Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Понятие «федерализм» имеет разное значение в различных странах. Однако в целом федерализм может быть определен как организационная структура, при которой центральное правительство (федеральное государство) имеет некоторые властные полномочия по отношению к субъектам федерации. С другой стороны, даже при том, что субъекты федерации не суверенны по международному праву, они фактически имеют признаки государства: собственные властные полномочия, свою собственную представительную власть и через различные механизмы участвуют в принятии решений на национальном уровне.

Содержание работы

Понятие федерализма и признаки федерации……………………………3
Федерализм в США и ФРГ…………………………………………….......4
Принципы разграничения законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ…………………………….............6
Сравнение федерализма в России, США и Германии………………….10
Список литературных источников……………………………………….13

Файлы: 1 файл

контролька.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что законодательные компетенции  наиболее подробно расписаны в Конституции  ФРГ. В обеих странах основная законодательная власть принадлежит  федерации, к ведению субъектов  относятся области исключительной компетенции, чётко не оговоренные в Конституциях.

Общим для обеих  стран является преимущество федерального права над правом земель/штатов.

 

Сравнение федерализма в России, США и  Германии

Первый исторический опыт создания федерации был получен  США, где имела место относительно свободная самоорганизация государства (почти отсутствовали внешние и внутренние факторы и ограничения), и федерация была сформирована в результате соглашения и объединения. Первоначально 13 штатов подписали Договор, к которым затем присоединились вновь создаваемые колонистами штаты. В 1787 г. основные законы федерализма были заложены в Конституцию США: «Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Выделяют следующие модели федерализма.

1. По способу образования союзные и децентрализованные. Союзные образуются в результате договора между несколькими государствами (США, СССР).

Децентрализованные создаются  путем преобразования унитарного государства  в федеративное на основе правового  акта, спускаемого сверху централизованной властью, либо путем договора с составными частями государства. Россию по способу образования федеративных основ следует относить к конституционно-договорной федерации.

2. По правовому режиму  разделения государственной власти  по вертикали федерации делят на делегированные и децентрализованные. Россию можно отнести к обоим типам, поскольку формально она делегированная федерация, а по сути децентрализованная.

3. По наличию или  отсутствию элементов соподчиненности  в системе разделения государственной власти федерации делят на централизованные и нецентрализованные. При централизованном федерализме подразумевается приоритет общенациональных интересов над интересами отдельных членов федерации. Нецентрализованный федерализм обеспечивается договором, а власть рассредотачивается между ее ячейками. Примером может служить США. Основу власти при таком федерализме составляет принцип субсидиарности - сочетание общенациональных интересов и интересов территорий.

4. По характеру и  степени взаимосвязанности и взаимозависимости субъектов федерации в системе разделения государственной власти федерации делят на дуалистические и кооперативные. Исторически федерализм зародился как дуалистический - строго фиксированное на конституционном уровне разделение функций и полномочий между центральной властью и субъектами федерации. Теория кооперативного федерализма впервые вошла в практику в 30-е гг. XX в.в англосаксонских странах. Здесь взаимоотношения строятся на матричной основе, исключающей иерархию. Кооперация сторон достигается договорными процедурами. Эта форма развивается в США, Германии.

5. По функциональным  особенностям, государственно-правовой  природе и различиям в статусе  выделяют следующие федерации:  симметричные, асимметричные и симметричные с элементами асимметрии. Большинство государств относятся к симметричным с элементами асимметрии. В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по природе и статусу, но конституция допускает из общего правила исключения, которые не касаются различий государственно-правовой природы субъектов федерации, а затрагивают лишь отдельные элементы статуса (например, США, ФРГ). Одной из причин асимметрии может стать проведение различий в статусе в зависимости от того, какой фактор - национальный или территориальный - положен в основу федерации. Россия в настоящее время больше похожа на асимметричную федерацию. Так, в ч. 2 ст. 5 Конституции записано: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство».

В мире нет абсолютно  совершенных моделей федерализма, но многими зарубежными странами накоплен колоссальный опыт, который  позволяет поддерживать целостность  и устойчивость государства как единой системы.

 

Список  литературных источников:

  1. Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие. - М.: Юрайт. – 2010.
  2. Калина В.Ф. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации: сравнительно-правовой анализ //  Юриспруденция. – 2009. -  № 16.
  3. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / В.В. Маклаков. - М.- 2006.
  4. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: Тома 1–2. Часть общая: Учебник / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. - М.: Издательство БЕК. - 2000.
  5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые львы. – 1996.
  6. Федерализм. Теория, институты, отношения. Сравнительно-правовое исследование. - М.: Юристъ. - 2001.
  7. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма:  сравнительный анализ // Государство и право. – 1994 - № 8.

 


Информация о работе Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ: сравнительный анализ