Принципы разделения властей Джона Локка в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:04, реферат

Описание работы

Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности власти, правящей в тот или иной период. В истории существует закономерность, что любая форма правления в государстве оказывает существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих. Поэтому существует огромное многообразие мнений и взглядов различных ученых, занимающихся изучением той или иной формы государственного устройства, в том числе и формы разделения властей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка »…………………..4
Глава 2: «Основные принципы разделения властей Джона
Локка»………………………………………………………………….....5
Заключение……………………………………………………………….8
Кроссворд…………………………………………………………………9
Дополнительные вопросы к материалу…………………………………1

Файлы: 1 файл

Республиканский медицинский колледж по подготовке и переподготовке средних медицинских и фармацевтических работников.docx

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Республиканский медицинский  колледж по подготовке и переподготовке средних медицинских и фармацевтических работников

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Принципы разделения властей Джона Локка в США

 

 

     Выполнила:  Фараджова Г.

Проверила: Каштаева Ш.Е.

 

 

 

 

Алматы

2012

 

План:

 

  • Введение………………………………………………………………….3
  • Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка »…………………..4
  • Глава 2: «Основные принципы разделения властей Джона  
    Локка»………………………………………………………………….....5
  • Заключение……………………………………………………………….8
  • Кроссворд…………………………………………………………………9
  • Дополнительные вопросы к материалу…………………………………11
  • Тест………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной работы – « Принципы разделения властей Джона Локка» -  является актуальной, так как идея разделения государственной власти на отдельные, но взаимосвязанные ветви, впервые выдвинутая Джоном Локком и продолженная его последователями, является характерной особенностью всех правовых государств. Помимо этого, теория разделения властей – это итог многовекового развития государственности, поиска механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. 

Все, что происходило в различных  государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности власти, правящей в тот или иной период. В истории существует закономерность, что любая форма правления  в государстве оказывает существенное влияние на состояние общества в  целом и отдельно граждан, его  составляющих. Поэтому существует огромное многообразие мнений и взглядов различных  ученых, занимающихся изучением той  или иной формы государственного устройства, в том числе и формы  разделения властей.  

Проблема разделения властей в  государстве была изучена многими  историками и правоведами, к работам  которых я обратилась при обзоре данной темы. Это: Барнашев А. М. «Теория разделения властей: становление, развитие, применение », Заиченко Г.А. « Джон Локк »,  Тихомиров Ю. А. « Власть в обществе: единство и разделение », государственном управлении ». Каждый из перечисленных авторов со своей точки зрения рассматривал данную тему. Особенный интерес проявлялся к анализу идеи разделения властей и ее основных принципов, сохранивших свое существование и применение до настоящего времени. 
 

Главным источником, на основе которого построена данная работа, является « Два трактата о государственном  правлении », написанная Джоном Локком в 1689 году. Эти трактаты – итог многолетней  работы Локка и часть более  широко задуманного им труда, который так и не дошел до печати. 

«Два трактата о правлении» являются главным сочинением Локка по социально-политической философии и вместе с тем главным  социологическим произведением  последнего периода английской революции, в котором сформулированы основные принципы социально-политического  устройства нового, буржуазного общества. « В трактатах содержатся критика  патриархально-абсолютистской концепции  собственности и власти и теория происхождения частной собственности  из труда, а государственной власти, которая призвана защищать естественные права людей,— из общественного договора. В этом сочинении Локк впервые выдвигает концепцию разделения властей и создает общую концепцию государственного управления, осуществляемого на началах парламентарной монархии ». Над трактатами Локк работал более десяти лет. Первый трактат был написан в 1680 г., работа над вторым трактатом охватывает период с 1679 по 1689 г. Трактаты вышли анонимно в Лондоне в 1690 г. В 1694 г. появилось второе, исправленное издание, в 1698 г.— третье. В 1691 г. в Амстердаме вышел французский перевод «Двух трактатов о государственном правлении», сделанный с первого английского издания.  
 
     Целью исследования данной работы является рассмотрение и анализ роли теории разделения властей в сфере государственного устройства и управления.  
 
     Основными задачами исследования являются следующие: 
 
·        Рассмотреть политические взгляды Джона Локка; 
 
·        Рассмотреть основные  идеи его  концепции  разделения  властей.

 

 

Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка »

 

Британский педагог и философ  Джон Локк (1632 – 1704) считается отцом  западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, которые находятся  в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. Будучи теоретиком естественно – правовой школы, Локк трактовал естественное состояние общества как состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. 

Основы социально - политической концепции  Джона Локка содержатся в «  Двух трактатах о государственном  правлении ». Первый трактат был  посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй содержит теорию конституционной парламентарной монархии. Также в произведении « Два трактата о государственном правлении » Джон Локк изложил свою концепцию естественного права. Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о естественном состоянии.  

В естественном (догосударственном) состоянии, согласно Локку, господствует естественный свободный закон, закон природы. Выражением естественного равенства Локк считает готовность людей следовать разумным природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона. Закон природы определяется посредством разума - что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может наказать каждый. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, является основой мира и безопасности для всего человечества. И человек, в соответствии с требованием разума, находясь в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность - стремится не навредить другому.

Естественное состояние это - «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», « состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Защита закона природы и претворение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого отдельного человека.

Свобода мнений, по Локку, есть неотъемлемое право человека. Он полагал, что в  сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.

Требование « воздать каждому  свое, его собственное » Локк обозначает как основное право - право на собственность. Под собственностью Локк понимает не только экономические нужды, но и  жизнь, свободу, а также стремление к счастью. Имущество и жизнь  выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор  призвания, полагаются и достигаются  цели. Локк расценивает свободу личности как великое основание собственности. Он полагал, что люди не потому становятся собственниками, что овладевают предметами природы, но они в состоянии присваивать  посредством труда предметы природы, ибо изначально свободны, и уже  в силу этого – собственники. Так, он замечает, что каждый человек  по закону природы имеет право  отстаивать свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество.

Таким образом, Локк оправдывает собственность  не потому, что ее защищает закон, установленный  людьми, а потому, что она соответствует  высшему закону - "естественному  праву".

Локк считал, что для создания гарантий естественных прав и законов  люди отказались от права самостоятельно их обеспечивать. В результате общественного  соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее  право издавать законы, использовать общественные силы для применения этих законов, взаимодействовать с другими  государствами. А поскольку само государство создано для гарантии естественных прав, то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для них  проистекает из привилегий, особенно, если они принадлежат носителям  власти.

Локк полагал, что государственная  власть не может брать на себя право  повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она  обязана осуществлять правосудие и  определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и уполномоченных на то судей. Но главное заключается в том, чтобы организация самой власти гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда вытекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей  в государстве на законодательную, исполнительную и федеративную.

 
Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка»

 

Принцип разделения властей означает, что законотворческая, исполнительная и судебная власти осуществляются разными  государственными органами, при этом они самостоятельны и относительно независимы. 

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в  том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами и исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов - это так называемая «система сдержек и противовесов».  

По Локку, законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных.

« Законодательная власть - это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов ».

« Основной целью вступления людей  в общество является стремление мирно  и безопасно пользоваться своей  собственностью, а основным орудием  и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным  законом всех государств является установление законодательной власти. … Эта  законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в  руках тех, кому сообщество однажды  ее доверило. И ни один указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой  и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом. Ибо без этого данный закон не будет обладать тем, что  совершенно необходимо для того, чтобы  он стал действительно законом ».

Локк являлся сторонником представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и  ответственным перед ним, так  как народу принадлежит верховная  власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. Целью закона является не уничтожение  и не ограничение, а сохранение и  расширение свободы. Как все иные политические установления, как само государство, законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все, совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно  с одобрения входящих в него лиц. Также к законодательной власти Локк относил деятельность уполномоченных на то судей.

 Джон Локк также отмечал  определенные особенности законодательной  власти. « Хотя законодательная власть, независимо от того, сосредоточена ли она в руках одного человека или нескольких, осуществляется ли она непрерывно или только через определенные промежутки, хотя она и является верховной властью в каждом государстве, но все же: во-первых, она не является и, вероятно, не может являться абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа. Ведь она представляет собой лишь соединенную власть всех членов общества, переданную тому лицу или собранию, которые являются законодателями; она не может быть больше той власти, которой обладали эти лица, когда они находились в естественном состоянии. … Во- вторых, законодательная, или высшая, власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. … В-третьих, верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. Ибо сохранение собственности является целью правительства, и именно ради этого люди вступают в общество. … В- четвертых, законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом, и те, кто им обладает, не могут передавать его другим. Только народ может устанавливать форму государства, делая это посредством создания законодательной власти и назначения тех, в чьих руках она будет находиться ».  

Помимо этого, существуют пределы, установленные для законодательной  власти любого государства и во всех формах правления. По словам Локка, это  « …во-первых, необходимо управлять  посредством опубликованных, установленных  законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, напротив, должен существовать один закон для  богатого и бедного, для фаворита при дворе и для крестьянина  за плугом. Во-вторых, эти законы должны предназначаться ни для какой иной конечной цели, кроме как для блага народа. В-третьих, они не должны повышать налоги на собственность народа без согласия народа, данного им самим или через его представителей. В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому или передоверять ее кому-либо, кроме как тем, кому ее доверил народ ». 

Информация о работе Принципы разделения властей Джона Локка в США