третьем государстве (п. «b» (1) ст.3 Бернской конвенции).

 

3) принцип национального режима  охраны (иногда называется принципом  ассимиляции);

 

Этот принцип установлен ст.2 Всемирной конвенции и означает, что произведения граждан любого государства - участника Конвенции, а равно произведения, впервые выпущенные на территории такого государства, пользуются на территории другого государства-участника той охраной, которую они предоставляют произведениям своих авторов, впервые выпущенным в свет на их собственной территории. Произведения иностранных авторов (имеются в виду граждане государств-участников), не выпущенные в свет, также пользуются охраной, которую государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих авторов.

 

Бернская конвенция  также содержит аналогичный принцип, причем Бернская конвенция закрепляет не только национальный режим охраны (то есть полностью уравнивает в  правах иностранных авторов с  авторами-гражданами), но и предоставляет  им все «права, специально предусмотренные настоящей конвенцией» (то есть любое право автора, которое упоминается в Бернской конвенции). Таким образом, в соответствии с Бернской конвенцией автор-иностранец может пользоваться даже более высоким уровнем защиты собственных прав, чем автор - гражданин страны-участницы.

 

4) принцип предоставления  охраны вне зависимости от  соблюдения формальностей;

 

В Российском законодательстве данный принцип содержится в п.1 ст.9 Закона: авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

 

В некоторых странах  для признания произведения охраняемым необходима его регистрация, нотариальное удостоверение, оговорка о сохранении авторского права или соблюдение иных обязательных процедур. Всемирная конвенция устанавливает правило, согласно которому в случае, если по внутреннему законодательству государства-участника соблюдение формальностей является обязательным, то формальности считаются соблюденными в отношении произведений граждан других государств-участников либо произведений, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства, при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права - ©.

 

Пункт 2 ст.5 Бернской конвенции  также указывает, что «пользование: правами и осуществление их не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей». В соответствии с Бернской конвенцией не является обязательным даже проставление значка ©.

 

Что же касается охраны не выпущенных в свет произведений, то в каждом государстве - участнике  Всемирной конвенции их охрана должна осуществляться вне зависимости от соблюдения каких-либо формальностей, так как иначе они могут вообще остаться без правовой защиты (п.4 ст.3 Всемирной конвенции). То есть в отношении не выпущенных в свет произведений отменяются любые материально-правовые формальности.

 

5) принцип срочного  характера охраны;

 

Данный принцип обусловлен необходимостью сочетания частных  и публичных интересов при  использовании продуктов интеллектуальной деятельности, а также их исключительной важностью для экономического и культурного развития общества.

 

В соответствии со ст.4 Всемирной  конвенции срок охраны произведений устанавливается законодательством  государств-участников, но при этом не может быть меньше 25 лет с момента  смерти автора. В определенных случаях  в отношении некоторых категорий произведений допускается исчисление срока с момента первого выпуска в свет или с момента регистрации произведения. Сокращенный срок установлен для фотографических произведений и произведений прикладного искусства - десять лет, при сохранении неизменным порядка исчисления сроков.

 

6) принцип осуществления  охраны в пользу автора и  его правопреемников.

 

Данное положение является ключевым для толкования и применения всех правил, направленных на охрану авторских  прав. Иными словами, если в отношении положений конвенции возможны различные толкования, должен выбираться вариант, наиболее благоприятный для автора и его правопреемников[5].

 

К сожалению, как мы уже  замечали, современные исследователи  не останавливаются подробно на толковании основополагающих положений, на которых базируется охрана авторских прав, поэтому использованная нами статья П.Д.Барановского своего рода обобщающий обзор исследований на эту тему. Остается добавить, что следование данным принципам является одним из показателей состояния нормативного регулирования охраны авторских прав в стране. Национальное законодательство каждой из стран – участниц международных соглашений должно соответствовать вышеозначенным принципам формально, но и создать действенные механизмы по исполнению их на практике.

 

 

 

 

 

[1] Барановский П.Д.  О принципах международной охраны  авторских прав // Журнал российского  права, 2001 - №8.

 

[2] Матвеев Ю. Г. Международная  охрана авторских прав. М., 1987. –  с.9.

 

[3] Лунц Л. А. Курс  международного частного права: В 3 т. М., 2002. - с. 664.

 

[4] Керимов Г. Проблема  выбора права в праве интеллектуальной  собственности в эпоху Интернета, 22.09.2006 // http://www.legal.az/index.php?option=com_content&task=view&id=275&Itemid=77

 

[5] Барановский П.Д.  О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права, 2001 - №8.Глава 2    

 

 

2.2 СМЕЖНЫЕ ПРАВАААА

Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичны  правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений; исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

 

При этом следует подчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров, драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле и радиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые делают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личным качествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигают художественного результата в большей степени с помощью технических средств.

 

Появление понятия «смежные», синонимами которого являются такие  понятия, как «соседствующие», «примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом. Благодаря появлению понятия «смежные права» права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, но, с другой стороны, была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.

 

При этом следует знать, что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовым системам: в странах англо-саксонской системы  права это понятие вообще не используется.

 

Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведения музыкальной, литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

 

Учитывая, что международные  конвенции в области защиты авторских  прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций.

 

Среди основных источников, регулирующих «смежные права», следует  назвать Женевскую конвенцию  об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства  их фонограмм 1971 г. и Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. Российская Федерация участвует в обеих конвенциях: Женевской конвенции — с 13 марта 1995 г., Брюссельской конвенции — с 13 ноября 1988 г.

 

В соответствии со статьей 2 Женевской конвенции-1971 г. изготовители фонограмм защищаются от производства копий, выпускаемых без их согласия, а также от импорта таких копий  при условии, что производство и  ввоз фонограмм осуществляются в  целях широкого распространения среди населения.

 

Что касается непосредственных методов охраны, то они устанавливаются  национальным законодательством государств-участников.

 

Срок охраны прав изготовителей  фонограмм определяется по праву  государства, где испрашивается  защита. Вместе с тем в Конвенции установлен минимальный срок охраны — 20 лет, исчисляемый с конца года, в котором была сделана первая запись фонограммы.

 

В Конвенции закреплено положение о возможности выдавать принудительные лицензии на воспроизведение  фонограмм для использования их в научных и образовательных целях.

 

Помимо Женевской конвенции 1971 г., другим источником в области  защиты смежных прав является Брюссельская конвенция о распространении  несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. Она направлена на защиту прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и всех причастных к теле и радиопрограммам от «пиратского» использования радио и телепередач, распространяемых с помощью специальной спутниковой связи на радиоприемники и телевизоры без какого бы то ни было санкционирования со стороны государства и авторов этих передач. В преамбуле Конвенции указывается, что ее целью является создание такой международной правовой системы, которая бы, с одной стороны, способствовала использованию связи с помощью спутников, а с другой — охраняла интересы авторов, артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций вещания.

 

Основным положением Конвенции является запрещение распространять несущие программы сигналы, передаваемые через космические спутники, в случае, если не было получено соответствующего разрешения.

 

Согласно Конвенции  государство-участник принимает на себя обязательство обеспечивать предотвращение распространений на своей территории программ в случае, если сигналы, передающие эти программы, являются несанкционироваными.

Информация о работе Принципы международной охраны авторских прав